Красная звезда | Олег Починюк | 24.01.2006 |
— Сергей Борисович, немалая доля объема выпускаемой продукции вашего предприятия приходится на военное ведомство. Расскажите об этом более подробно.
— В 2005 году мы увеличили объемы выпущенной продукции на 30−35 процентов по сравнению с позапрошлым годом. Причем рост по всем направлениям производства: как по заказам Министерства обороны РФ для Космических войск и Военно-морского флота, так и по гражданской тематике и экспорту. В целом мы вышли на годовой объем в 3,2−3,3 миллиарда рублей.
Практически все, что мы выпускаем, — это продукция нового поколения. По понятным причинам не могу подробно останавливаться на продукции для Космических войск, но это тоже качественно иной уровень: либо принципиально новая продукция, либо глубокая модернизация прежней. По большому счету участвуем в решении задачи, поставленной Президентом РФ, по формированию полноценной космической группировки. Причем не только военного, но и гражданского назначения.
Для ВМФ мы выпускаем 100-мм пушку А-190. Она уже поставлена на один из кораблей, строящихся ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз». Вторую заканчиваем для строящегося на «Северной верфи» российского корвета. Кроме того, выпускаем различные пусковые установки в зависимости от проекта корабля.
Гособоронзаказ занимает порядка 60−65 процентов от общего объема. Думаю, здесь снижения не предвидится.
Радует активизация строительства кораблей для российского ВМФ. Серии по средним и малым кораблям достаточно большие. Тут у нас традиционный и ответственный участок работы. В частности, для проекта фрегата, строить который предполагается на «Северной верфи», у нас запланирована принципиально новая 130-мм пушка. Сейчас эта артиллерийская система выходит на испытания и ко времени поставки на корабль будет полностью готова. Ее мы также предлагаем поставить для фрегатов, которые строятся в Индии.
Сейчас ведем переговоры с Пограничными войсками ФСБ по серии кораблей для их нужд.
— Еще совсем недавно у государства в лице Министерства обороны РФ существовала серьезная задолженность по оплате уже выпущенной продукции. Каково положение сегодня?
— С текущими долгами Минобороны рассчитывается нормально, и задолженности нет: как только мы сдаем работу, не позже конца года идут расчеты. Старые долги тоже почти все получили: осталась небольшая задолженность у пограничников, но при нашем дальнейшем сотрудничестве она непоказательна — надо двигаться дальше.
— Насколько успешно «Арсенал» экспортирует свою продукцию?
— Основная доля нашего экспорта приходится на вооружение. В этом году мы уже поставили и сейчас заканчиваем монтаж и испытания артвооружения для эсминцев, строящихся на «Северной верфи» для Китая. Поставляем две артиллерийские установки для завода «Вымпел» в Рыбинске, где выполняются заказы для Вьетнама. В этой стране будет строиться серия из десяти кораблей, аналогичных рыбинским, и для них мы тоже изготовим вооружение.
В Индии строятся корабли трех проектов, и у нас контракты на поставку для них пусковых установок и артиллерийских систем. В эту же страну поставляем запасные части. Сейчас ведутся переговоры в ряде других стран, куда в советский период поставлялись корабли, и сейчас настала пора их модернизации.
У нашего предприятия такой спектр продукции, что практически любой корабль, начиная со среднего, обязательно получает вооружение с «Арсенала». Такое разнообразие военно-морского вооружения не производит ни одна компания в мире. Другое дело, что за рубежом не сложилась практика, чтобы компании, если они строят корабли не по нашим проектам, устанавливали российское вооружение. Тут они ориентируются на стандарты НАТО. Помимо всего прочего, это еще и разновидность конкуренции — не пускать «чужих» на свои рынки.
У нас есть большой заказ по космосу с американцами. Это совершенно открытая тема — мы делаем рулевые приводы для знаменитого российского двигателя РД-180, устанавливаемого на американские ракеты. Машина сложная — она управляет вектором тяги двигателя. Недавно коллеги из США приезжали с новым проектом, который придет на смену РД-180. В его рамках наше КБ будет разрабатывать схему рулевых приводов. Тема интересная и достаточно объемная, в прошлом году стоимость работ по ней составила порядка 100 миллионов рублей.
— Хорошо известны компрессоры «Арсенала». Они по-прежнему пользуются спросом?
— Могу сказать, что по компрессорному производству мы сегодня не успеваем поставить на рынок то их количество, которое запрашивают. Поэтому закупаем оборудование, модернизируем производство — собираемся его расширять. Если в прошлом году реализовали продукции на 200 миллионов рублей, то в этом предполагаем выйти на 370. В дальнейшем наращивание будет продолжаться и по количеству, и по номенклатуре. В свое время мы выпускали порядка 5 тысяч воздушных компрессоров, а сегодня — тысячу. Хотя считаю, что и 5 тысяч для нас не предел: при соответствующей модернизации производства можно выпускать и больше. Потребности растущего рынка свидетельствуют о том, что спрос будет. Тем более что мы полностью сменили модельный ряд по 5-кубовым компрессорам и сейчас осваиваем 10-кубовые — испытываются опытные машины, и в нынешнем году начнем их серийный выпуск. Это и дизельные, и электрические компрессорные станции.
— В свое время было объявлено об освоении выпуска оборудования для производства сверхпрочной нити из высокомодульного сверхмолекулярного полиэтилена. Как реализуется этот проект?
— Мы создали две опытные линии, которые сейчас испытываются в одном из НИИ. После этого, вероятно, будут какие-то доработки по конструкции, и затем в 2007 или 2008 году перейдем к серийному производству. Проектная мощность линии — 18 тонн нити в год при реальных потребностях России и государств СНГ в 400. На пространстве бывшего СССР такая продукция нигде не выпускается. Пока мы имеем заказ на опытные разработки и в случае успеха фактически гарантированный заказ на серийное производство. Прежде всего ориентируемся на нужды Минобороны и других силовых ведомств России.
— Что делается по техническому перевооружению предприятия?
— Эта работа ведется постоянно. Мы устанавливаем новое оборудование, подбираем его на перспективу, собираясь в дальнейшем увеличивать объемы закупок. Только механообратывающего оборудования в 2005 году приобрели более чем на 14 миллионов долларов.
Кроме того, у нас обширная программа по информационному перевооружению. Заканчиваем освоение системы управления инженерными базами данных, подписали контракт на систему «Галактика» — планирования, учета и контроля за всем производством, и с этого года начнем ее активно внедрять.