Красная звезда | Сергей Князьков | 10.02.2006 |
Закон «Об альтернативной гражданской службе» (АГС) вступил в силу 1 января 2004 года. Один из разработчиков закона в прошлом депутат Государственной Думы генерал-полковник в отставке Эдуард Воробьев вспоминает, что в то время, когда проект закона обсуждался, выделилось несколько различных мнений. Однако на самом деле введение альтернативной гражданской службы не является серьезной политической новацией, а стало лишь реставрацией давних российских политических традиций.
Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям было введено в России еще в XVIII веке при Екатерине II и, несмотря на некоторые политические коллизии, существовало в течение всего дореволюционного периода. Даже большевики сначала признали право на АГС специальным декретом от 23 января 1918 года «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Эта норма просуществовала в СССР до 1939 года и была отменена по той причине, что за предыдущие два года никто не заявил об отказе от службы в армии по убеждениям.
В новой России в 1991 году в Конституцию была внесена статья о возможности замены военной службы на альтернативные гражданские обязанности, а спустя 11 лет был принят закон об АГС.
Как отразилось принятие этого закона на боеготовности Вооруженных Сил, играет ли он важную роль в предоставлении производству, социальным институтам государства значительного контингента юношей, желающих через АГС выполнить свои конституционные обязанности перед Родиной?
За время, прошедшее после принятия закона, прошло четыре призыва. Весной 2004 года на альтернативную службу были приняты 83 человека, в осенний призыв того же года — 317, весной 2005 года — 136, а минувшей осенью — около 100 человек… Тем не менее явно наблюдается сокращение количества желающих проходить альтернативную гражданскую службу. Если осенью 2004 года было подано около полутора тысяч заявлений на прохождение АГС, весной 2005 года — около 600, то минувшей осенью только 400 человек выразили такое желание. Таким образом, интерес к АГС у современной молодежи не велик.
В этой ситуации Федеральная служба по труду и занятости приняла решение провести первый Всероссийский информационный форум «Гражданский призыв». По этому поводу в Центральном доме журналистов руководители Федеральной службы по труду и занятости совместно с ведущими экспертами, юристами и работодателями рассмотрели итоги работы, проделанной за два года действия Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе».
Как было подчеркнуто, рынок труда испытывает хронический дефицит рабочей силы в 40 тысяч человек по более чем 300 профессиям на общественно полезных и социально значимых работах. И привлечение к имеющимся вакансиям юношей, желающих выполнить свой конституционный долг, не беря в руки оружие, очень желательно и для государства, и для бизнеса. Об этом, в частности, говорили заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций, начальник отдела АГС этой Федеральной службы Вячеслав Скородумов, один из разработчиков закона об АГС генерал-полковник в отставке Эдуард Воробьев, советник председателя Военной коллегии Верховного суда доктор юридических наук Анатолий Толкаченко, главврач 15-й городской клинической больницы г. Москвы Эльвира Николаева, исполнительный секретарь коалиции общественных организаций «За демократию АГС» Сергей Кривенко, директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова и другие.
Как подчеркнул Юрий Герций, непосредственно вся работа по реализации закона об АГС ведется на местах. В ней принимают участие призывные комиссии, военные комиссариаты, территориальные органы по вопросам занятости населения (с точки зрения взаимодействия с работодателями), федеральные и региональные структуры, где имеется возможность проходить АГС.
В настоящее время в системе прохождения АГС задействованы 27 федеральных органов исполнительной власти и 57 региональных структур.
Для лиц с высшим образованием эта служба сегодня составляет 21 месяц, для остальных — 42 месяца. Но если граждане исполняют АГС на должностях, относящихся к ведению Минобороны, то срок исчисляется соответственно 18 и 36 месяцами.
Почему уменьшается число желающих проходить АГС? По мнению Юрия Герция, у кого-то из желающих изменились семейные обстоятельства, кто-то поступил в вуз и получил отсрочку от службы, а кто-то решил все же отслужить в армии.
Работодателей, желающих воспользоваться трудом юношей, проходящих АГС, немало, но многие из них не в состоянии обеспечить проживание альтернативщиков так, как этого требует закон. Вторая причина трудностей с направлением юношей на АГС — то, что в федеральных и региональных органах исполнительной власти невысока оплата труда (в 2004 году средняя зарплата на АГС составляла 1.600 рублей в месяц). Однако не следует забывать, что юноши имеют право дополнительно к исполнению своих основных обязанностей по АГС работать по совместительству, а также обучаться в средних и высших учебных заведениях. Так, к примеру, в 2006 году два таких «альтернативщика» оканчивают вузы, и таким образом попадают под сокращение сроков АГС и увольнение.
Каков же социальный портрет «альтернативщика»? Он в основном относится к двум типам: те, которые по АГС работают в сфере производства, и те, кто работает в сфере оказания социальных услуг, то есть в органах здравоохранения и социальной защиты.
Тем не менее есть юноши, которые, получив право на прохождение АСГ, уклоняются от нее. В настоящее время в отношении 57 таких юношей ведутся различного рода дознания, а в отношении еще 17 подготовлены материалы в прокуратуру.
Эдуард Воробьев призвал сделать все, чтобы «альтернативщики» не подвергались презрению как со стороны тех, кто отслужил действительную военную срочную службу, так и со стороны общества. Для этого надо совершенствовать закон об АГС. Генерал-полковник видит пути этого совершенствования в нескольких направлениях. Однако прежде всего, по его мнению, ничего общего между военной и альтернативной гражданской службой быть не должно.
— АГС определяется не продолжительностью, а ее полезностью, — подчеркнул он и высказался за сокращение срока АГС (например, в Германии АГС по срокам больше военной службы лишь на 2 месяца), а также за то, чтобы смягчить принцип экстерриториального комплектования должностей по АГС и четче прописать статус юношей, прошедших АГС и зачисленных в армейский запас.
Представитель Федерального агентства специального строительства Юрий Онилов сообщил, что сейчас у них проходят альтернативную гражданскую службу 102 человека в 22 Федеральных государственных унитарных предприятиях. В целом ими довольны. По словам Юрия Федоровича, это люди законопослушные, верующие. В основном они трудятся на рабочих специальностях: в качестве плотников, каменщиков, бетонщиков. Высоко отозвалась о четырех ребятах, проходящих АГС, и еще один работодатель — главный врач 15-й городской клинической больницы Москвы Эльвира Николаева.
— Люди работают санитарами, — сообщила она. — Работа санитара очень тяжела физически, малопрестижна и малооплачиваема, поэтому укомплектованность этих должностей у нас — лишь 35 процентов. Одного юношу по АГС определили санитаром в операционное отделение, второго — в центральное стерилизационное отделение, третьего — в терапевтическое, а четвертого — в отделение анастезиологии и реанимации. Что можно сказать по итогам года? Они оказывают нам колоссальную помощь!
Николаева выразила желание принять столько «альтернативщиков», сколько ей направят — хоть сто человек.
По словам директора Центра социальнотрудовых прав Елены Герасимовой, очень многие юноши отказываются проходить альтернативную службу, если она связана с организациями Минобороны. Например, если предстоит работать на танкоремонтном заводе.
С такой постановкой вопроса не согласился Юрий Герций:
— Еще в военкомате, если юношу, утвержденного на АГС, не устраивает место будущей работы, ему предлагается альтернатива.
Как видно, в случае с альтернативной гражданской службой интересы армии никак не ущемляются, но и никак не учитываются. Хорошо это или плохо? Не знаю… Кто бы спорил, если бы АГС, к примеру, была организована в службах войскового тыла, в столовых, банно-прачечных комбинатах, госпиталях… Так что работать законодателям, видимо, действительно есть над чем.