Русская линия
ИА «Белые воины» А. Александрова06.02.2006 

Революция и Белая идея в философских исканиях И.А. Ильина

Иван Александрович Ильин, выдающийся русский философ, приступил к своим исследованиям в период страшных для России потрясений начала XX в. В 1906 г. он окончил юридический факультет Московского университета. С 1912 г. занимался преподавательской деятельностью, в 1918 г. защитил магистерскую диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» и был удостоен сразу двух степеней: магистра и доктора государственных наук. Будучи убежденным противником большевиков, он пережил шесть арестов и, наконец, в 1922 г. был изгнан из России.
В эмиграции он не прекращал научной работы, опубликовал ряд философских трудов, читал лекции, вел интенсивную общественную деятельность. И. А. Ильин был блестящим ученым, публицистом, оратором. Глубину и точность его оценкам и прогнозам придавали его живой ум и великолепная эрудиция, но главное — искренняя и горячая любовь к России. Иван Александрович жил и работал для своего Отечества, все его устремления и искания посвящены ему: «Если мои книги нужны России, Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому». Его любовь к Родине — не горда и не заносчива, каковой была любовь большей части русской интеллигенции, «искренне» навязывавшей России губительные для нее чужие устои. Такая «любовь» только прятала от них истинное положение вещей, и они, привязанные к своим амбициям, легко становились послушными орудиями любой злой воли, направленной на разрушение России.
Любовь к России И. А. Ильина, напротив, смиренна, жертвенна. Он не судил Россию, но стремился узнать и понять ее, постигнуть, что для нее жизнь, а что смерть, в чем состоит высший, духовный смысл ее существования. Именно в осознании смысла бытия России видел он путь к ее возрождению: «Ясно: вся, вся духовная культура, во всех своих священных основах требует от нас исследования и новых национально-русских ответов […] И нашему народу предстоит встать из своего долгого унижения; покаяться в своих соблазнах и своем падении, вновь утвердить свой национальный лик и заткать новую ткань новой жизни. Это будет делом нескольких поколений, но оно будет осуществлено и достигнуто. […] На протяжении всей жизни, с тех европейских государственных форм для России. […] И теперь еще люди этого сентиментально-мечтательного поколения покидают земную жизнь, не передумав и вменяя себе это самодовольное упрямство в заслугу „стойкости“ и „верности“. […] Они так и не поймут, что глупо глотать все лекарства, полезные другим; что пальмы и баобабы не всюду растут на воле; что страусы не могут жить в тундре; что республика и федерация требуют особого правосознания, которого многие народы не имеют и коего нет в России. Не поймут, что народы, веками проходившие через культуру римского права, средневекового города, цеха и через школу римско-католического террора — нам не указ и не образец».
Вот уж поистине безумие, когда огромная страна практически вся следует за миражом, за бредом, в пустых мечтаниях беснуется и считает себя свободной от совести, а затем, оставленная бесами, сломленная собственным бесчестием и беззаконием, потрясенная делами собственных рук, покорно склоняется перед тоталитарным режимом, лишающим ее всего, что ей раньше принадлежало. Великий русский народ стал рабским советским народом, придавленный тяжестью собственного греха, ужаснувшись стены, которую он своими руками возвел между собой и Богом. А тоталитарный режим на долгие годы закрыл дорогу к единственному, что могло разрушить эту стену, — к покаянию.
Любящий Россию и русский народ, гордящийся русской культурой, И. А. Ильин искал ответ на вопрос: «Почему именно русскому народу надо переносить такие мучения и унижения?». В этом естественном для всякого русского человека вопросе Ильин видит четыре смысла: национально-исторический вопрос «Почему?», обывательски-политический «Кто виноват?», религиозно-философский «За что нам это послано?» и практически-волевой «Зачем?».
Последний вопрос сам философ считал наиболее важным, ибо от его окончательного разрешения зависит итог русской катастрофы, ответ на вопрос: на чьей же стороне была окончательная духовная победа — на стороне России, или ее врагов. Вот как Ильин отвечал на этот вопрос: «Страдания и унижения русского народа должны умудрить и очистить его, открыть ему новые земные горизонты и новые небесные высоты, пробудить его сердце и укрепить его волю. Весь наш душевный уклад должен быть обновлен: в этой трагедии должен завязаться и окрепнуть новый русский национальный характер, укорененный во Христе, сердечный и волевой, достойный и прямой, без изворотливо-лживой хитрости и с живым чувством духовного ранга. В русской душе должен быть преодолен раб; в ней должно начаться новое гражданственно-свободное правосознание. Русский человек должен перестать поклоняться чужим идолам и дьяволам. Он должен „вернуться к себе“, к живым и драгоценным корням своей национальной культуры. Он должен понять, принять и выговорить свою русскую Идею, с тем чтобы затем осуществить ее во всем — в религии и в науке, в праве и в государственной форме, в искусстве и в труде, в суде, в медицине и в воспитании. Страдания и унижения революции даны нам для того, чтобы мы увидели ту бездну, в которую нас втянули дореволюционные соблазнители, и чтобы мы восхотели Божьего; чтобы мы очистились, возродились и заткали ткань новой России».
Говорить о возрождении России, о ее будущем, о ее духовном сохранении и обновлении Ильин считал возможным и необходимым, так как, по его мнению, в годы революции и Гражданской войны обновленный русский характер появился и стал духовной реальностью, носителем и хранителем новой России — России во Христе.
Обновленный тип русского человека возник именно в самый страшный момент всеобъемлющего разложения и искушения, а позже закалился в страданиях и лишениях. Были люди, не поддавшиеся на всеобщий соблазн, те, кто нашел в своей душе прочную основу и, опираясь на нее, остался невредим духовно, неуязвим для духовной чумы. Для священнослужителей, принявших мучения и смерть за Христа, такой основой была любовь к Богу. Любовь к России и, через нее, любовь к Богу стала такой основой в душах русских людей, оказавших вооруженное сопротивление большевикам, названное Белым движением.
О своем отношении к Белому движению Ильин много писал Главнокомандующему Русской армией генерал-лейтенанту П. Н. Врангелю, переписка с которым началась у него в марте 1923 г., через полгода после изгнания философа из советской России. В первом письме Врангелю Ильин высказал некоторые мысли о Добровольческой армии, ее историческом и духовном значении: «В армии, руководимой Вами, мне всего дороже ее живое вдохновение, уже превратившееся в волевой характер. Это вдохновение, в корне своем, религиозно; этот характер, в строении своем, рыцарственен. История человечества обогатилась новым орденом; Россия рухнула потому, что такого ордена у нее не было; без такого ордена Россия не возродится; падение большевиков и конец революции не должны быть концом его, но укреплением. Идея этого ордена должна быть осознана, выговорена, раскрыта во всей ее государственно-патриотической силе. В разложении мировой политики, культуры и религиозности — это гнездо духовного здоровья».
В письме П. Н. Врангелю от 4 октября 1924 г. Ильин писал: «Моя духовная связь с Белой Армией есть связь давняя, изначальная. Еще в апреле 1917 г. я высказал убеждение, что спасти Россию может только наступление, военное патриотическое наступление на революцию, и с тех пор я ношу этот белый меч в сердце, в слове и в деянии».
Иван Александрович считал, что Белое движение одержало духовную победу, так как оно выполнило свою главную задачу — спасло и сохранило Россию. Ибо рухнет коммунистический строй, сгинут разные другие идолы и заблуждения, но навсегда останется идея, которая вдохновила на борьбу участников Белого движения. Она не была ими произнесена и обдумана в полной мере во время Гражданской войны, но сердцем каждый чувствовал ее, и именно эта идея объединила самых разных людей для Белой борьбы. Пытаясь осознать и осмыслить Белую идею, Ильин стал главным идеологом Белого движения в Русском Зарубежье.
19 ноября 1923 г. в Берлине на вечере, посвященном шестилетней годовщине основания Добровольческой армии, Ильин выступил с докладом: «Государственный смысл Белой армии». Будучи блестящим оратором, Иван Александрович буквально потряс слушателей впервые высказанным обоснованием духовной победы Белого движения.
В 1925 г. увидел свет философский трактат Ильина «О сопротивлении злу силою» с посвящением «Русской Белой армии и ее вождям». Трактат был задуман Ильиным как основа создания новой русской этики. Он стал встряской, порывом свежего ветра для русской интеллигенции, долгие годы впитывавшей разлагающие толстовские идеи непротивленчества, во многом по вине которых добро в России оказалось вялым, разобщенным и неспособным противостоять активному и направленному злу.
Для белых воинов в изгнании книга стала свидетельством духовности их подвига, того, что с ними Правда и с ними Бог. Впервые было произнесено то, что сердцем чувствовал каждый из них, поднимая оружие против большевиков: каждый человек несет ответственность перед Богом за все происходящее вокруг него. И сила духа не в том, чтобы уйти, спрятаться от мира, но в том, чтобы служить Богу в мире, умножая добро и уничтожая зло: если возможно — праведностью и молитвой, если необходимо — силой оружия.
В своем трактате Ильин ввел понятие духовного компромисса -кажущегося соглашения со злом, временного подчинения его «правилам игры» и действия его методами, если праведный выход из ситуации невозможен. В таком случае только сознание совершаемого греха, покаяние, бескорыстие, жертвенность и преданность Божьему делу приведут человека к победе над злом. Не сопротивляться, подчиниться злу — значит проиграть; поразить зло и стать злым — равносильно поражению; победить зло и сохранить чистоту души — значит одержать окончательную победу.
Философский труд Ильина помог увидеть Белое движение как образец высшего служения делу Божьему на земле, причем в беспримерных условиях, когда выбор — на чьей стороне оказаться, зависел целиком от человека. Не было уже государства, обязывавшего граждан взять оружие для борьбы с врагами. Были отдельные люди перед лицом Божьим. Среди них нашлись те, кто отрекся от себя и встал на защиту Божьего дела, совершив высший подвиг — свободной волей выбрав служение Богу и делом утвердив свою веру. В этом Ильин и видел содержание Белой идеи — в личном активном ответственном служении Богу, в защите Божьего дела на земле. По его мнению, именно эта идея вдохновляла русских людей на борьбу с большевиками. Никто не заставлял каждого отдельного человека вступать в эту борьбу. Но для каждого белого воина зло оказалось неприемлемым и отвратительным (по самым разным причинам и основаниям), и, что самое главное, все они сочли для себя невозможным жить, спокойно приняв существование этого зла. Каждый из них почувствовал, что это было бы предательством, духовным разрушением и предпочел возможную физическую смерть страшной и непоправимой духовной гибели. Для такого выбора, считал Ильин, нужна была большая духовная сила: «Активная внешняя борьба со злодеями доступна тому, кто взрастил и воспитал в себе силу духовного и, в конечном счете, религиозного характера».
Чистая, бескорыстная идея служения Божьему делу, Белая идея, объединив разных по взглядам, духовному опыту, мировоззрению людей, духовно воспитывала и укрепляла их, породив героическое и жертвенное Белое движение.
Так же любая идея, исходящая от дьявола, каких бы искренних людей не собрала вокруг себя, все равно приведет их лишь к гибели и разрушению, как это произошло с коммунистами и их антихристианской идеей устроения Царствия Божьего на земле.
П. Н. Врангель, благодаря Ильина за присланную ему книгу «О сопротивлении злу силою», писал об удивительной своевременности его труда: «Многие, духовно утомленные тяжкими годами изгнания, теряют веру в нравственную необходимость борьбы и соблазняются мыслью о греховности „насилия“, которое они начинают усматривать в активном противодействии злу. Ваша книга откроет им глаза. Нам же, взявшим на себя всю тяжесть ответственности за поднятый меч во имя высшей Правды, книга Ваша даст новые силы для тяжелого подвига».
В 1926 г. по инициативе генерал-майора А. А. фон Лампе в Берлине вышел первый том периодических документальных сборников под названием «Белое Дело: Летопись Белой борьбы». В качестве введения ко всему изданию в этом томе была опубликована статья И. А. Ильина «Белая идея». Статья наиболее полно и объемно отражает осмысление философом Белой идеи как идеи служения Божьему делу на земле и служения России в духе, во Христе. Ильин писал, что эта идея существует столь же долго, сколько существует сама Россия как некая духовная сущность, и именно она вдохновляла всех «вождей и строителей русского национального и государственного дела, которые не раз на протяжении русской истории становились под это знамя, скликали под него верных сынов Родины и, претворяя чувство в волю и слово в дело, выводили Россию из бед и опасностей». На протяжении многих веков русских людей побуждали стать под эти знамена «любовь к России, которая сильнее нас, и честь России, без которой жизнь на земле теряет для нас цену».
Ильин видел трагедию России в том, что эта идея никогда не была осмыслена и, не будучи произнесенной, предавалась забвению, особенно в годы спокойной жизни, ибо «если бы Россию вела Белая идея, то не было бы вовсе революционного крушения». В Белом движении, по его мнению, эта идея выступила столь ярко и осознанно, как никогда ранее. Белые «уже совершили и победили; они донесли наше знамя до конца и показали, как можно и должно строить Родину, умирая за нее» и тем самым выстрадали и явили всему миру путь следования Белой идее, раскрываемый Ильиным как «девизы белого духа», в которых он видел плод Белой борьбы, ее победу и величие, основу для возрождения России.
Укажем на некоторые из этих девизов. Подчеркивая религиозный смысл Белой идеи, Ильин ставит на первое место девизы «Господь зовет, сатаны убоюсь ли?» и «Моя молитва, как мой меч; мой меч, как молитва», так как Белая идея «направлена против сатанинского начала и несет ему меч, но внутренне она обращается к Богу и возносит к Нему молитву». Другие девизы белого духа: «Умей желать, умей дерзать, умей терпеть»; «В борьбе закаляюсь, в лишениях крепну»; «Грозная любовь, честная борьба» — открывают, что для белого идеал не мечта, а волевая задача, исполнить которую позволяют дары силы характера: достоинство («быть, а не казаться»), свобода («молиться, жить и умереть в свободе»), дисциплина («силен свободным повиновением»). Победа для белого есть «вопрос правоты перед лицом Божиим; а молитва, воля и время довершат дело и развеют призрак вражьего успеха. Он следует девизу: в правоте моя победа; и уверенно предвкушает победу в самой своей смерти. Его девиз — свободный в жизни, силен в смерти».
Тщательно исследуя различные грани Белой борьбы, Ильин выводил из них все новые девизы: «Все за Родину, все за Родину»; «Блаженство в верности»; «Подъемлю доброю волею»; «Служу России, отвечаю Богу»; «Жертвую, но не посягаю; соревную, но не завидую; побеждаю, но не мщу»; «верность долгу — есть утешение»; «Дорогу честности и таланту»; «Нами правит лучший»; «Творю и соблюдаю» и многие другие. В них философ выразил то, что, по его мнению, «будет вести и строить Россию, и тогда, когда нас не будет в живых […] Ибо это не дух части, а дух целого. Это дух русского национального всеединства. И дело это есть правое дело. И идея эта есть верная идея».
Впоследствии Белая идея стала духовным основанием многих трудов И. А. Ильина, придавшим цельность и законченность его мировоззрению. Особое место в этом отношении занимает сборник статей «Наши задачи». С 1948 по 1952 г. философ распространял среди единомышленников отдельные статьи «на злобу дня» под таким общим заголовком. Затем они были собраны в два тома и составили единое произведение, хотя первоначально не были в качестве такового задуманы. Ряд статей сборника — «Тоталитарное разложение души», «Национальный вождь и партийные главари», «Что такое РОВС», «России необходима свобода», «О русской идее», «О возрождении России», «О чувстве ответственности» и другие- прямо продолжают и раскрывают вышеупомянутые духовные девизы.
В настоящее время труды И. А. Ильина помогают многим русским людям духовно «вернуться на Родину» и стать на путь ответственного служения Богу и России.

Статья из сборника: Белая Россия: Опыт исторической ретроспекции: Материалы международной научной конференции / А.В. Терещук. СПб. — М., Посев. 2002.

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru