Правая.Ru | 09.02.2006 |
Святейший Патриарх Московский и вся Руси Алексий II благословил подготовку военных священников для окормления российской армии. Об этом сообщил начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил России генерал-полковник Николай Резник. Таким образом, в армию вновь вернутся православные пастыри.
Возвращение Церкви в российскую армию началось 2 марта 1994 года, когда между Патриархом и министром обороны Павлом Грачевым был подписан договор, по которому был создан координационный комитет по взаимодействию между вооруженными силами и Русской Православной Церковью.
Спустя почти 10 лет — в июне 2003 года — на базе Рязанского института ВДВ состоялись первые трехдневные сборы священников, окормляющих армию. В них приняли участие 124 священника из 37 епархий.
В прошлом году министр обороны Сергей Иванов на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II обещал, что «отношения Церкви и армии будут развиваться и крепнуть». По данным министра, в 2005 году около 2 тыс священнослужителей работали на постоянной основе в тех или иных местах постоянной дислокации войск, больше всего их в сухопутных войсках, Ракетных войсках стратегического назначения и ВДВ".
Отрадно, что поводом к активизации отношений стали XIV Рождественские чтения. Выступая во время Торжественного открытия крупнейшего православного форума, генеральный прокурор России Владимир Устинов заявил, что «архиважно пастырское попечение о тех, кто находится на государственной службе. При отсутствии у них нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли».
Развивая свою инициативу, уже через несколько дней он предложил восстановить в армии должность полкового священника, что, по его мнению, поможет бороться с преступностью и неуставными отношениями.
«Да, можно создать военную полицию, усилить законодательство, но одними силовыми мерами с этим (неуставными отношениями) не справиться», — сказал Владимир Устинов. Он предложил «подумать о восстановлении должности полковых священников», отметив, что такая практика действует во многих странах мира.
Тем самым Устинов продолжил уже начавшееся обсуждение. Ранее за учреждение в Вооруженных силах института полковых священников высказался главный военный прокурор России генерал-полковник юстиции Александр Савенков. «Опыт показывает, что сотрудничество с Русской Православной Церковью и ее представителями заметно снижает уровень преступности в Вооруженных силах», — подчеркнул Савенков.
Идею, высказанную государственными деятелями, поддержал и Патриарх, который отметил, что «сближение Церкви и армии приносит добрые плоды, способствует пробуждению в душах военнослужащих идеалов русского воинства».
Теперь, после благословения Его Святейшества, начата работа над законодательным оформлением таких отношений.
«Руководство Минобороны России признательно Алексию II за его согласие организовать подготовку группы военных священников для выполнения пастырского служения в войсках. Однако вопрос о введении института военного духовенства в армии и на флоте требует тщательной проработки с учетом свободы вероисповедания военнослужащих и равноправия религиозных организаций в нашем государстве», — сказал генерал-полковник Николай Резник
Генерал подчеркнул, что в настоящее время Главная военная прокуратура также приступила к практическому выполнению задач, связанных с введением института военного духовенства в вооруженных силах России.
«Речь идет о подготовке в Главной военной прокуратуре законопроекта, касающегося введения института военных священников в Вооруженных силах России», — уточнил Николай Резник.
А уже упоминавшийся главный военный прокурор Александр Савенков, выступая на заседании комитета Совета Федерации, заявил, что «уже на этой неделе, к пятнице, Главная военная прокуратура представит законопроект о введении института военных священников в вооруженных силах России».
Таким образом, путь — длиною в 12 лет — практически пройден. Церковь и армия, сближение которых давно идет де-факто, получат юридическое оформление отношений. То, что назрело уже давно, что являлось необходимым и, потому, общепринятым в дореволюционной России, возрождается.
И это еще раз доказывает сплоченность и силу православного сообщества, представленного на Рождественских чтениях разными группами людей — политиками, учеными, журналистами, государственными чиновниками и т. д. По сути, эта общность людей и есть государство, сердцевина общества. Потому общецерковные инициативы вызвали поддержку не только у православных, но и у государства. А ведь среди этих инициатив, помимо сближения Церкви и армии, введение «Основ православной культуры», воспитание молодежи, дальнейшее развитие православной миссии и многое другое.
Учитывая успешное претворение слов в дело, надо продолжать работать. Нормализация отношений между Церковью и государством становится все более необходимым и все более явным.
Правая.ru