Фонд стратегической культуры | Давид Ованнисян | 11.05.2010 |
11 мая с.г. состоится визит президента РФ Д.А.Медведева в Турцию.
Объем товарооборота между двумя странами вышел на уровень свыше 30 млрд. долларов, и решено довести за пять лет эту цифру до 100 млрд. долларов. Россия инвестировала в турецкую экономику свыше 4 млрд. долларов, Турция здесь лидирует — более 6 млрд. долларов. Со своей стороны Россия обеспечивает около 70% потребностей Турции в энергоресурсах. Стороны договорились также о сотрудничестве в сфере атомной энергетики (предполагается, что Россия построит в Турции одну или несколько АЭС). Есть взаимная заинтересованность в том, чтобы территория Турции стала одним из основных транзитных путей для российских энергоносителей. Короче говоря, российско-турецкие отношения выходят на качественно новый уровень.
Бурно развивающееся торгово-экономическое и энергетическое сотрудничество между РФ и Турцией диктует необходимость повышения уровня взаимоотношений также и в политической сфере. Речь, в первую очередь, идет о серьезных проблемах в турецко-американских и турецко-израильских отношениях. Одновременно дипломатические маневры Анкары, нацеленные на поиск новых возможностей для повышения своей геополитической значимости в черноморско-каспийском регионе.
Особое место в переговорах Д. Медведева в Анкаре займут проблемы региональной безопасности и стабильности для Южного Кавказа. Роль этого региона, выступающего важнейшей транзитной территорией, соединяющей или разъединяющей эту основную для Евразии коммуникационную систему трех морей, через которую, так или иначе, проходят или должны пройти нефтепроводы, газопроводы, транспортные магистрали, после развязывания конфликтных узлов на Балканах серьезно возросла.
Предметом обсуждения российского и турецкого лидеров станет такая инициатива, как «Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе», выдвинутая Турцией в ходе визита в Россию премьер-министра этой страны Реджепа Эрдогана 13 августа 2008 г. По мнению турецкого премьера, она «предполагает создание международной организации, которая сфокусирует свои усилия на создании общей безопасности в Кавказском регионе, на сотрудничестве в поставках энергоносителей». Организация должна включить в себя пять стран региона — Россию, Турцию, Азербайджан, Грузию и Армению. Как считает Эрдоган, такой союз, основанный на принципах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе /ОБСЕ/, смог бы предотвращать любые конфликтные ситуации в регионе.
«Платформа стабильности и сотрудничества» на момент ее выдвижения имела, по крайней мере, четыре серьезных недостатка:
а) она не учитывала всех негативных последствий исключения из нее Ирана;
б) она не учитывала степень недоверия Армении к любым турецким инициативам;
в) она не учитывала политику Азербайджана в отношении любых предложений и проектов, включающих возможное сотрудничество с Арменией;
г) она не учитывала последствий августовской войны.
Вместе с тем эта инициатива чётко указывает на главную цель Анкары — превратить Турцию в региональную державу одновременно на Балканах, Кавказе, Центральной Азии и Ближнем Востоке и таким образом вернуть некогда принадлежавший ей статус великой державы. Как отмечал недавно министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, основная цель турецкой внешней политики в текущем столетии — это расцвет оттоманских Балкан как центра мировой политики.
Следует внимательно присмотреться к изменениям в политике Анкары в рамках двухсторонних отношений Турции с Израилем, Исламской Республикой Иран, Россией и Арменией.
В октябре 2009 г. Турция отказалась от своего давно запланированного участия в маневрах военно-воздушных сил с Израилем, что внесло напряженность в двусторонние отношения. Практически одновременно состоялся визит премьер-министра Турции Эрдогана в Тегеран. Турция и Иран подписали меморандум о взаимопонимании по нефтегазовому сектору. Согласно этому документу, Турция получит право продажи 17,5 млрд. кубометров газа в год с крупнейшего месторождения в мире Южный Парс.
После подписания этого соглашения иранский газ вышел на первое место в качестве основной ресурсной базы для Nabucco, потеснив туркменский, иракский и азербайджанский. Эксперты отмечают, что на первом этапе реализации проекта для заполнения Nabucco с лихвой хватит того газа, который Турция намерена закупать с Южного Парса. А значит, этот газопровод, призванный создать для ЕС маршрут транспортировки газа из Каспийского региона в обход России, может получить надежную ресурсную базу.
Можно предположить, что во время визита президента России Д.А.Медведева в Анкару будет заинтересованно обсуждаться самый широкий спектр вопросов региональной безопасности.
Хотя интересы России и Турции на ряде направлений международной политики, как и их подходы к проблемам национальной безопасности, во многом различны, есть целый ряд задач, которые эти государства-партнеры, несомненно, будут решать вместе.