В среду начальник Службы экономики и финансов Минобороны России Любовь Куделина, встретившись с аккредитованными в Москве представителями военно-дипломатического корпуса, рассказала им о бюджете военного ведомства на 2006 год. Коротко представив основные направления своего доклада, она перешла к конкретным фактам по финансированию армии и флота. Услышанное впечатлило ее гостей.
Так, рассказывая об условиях формирования и особенностях исполнения бюджета текущего года, Любовь Куделина отметила, что его расходы формировались в условиях активизации в стране мероприятий, связанных с реформированием бюджетного процесса в целом, на государственном уровне. «Впервые планирование расходов стало осуществляться на среднесрочный трехлетний период исходя из объемов и показателей уровня инфляции на 2006 — 2008 годы с последующей разработкой перспективного финансового плана государства, — указала она. — При этом расходы инвестиционного характера, включающие потребность на реализацию федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы, были спланированы отдельно от других потребностей».
Особое внимание «главный финансист» Вооруженных Сил уделила экономическим факторам, повлиявшим на бюджет 2006 года. По ее словам, впервые за последнее десятилетие экономический блок Правительства РФ (Минэкономразвития и Минфин) инициировал работу по учету основных экономических факторов и условий социально-экономического развития России. «Прежде всего это касается уровня цен на нефть марки „Urals“, добываемой в России и экспортируемой на внешний рынок, — сказала Любовь Куделина. — Дело в том, что динамика цен на мировом нефтяном рынке практически непредсказуема».
Кроме того, на планируемые расходы значительно повлиял и уровень инфляции. Любовь Куделина отметила, что в 2005 году целевой параметр инфляции составил порядка 10 процентов. А в 2006-м, по ее словам, он не должен превысить 8,5 процента в среднегодовом измерении. «Политическим руководством страны поставлена задача существенно снизить инфляцию уже в ближайшие три года до уровня 4,0 — 5,5 процента, — сказала она. -Обеспечить это предполагается за счет четкого контроля за объемом денежной массы в обращении, принятия мер по ограничению роста тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сдерживающей тарифной политики в сфере естественных монополий, развития конкурентной среды, совершенствования налогового законодательства, развития системы страхования вкладов населения».
В планируемых доходах и расходах бюджета учтены и показатели социально-экономического развития страны, в частности валовой внутренний продукт, тенденции и динамика роста экономики. При этом рост валового внутреннего продукта на 2006 год оценивается в 5,6 процента. А на 2007 — 2008 годы намечено некоторое повышение роста ВВП — от 5,8 до 6,0 процента в год.
К слову, на основе учета и оценок экономических факторов и социально-экономических условий в Минобороны России были определены следующие общие параметры доходов и расходов федерального бюджета на 2006 год. Так, указала Любовь Куделина, доходы составят более 5,0 трлн. рублей, расходы — 4,3 трлн. рублей, профицит — 0,7 трлн. рублей. «Относительно ВВП доходы, с учетом цен на нефть и уровня инфляции, будут иметь тенденцию к снижению, — подчеркнула она. — Но это снижение относительно расходов будет не столь существенным…».
В отношении военных расходов в бюджете 2006 года было отмечено, что расходы по разделу «Национальная оборона» утверждены на уровне 666,0 млрд. рублей, то есть порядка 15,6 процента от всех расходов федерального бюджета. В валовом внутреннем продукте расходы составят примерно 2,73 процента. В то время как в предыдущие годы доля этих расходов в ВВП составляла: в 2005 году — 2,75, а в 2004-м — 2,65 процента. Причем при общем увеличении расходов федерального бюджета в 2006 году на 20,6 процента, расходы по разделу «Национальная оборона» возросли на 15,1 процента.
Следует отметить и то, что в денежном выражении рост расходов на национальную оборону по сравнению с другими разделами федерального бюджета находится на одном из первых мест, но при этом в процентном выражении уступает большинству других разделов. «Это говорит о назревшей необходимости решения в текущем году приоритетных задач не только в сфере обороны, но и прежде всего в сфере государственной социальной политики, — подчеркнула Любовь Куделина. — Поэтому бюджет нынешнего года часто называют «социально ориентированным», тем более что основные направления этой политики нашли свое отражение в приоритетных национальных проектах — «Здравоохранение», «Образование», «Агропромышленный комплекс» и «Жилье».
Получается, что исходя из утвержденного бюджета прирост объемов ассигнований Министерства обороны в 2006 году к 2005 году (с учетом дополнительно выделенных в течение года средств) по всем разделам федерального бюджета составил более 90 млрд. рублей, тогда как в целом его объем равен более 711 млрд. рублей. Дополнительные средства планируется направить прежде всего на техническое переоснащение войск (сил), повышение уровня денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала, приобретение жилья для военнослужащих. Так, общая структура расходов Минобороны на 2006 год выглядит следующим образом: обеспечение личного состава — 28 процентов; разработка, закупка и ремонт вооружения, военной и специальной техники — 33 процента; боевая подготовка и материально-техническое обеспечение — 14 процентов; выплата военных пенсий — 11 процентов; инвестиции в основные фонды — более 6 процентов; прочие расходы — немногим более 7 процентов.
«В 2006 году новыми для нас разделами федерального бюджета явились «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Межбюджетные трансферты», — рассказала дипломатам Любовь Куделина. — Предусмотренные в разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» 14,6 млрд. рублей предназначены для обеспечения военнослужащих квартирами. Ранее эти средства учитывались в разделе «Национальная оборона». А отраженные в разделе «Межбюджетные трансферты» 1,0 млрд. рублей будут направлены на выплаты субвенций органам местного самоуправления в целях осуществления ими первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты».
Пристальное внимание иностранцев привлекли и расходы на выполнение мероприятий гособоронзаказа на 2006 год, которые, по словам Любови Куделиной, возросли примерно на четверть. В их структуре, как известно, приоритет отдается закупкам новых современных образцов вооружения, военной и специальной техники, объемы ассигнований на осуществление которых по сравнению с 2005 годом возросли почти в полтора раза. А вот расходы на ремонт ВВТ, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ остались практически на прежнем уровне.
Между тем выделенные средства в первую очередь предполагается направить на закупки: для Сухопутных войск — ракетного комплекса «Искандер», систем тактического звена, модернизированных танков Т-72, Т-90, БМП-3, БМП-4, бронетранспортеров; для авиации — Су-27СМ и Су-34, вертолетов Ми-28Н; для противовоздушной обороны — модернизацию зенитно-ракетных комплексов С-300, приобретение полкового комплекта С-400. Одним из приоритетов в оснащении армии остается поддержание баланса Стратегических ядерных сил и связанные с этим работы по испытанию и последующей постановке на вооружение ракетного комплекса морского базирования «Булава», а также закупке ракет «Тополь-М».
Также стоит отметить, что в рамках федеральных целевых программ инвестиции были направлены в основном на строительство объектов в соединениях и воинских частях, переводимых на комплектование военнослужащими по контракту, и объектов системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации. И кроме того, в бюджете 2006 года около 15,7 млрд. рублей предусмотрено на реализацию программы «Жилищные сертификаты», в ходе которой планируется обеспечить жильем 8,5 тысячи семей военнослужащих. При этом в целях реализации одного из четырех приоритетных национальных проектов по решению Президента Российской Федерации в 2006 и 2007 годах дополнительно выделяется по 15 млрд. рублей для решения жилищной проблемы военнослужащих в Москве и Санкт-Петербурге, а также Московской, Ленинградской и Калининградской областях. В целом же за год планируется приобрести и построить около 33 тысяч «военных» квартир.
Что касается соцзащиты, то Любовь Куделина отметила, что в общем объеме выделенных на 2006 год Министерству обороны ассигнований расходы на обеспечение личного состава возросли по сравнению с 2005 годом более чем на 17 процентов. «В целом бюджет Минобороны на этот год закрепляет положительные стороны реформ и позволяет обеспечить выполнение стоящих перед Вооруженными Силами задач в соответствии с установленными требованиями, — сказала она. — Вместе с тем бюджет является жестким и требует принятия дополнительных мер по экономии всех видов ресурсов"…
В общем, доклад аудитории понравился настолько, что в зале даже попросили текст выступления. А военно-морской атташе посольства Индии в РФ коммодор Муралидаран на просьбу «Красной звезды» прокомментировать услышанное сказал, что «рост военного бюджета России — это хороший знак и для его страны, так как Дели и Москва имеют отличные шансы и дальше укреплять свое военное и военно-техническое сотрудничество». А следовательно, будут крепнуть и наши отношения.
http://www.redstar.ru/2006/01/2601/103.html