На расширенном заседании бюро парламента Грузии, состоявшемся во вторник 7 февраля, перед депутатами высшего законодательного органа страны выступил с докладом о ситуации в Цхинвальском регионе и «проанализировал» работу Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели. Подготовка данного доклада была предусмотрена постановлением парламента от 11 октября 2005 года «О ходе миротворческих операций и ситуации в конфликтных зонах Грузии» как отчет правительства перед законодателями с целью инициации процесса вывода с территории Грузии российских миротворцев. В постановлении отмечалось, что «если со стороны России не будут предприняты конкретные меры для достижения реального прогресса в деле выполнения мандата миротворцев, то парламент Грузии потребует от правительства Грузии начать соответствующую процедуру по выводу российских миротворцев из Цхинвальского региона». В подготовке озвученного Зурабом Ногаидели доклада принимали участие МВД и минобороны Грузии, а также аппарат госминистра по урегулированию конфликтов. Тем не менее грузинские парламентарии не решились вынести вопрос на пленарное заседание и договорились вернуться к нему 15 февраля.
Заседанию бюро предшествовала очередная провокация по отношению к российским военнослужащим. Следовавшая поездом Ереван — Тбилиси группа военнослужащих (12 человек), убывающая на доукомплектование тбилисского и батумского гарнизонов ГРВЗ, была задержана грузинскими пограничниками на контрольно-пропускном пункте «Садахло» и снята с поезда. У российских военнослужащих все необходимые документы на пересечение грузинской границы были в наличии, а вопрос даты въезда в Грузию был согласован заранее и на самом высоком уровне. Свои действия грузинская сторона мотивировала тем, что якобы отсутствует разрешение от министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили (явная ложь, без резолюции заместителя министра обороны грузинский МИД не рассматривает даже возможность открытия виз россиянам, а визы у них были в полном порядке). Под этим предлогом пограничники продержали наших военнослужащих несколько часов. Затем, дождавшись, когда поезд, а он стоит в Садахло два часа, уйдет, пограничники, посчитав проблему исчерпанной, позволили россиянам продолжить путь в Тбилиси. Командованию ГРВЗ пришлось отправить в Садахло за нашими военнослужащими автотранспорт, приспособленный для перевозки людей.
Напомним, что и до этого происшествия весь январь и начало февраля в Грузии проходили под знаком борьбы с военнослужащими ГРВЗ и миротворческих контингентов в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. Силовые структуры страны организовали задержание автомобиля, принадлежащего миротворческому контингенту в зоне грузино-осетинского конфликта, избив при этом нескольких миротворцев. Вслед за этим в непосредственной близости к зоне конфликта случайно обнаруживается бесхозный переносной зенитный ракетный комплекс «Игла», происхождение которого было тут же обозначено как российское (летом 2004 года грузинские власти уже пытались обвинить Россию в доставке в зону конфликта ПЗРК, в том числе и комплексов «Игла», но, как всегда, безуспешно). На административной грузино-абхазской границе были задержаны двое военнослужащих и автомобиль из состава Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) в зоне грузино-абхазского конфликта, которым МВД Грузии попыталось «пришить» шпионаж (как всегда очень вовремя на задержании оказались грузинские телевизионщики). По некоторым сведениям, среди жителей Гальского района Абхазии осуществляются попытки сбора подписей под воззванием о необходимости скорейшего вывода российских миротворцев из зоны конфликта. Распространяются также неподтвержденные заявления о задержании некоего россиянина, якобы ввезшего в Грузию несколько килограммов обогащенного урана и т. д.
Вместе с тем шумиха, поднятая грузинскими законодателями и некоторыми представителями кабинета министров, изначально и явно рассчитана на дезинформирование мировой общественности, дискредитацию в ее глазах Российской Федерации. Цель очевидна — любым путем убедить ООН, ОБСЕ, Евросоюз, НАТО в неэффективности выполнения Россией миротворческой миссии и под этим предлогом добиться расширения формата Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта, а затем перевести сценарий развития миротворческой операции по югославскому варианту.
Отсюда и негативная оценка, которую дало бюро парламента деятельности российских миротворцем. Правда, при этом оно посчитало необходимым еще раз в течение этой и начале следующей недели на заседаниях парламентских комитетов по обороне и безопасности, внешней политики самым тщательным образом рассмотреть возможные для Грузии последствия принятия решения по выводу российских миротворцев. Даже если постановление о выводе россиян из зоны грузино-осетинского конфликта действительно будет рассмотрено и принято парламентариями на пленарном заседании 15 февраля, то и тогда вряд ли в одностороннем порядке Тбилиси удастся этого добиться. Смешанные силы по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта обладают международным мандатом на осуществление миротворческой деятельности, и одного нежелания грузинской стороны явно недостаточно. В частности, международная правовая база обязывает россиян находиться в зоне грузино-осетинского конфликта до момента его окончательного урегулирования. Изменение мандата миротворцев возможно только в случае согласия всех конфликтующих сторон. Как известно, Южная Осетия категорически против вывода россиян из зоны конфликта.
Небезынтересно, что в преддверии заседания парламентского бюро представители официального Тбилиси проводили активные консультации со своими западными стратегическими партнерами, как и в ходе визита президента Саакашвили в Европу, так и их представителями в самой Грузии. По всей видимости, расчет грузинских властей на их открытую поддержку в вопросе вывода россиян не оправдался. В ходе парламентских дискуссий мнения представителей законодательной и исполнительных ветвей власти несколько разнились. Оппозиция обвинила руководство страны в отступлении от озвученных ранее требований и боязни приступить к началу процесса вывода миротворцев из зоны конфликта. И не только оппозиция. Накануне заседания бюро председатель комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе высказал мнение, что Грузия должна быть готова к войне и силовым методом выдворить оккупационные российские войска со своей территории. Тем не менее премьер-министр Ногаидели в ходе доклада по миротворцам осторожно заметил, что вывод россиян — это не самоцель для Тбилиси, и основной упор сделал на мирный план урегулирования конфликта, который якобы тормозится именно миротворцами. Несколько смягчила свой тон и председатель парламента Нино Бурджанадзе. По ее словам, требования Тбилиси к миротворцам, предъявленные в постановлении, это не каприз, а требование к России выполнять взятые на себя международные обязательства. В то же время Бурджанадзе заявила, что практически ни один пункт, связанный с деятельностью российских миротворцев, не выполняется Россией, причем нарушаются самые значительные договоренности, касающиеся демилитаризации зоны конфликта, а также все пункты, на которых принципиально основана деятельность любых миротворческих сил.
Подобные утверждения являются не соответствующими истине. С 2004 года грузинская сторона, нарушая все возможные договоренности, неоднократно вводила в зону конфликта свои регулярные армейские подразделения (лето 2004-го, сентябрь 2005-го, февраль этого года), что совсем не похоже на демилитаризацию. Именно российские миротворцы не допустили развязывания широкомасштабных боевых действий в зоне конфликта летом 2005 года, к которым так стремилась именно грузинская сторона. Именно благодаря россиянам в этом регионе уже в течение 15 лет слово «мир» преобладает в лексиконе местных жителей. Однако грузинские парламентарии и представители исполнительной власти, по всей видимости, успели за 15 лет мира соскучиться по боевому адреналину и настойчиво стремятся всучить в руки Саакашвили уже зажженный бикфордов шнур заведомо проигрышной войны.
http://www.redstar.ru/2006/02/0902/304.html