Красная звезда | Дмитрий Юров | 04.02.2006 |
— В Вооруженных Силах Российской Федерации создана стройная система оказания военнослужащим всех видов медицинской помощи в полном объеме и в оптимальные сроки, — рассказывает Игорь Юрьевич. — Войсковая медицина как раз и является основой этой системы.
На протяжении всей истории существования военно-медицинской службы организация оптимального функционирования ее войскового звена была и остается одной из важных составляющих, определяющей все наши успехи в работе по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья военнослужащих. От состояния этого звена зависит многое и в первую очередь готовность военной медицины к выполнению задач по предназначению, своевременность и качество профилактики, медицинской помощи на начальном уровне, исходы лечения раненых и больных.
В состав войскового звена медицинской службы входят медицинские роты (медицинские пункты) частей, соединений, учебных центров, отдельные медицинские батальоны дивизий, аэромобильные госпитали воздушно-десантных дивизий и другие структурные подразделения и части. Сравнительно новой формой организации работы в войсках являются объединенные медицинские пункты, создаваемые, как правило, в отдаленных гарнизонах и военных городках, что позволяет комплексно и качественно организовать и проводить всю работу по медицинскому обеспечению военнослужащих и других прикрепленных контингентов в этих условиях с привлечением всех сил и средств медицинских служб, дислоцированных в военных городках.
Войсковое звено медицинской службы осуществляет большой объем лечебно-профилактической работы. Так, в 2004 г. зарегистрировано 3,4 млн. обращений за медицинской помощью, стационарное лечение в лазаретах медицинских пунктов воинских частей получили 167 тыс. военнослужащих.
Основные задачи войсковой медицины — это оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи военнослужащим, а в населенных пунктах, где отсутствуют учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения, — и членам их семей, организация и проведение диспансеризации военнослужащих, проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществление медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава.
Этот далеко не полный перечень задач, возложенных на медицинскую службу войскового звена, требует от военных врачей высокой квалификации, больших знаний, ответственности и готовности к действиям в сложной обстановке. Тем более в тех условиях, когда воинские части расположены на удалении от населенных пунктов, где имеются гражданские лечебные учреждения.
В настоящее время роль войсковой медицины возрастает в связи с переходом ряда соединений и воинских частей к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также с планируемым переходом на один год военной службы по призыву. Это потребует внедрения новых подходов к организации работы медицинской службы, дальнейшего совершенствования лечебно-диагностической и профилактической работы.
Особое значение мы придаем нашей работе в частях и соединениях постоянной готовности. Переход на новую структуру военно-медицинской службы в войсках, на оптимальное соотношение численности врачей и среднего медицинского персонала был начат в свое время в Воздушно-десантных войсках. Именно там создавались медроты и аэромобильные госпитали. И этот опыт, оправдавший себя в «горячих точках», распространяется ныне на все Вооруженные Силы. Сегодня во всех соединениях и частях постоянной готовности мы имеем оптимальную структуру медицинской службы, имеющую комплект сил и средств постоянной готовности, предназначенный как для участия в ликвидации последствий экстремальных ситуаций мирного времени, так и для развертывания в условиях боевых действий.
Подтверждением достаточной эффективности деятельности медицинской службы и в значительной степени войскового звена является организация медицинского обеспечения боевых действий на территории Чеченской Республики.
Все раненые и больные военнослужащие Объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона в кратчайшие сроки и в полном объеме получают установленные виды медицинской помощи на всех этапах медицинской эвакуации. Более 90 процентов раненых возвращено в строй.
Мы хорошо понимаем, что без необходимой материальной основы и технической оснащенности медицинских подразделений войскового звена эффективно решать задачи, особенно в области охраны здоровья военнослужащих, очень сложно. В этом направлении пристальное внимание уделяется совершенствованию материальной базы военно-медицинских объектов, особенно войсковых, оснащению медицинских служб соединений и частей современными медицинскими и техническими средствами. Эта работа проводится в рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие материально-технической базы военно-медицинских учреждений на 2001 — 2010 годы», утвержденной в 2001 году министром обороны России.
Так, в перечне объектов для строительства и реконструкции — более 150 объектов войскового звена медицинской службы, в первую очередь медицинские пункты, роты и батальоны соединений и частей постоянной готовности. В рамках реализации указанной программы в 2004 году построено (реконструировано, отремонтировано) 14 объектов войскового звена.
Принимаются меры по лицензированию военно-медицинских подразделений и медицинских воинских частей войскового звена. Это большая и важная работа включает в себя как решение вопросов совершенствования материально-технической базы, целевого финансирования, так и проработку юридической основы для его осуществления.
2006-й станет годом продолжения работы по совершенствованию деятельности войсковой медицины, годом решения важнейших стратегических задач, определяющих перспективу развития и движения этой основы всей военной медицины на долгие годы.
Этот год планируется сделать годом оснащения войскового звена. Основу плана закупок 2006 года (60 процентов) составляет медицинское имущество для оснащения медицинских пунктов воинских частей, санитарно-эпидемиологических лабораторий соединений и центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора видов ВС РФ, военных округов. Это электрокардиографы, аппараты для физиотерапии, искусственной вентиляции легких, стерилизационное оборудование, медицинская мебель и оборудование, анализаторы (бактериологический, звука, токсичности), спектрометры, газожидкостные хроматографы — перечень можно продолжить.
Вся проводимая нами работа направлена на совершенствование качества работы войсковой медицины, решение конечной задачи — сохранение и укрепление здоровья военнослужащих и в конечном итоге поддержание постоянной боевой готовности войск.
— На сегодняшний день одним из главных национальных проектов, названных Президентом России, является улучшение первичной медико-санитарной помощи. Как это соотносится с задачами военной медицины? Что нужно улучшать, подправлять?
— Действительно, повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи является важнейшей составляющей «Приоритетного национального проекта «Здоровье». К сожалению, военное ведомство оказалось вне рамок этого проекта.
И это при том, что деятельность медицинской службы в полном объеме отвечает критериям первичной медико-санитарной помощи, а функциональные обязанности специалистов войскового звена медицинской службы (врач медицинского пункта части, начальник медицинского пункта части, начальник медицинской службы части) и врачей общей практики (семейных врачей) идентичны.
В военно-медицинской службе задачи, подобные участковой службе гражданского здравоохранения, выполняют около 13 тыс. человек. При этом большую часть этих специалистов составляют военные врачи, являющиеся по своему статусу врачами общей практики.
Исходя из этого, Минобороны России ведет работу по распространению предусмотренных упомянутым проектом повышений размера заработной платы для участковых терапевтов, врачей общей практики и медицинских сестер на врачей и средний медицинский персонал медицинской службы Вооруженных Сил, выполняющий задачи первичного звена здравоохранения. Невключение медицинского персонала военно-медицинских структур в проект повлечет увеличение оттока профессиональных и высокоподготовленных специалистов из системы Минобороны России. В связи с этим военным ведомством подготовлены многочисленные обращения в различные органы власти — Правительство Российской Федерации, Минздравсоцразвития, Комитет Государственной Думы по обороне, в котором мы нашли активную поддержку.
Работа по реализации в 2006 г. в Минобороны России «Приоритетного национального проекта «Здоровье» продолжается и определена одной из наших главных задач.
— А если коснуться еще одного направления — медицины современных технологий, то чем военные медики обладают на сегодняшний день в этом плане? И что нужно сделать, чтобы она была доступна всем военнослужащим и членам их семей?
— Организация дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, занимает особое место в деятельности ГВМУ с учетом того, что законодательное право на получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях Минобороны России имеют более 6 млн. граждан (4 процента населения Российской Федерации). Основной контингент, которому оказывается такая помощь, — это военные пенсионеры и члены семей офицеров запаса и в отставке, то есть почти три четверти от всего числа обслуживаемых нами людей.
Все военнослужащие, нуждающиеся в оказании данных видов медицинской помощи, получают ее в военно-лечебных учреждениях Минобороны России. В 2004 году такая помощь оказана нами 17,5 тыс. пациентам. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 911 удалось решить вопрос о предоставлении высокотехнологичной медпомощи военнослужащим и в специализированных медицинских учреждениях здравоохранения федерального подчинения, причем за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели. Это серьезное дополнение к возможностям военного ведомства.
В Минобороны России основной потенциал высоких технологий сосредоточен в военно-лечебных учреждениях Центра, которые оказывают свыше 90 видов дорогостоящей медицинской помощи в полном объеме. Ежегодно наращиваются их мощности, совершенствуется материально-техническая база, увеличивается количество осуществляемых видов этой помощи, что приводит к возрастанию затрат, покрываемых как из средств самого Минобороны, так и внебюджетных источников финансирования.
Для оказания данных видов помощи в военно-лечебных учреждениях Минобороны России ежегодно необходимо не менее 850 млн. рублей. В настоящее время эти затраты покрываются лишь частично.
Оптимальное финансирование данной медицинской помощи позволит задействовать весь потенциал военной медицины, причем в интересах военнослужащих всех федеральных органов исполнительной власти, где в соответствии с действующим законодательством предусмотрена военная служба.
— Насчет Центра понятно, а каково сегодняшнее состояние медицинского оборудования в гарнизонах?
— Техническое состояние медицинской техники в военно-медицинских учреждениях на местах сегодня можно оценить как удовлетворительное. Количество неисправной техники (подлежащей ремонту) не превышает в среднем 10 процентов от общего ее числа. Но, несмотря на это, около половины медтехники выслужило установленные сроки эксплуатации, что требует дополнительных затрат на поддержание ее в исправном состоянии.
Обновление парка медтехники, аппаратов и приборов происходит постоянно, хотя и не всегда такими темпами, как хотелось бы. Причина известна — ежегодно потребность военно-медицинской службы в денежных средствах на закупку медицинского имущества удовлетворяется не более чем на 40 процентов.
Сегодня удалось наладить систему адресной доставки медицинского оборудования от производителей непосредственно в воинские части и военно-медицинские учреждения. Это дает очевидные преимущества: сокращает время на прием, обработку, хранение имущества на медицинских складах.
Ежегодно новое медицинское оборудование как отечественного, так и зарубежного производства поступает и вводится в эксплуатацию не только в центральных, но и в окружных, гарнизонных госпиталях, военных поликлиниках.
Это прежде всего аппараты, приборы и оборудование для хирургии, нейрохирургии, офтальмологии, оториноларингологии, ультразвуковой диагностики, гемодиализа и детоксикации, реанимации и анестезиологии, диагностики сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний нервной системы, рентгеновские аппараты, флюорографы, физиотерапевтическое оборудование, стоматологические установки, оборудование для стерилизации и дезинфекции.
В 2005 году только ГВКГ им. Н.Н. Бурденко освоил 47 млн евро и запустил в работу 26 уникальных хирургических комплексов. Мы не могли ждать: минута, час, день дорого стоят здоровью наших пациентов. Это была задача 2005 года. На сегодняшний момент наш ориентир — войсковое звено.
В настоящее время ведется работа по заключению договоров с поставщиками на поставку медицинского оборудования для переоснащения около 600 медицинских пунктов. Кроме того, в план закупок ГВМУ на 2006 год включены около 34 тыс. единиц приборов и аппаратов 223 наименований.
Процесс реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, и медицинской службы в частности, особенно в условиях ограниченного финансирования, требует новых подходов в организации системы снабжения войск, увеличения доли децентрализованных закупок на местах, отдания приоритета закупкам медицинской продукции отечественного производства, особенно для обеспечения войскового звена. Однако, как показывает опыт предыдущих закупочных кампаний, предприятия отечественной медицинской промышленности недостаточно активно участвуют в конкурсах на размещение заказов на поставку медицинской продукции для Вооруженных Сил. В закупочных кампаниях 2003 — 2004 гг. доля поставщиков отечественных производителей медицинской продукции составляла всего 20 процентов. В минувшем году отмечу положительную тенденцию в выравнивании данной пропорции.
— А как медицинская служба взаимодействует с другими службами тыла — вещевой, продовольственной, ветеринарной?
— За все стороны жизни и деятельности личного состава отвечает командир. Однако пока трудно себе представить командира любого ранга одновременно как высококлассного специалиста-медика, кулинара, психолога и т. д.
Специфика медицинской службы заключается в том, что она стоит на позиции сохранения жизни и здоровья личного состава в целом и каждого военнослужащего в отдельности. Именно поэтому понятие «здоровье» ассоциируют исключительно с медициной. Вместе с тем здоровье военнослужащего (следовательно, работо- и боеспособность) зависит от многих составляющих (организация труда и быта, условия деятельности, морально-психологическая атмосфера в коллективе, питание, воздействие факторов среды, лечебно-профилактические мероприятия и т. д.), вследствие чего деятельность всех служб имеет тесную взаимосвязь и взаимозависимость.
И здесь войсковая медицина играет ведущую роль. Именно ее деятельность позволяет своевременно выявить больного и лечить его, а также провести комплекс мер по предупреждению возникновения различных заболеваний, как инфекционных, так и неинфекционных. В решении этой задачи важное место занимает система медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава.
Военные медики должны вникать во все сферы жизни и деятельности военнослужащих, принимать все возможные меры для устранения причин, которые могли бы отрицательно сказаться на их здоровье. Именно в этом и состоит профилактическая направленность медицины. В связи с этим роль конструктивного взаимодействия медицинской службы со всеми заинтересованными структурами и службами в деле охраны здоровья личного состава трудно переоценить.
Результаты медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава в виде докладов о тех или иных недостатках в продовольственном обеспечении, банно-прачечном обслуживании, условиях размещения военнослужащих части с предложениями по их устранению регулярно представляются командиру воинской части. Качество этой деятельности врача части или корабля, безусловно, зависит от его профессиональной компетентности, знания положения дел в части, от смелости и настойчивости и, самое главное, от владения ситуацией о состоянии здоровья личного состава.
Другим немаловажным направлением в работе войскового (корабельного) врача является осуществление хозяйственной деятельности, связанной с обеспечением военно-медицинских частей и подразделений (медицинские пункты, медицинские роты, отдельные медицинские батальоны) имуществом вещевой, продовольственной служб, а также квартирно-эксплуатационной службы. И надо отметить, что от тесного взаимодействия с начальниками соответствующих служб зависит как обустройство этих частей и подразделений, так и обеспечение больных соответствующими видами довольствия (постельное белье 1-й категории, перьевые подушки, одеяла, столовая посуда из нержавеющей стали и т. д.).
Конечно, многие вопросы в устранении недостатков в условиях жизнедеятельности личного состава могут решаться еще на этапе их обнаружения. Это возможно в том случае, если между врачом части (корабля) и начальниками соответствующих служб (продовольственной, вещевой и др.) существуют не амбициозные, а нормальные деловые отношения.
Таким образом, только в тесном взаимодействии с вещевой, продовольственной, квартирно-эксплуатационной службами, при поддержке командования можно оперативно решать все задачи не только по обеспечению уставных условий жизнедеятельности личного состава, но и по обеспечению всеми видами довольствия больных, находящихся на лечении в военно-медицинских частях и подразделениях. Только такой подход, испытанный временем и опытом, дает хорошие результаты.