На недавнем совещании с членами правительства Президент РФ Владимир Путин указал, что Россия добивается универсальных подходов при решении косовской проблемы. Этим-то поручением и руководствовался глава МИД РФ Сергей Лавров на лондонской встрече Контактной группы по Косово, ставя вопрос перед своими коллегами: «Если для Косово можно предоставить полную независимость, тогда почему мы должны отказывать абхазам или южным осетинам»?
Внятного ответа не последовало. Хотя позиция России более чем ясна: говоря о Косово, где албанское большинство требует независимости и выхода из сообщества Сербия и Черногория, Москва исходит из того, что край есть неотъемлемая часть СиЧ. «Решения СБ ООН (резолюция N 1244. — Прим. авт.) не носят декоративного или конъюнктурного характера, а принимаются для того, чтобы их исполнять», — подчеркнул Владимир Путин. И напомнил, что в соседней Македонии албанцы представлены в органах власти и управления, полиции, исходя из процентного соотношения к другой коренной национальности. Все просто — принципы должны быть универсальными, иначе они не вызывают доверия.
В ходе лондонских переговоров их участники, главы внешнеполитических ведомств России, США, Великобритании, Германии, Италии и Франции, призвали «во избежание в Косово дестабилизации ситуации» к принятию решения по статусу края до конца текущего года. А дестабилизация более чем возможна: смерть президента Косово Ибрагима Руговы вкупе с отсутствием решения вопроса о статусе нагнетают новую волну взаимного недовольства сторон…
Вопрос о статусе Косово многие специалисты рассматривают в свете ситуации и в зонах грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов, Приднестровье и Нагорном Карабахе. Тем более что там с огромным вниманием отслеживают развитие ситуации в Косово, поскольку в определенном роде она является лакмусовой бумажкой настроений, преобладающих в умах тех, кто отвечает за решение этого кровавого балканского конфликта.
Поэтому в любом решении о будущем этого края должно быть продумано, какие последствия оно может иметь для Македонии, Грузии, Молдавии, Азербайджана, быть может, и для страны Басков, Северной Ирландии или для других областей Европы, где происходят этнические конфликты.
Следует отметить, что «демократичный» Запад, «заботясь» о Косово, говорит, что «уникальность» ситуации там в том, что международное сообщество было вынуждено принять меры для стабилизации в Косово, потому что Милошевич нарушил резолюцию Совбеза ООН N 1244. Другим же непризнанным республикам — на территории бывшего СССР (Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия), обладающим практически всеми атрибутами государственности, кроме международного признания, на Западе отказывают в праве добиваться независимости, поскольку «к ним не применялись резолюции ООН». То есть получается, что к независимости следует идти через кровавые конфликты и вмешательство ООН, реализованное руками НАТО.
И в этом плане позиция России в вопросе о статусе Косово отличается от позиции Запада. С одной стороны, мы против независимости края, поскольку против этого выступает Сербия, а с другой — мы готовы признать независимость Косово, но в случае, если этот прецедент будет иметь универсальный характер и станет применим в отношении непризнанных государств.
http://www.redstar.ru/2006/02/0202/301.html