Русская линия
Красная звезда Андрей Гаравский21.01.2006 

Кого подхватит космический ветер?

Несмотря на сложную экономическую ситуацию и вопреки мнению многочисленных скептиков, Россия продолжает оставаться в когорте ведущих космических держав и мыслит в этой сфере масштабными, перспективными категориями. Такой подход не случаен, так как именно в дальнейшем освоении космического пространства, развитии спутниковых технологий и пилотируемых орбитальных полетов и полетов на другие планеты заключается будущее человечества. Мы активно работаем по программе Международной космической станции (МКС), восстанавливаем спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС, проводим различные орбитальные научные исследования. Кроме того, завершается создание нового семейства ракет-носителей «Ангара». Ведутся в России и важные работы по созданию перспективного универсального космического корабля. В частности, в Москве под председательством заместителя руководителя Федерального космического агентства (Роскосмоса) Виктора Ремишевского прошло заседание конкурсной комиссии по проведению закрытого конкурса на выполнение работ по теме: «Создание многоразового пилотируемого космического корабля нового поколения для транспортно-технического обслуживания орбитальных пилотируемых станций, перспективных пилотируемых космических комплексов и других объектов околоземной орбитальной группировки».
Появление такого корабля сегодня для России особенно актуально, ведь пилотируемым кораблям «Союз», на которых до сих пор доставляют экипажи на МКС, без малого сорок лет и они уже трижды модернизировались. Несмотря на свою знаменитую надежность, эти корабли устарели и морально, и по элементной базе.
Другой немаловажный фактор заключается в том, что для обслуживания МКС, полета к другим планетам нужно иметь вместительный многоразовый корабль, так как уже в ближайшем будущем космические конструкции станут монтировать на орбите из блоков, доставляемых с Земли. Оптимальное число монтажников шесть человек. Именно столько космонавтов и должен доставлять на орбиту новичок против трех членов экипажа «Союзов».
Как сообщил председатель конкурсной комиссии, заявки и все необходимые документы для участия в выполнении работ подали три организации: ОАО «Научно-производственное объединение» (НПО) «Молния» (г. Москва), ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр» (ГКНПЦ) им. М.В. Хруничева (г. Москва) и ОАО «Ракетно-космическая корпорация» (РКК) «Энергия» им. С.П. Королева (г. Королев, Московская область).
Комиссия утвердила состав рабочих групп по направлениям с целью рассмотрения поступивших заявок и подготовки заключений. Предстоит проанализировать вопросы целевого использования, предлагаемых проектно-технических решений, характеристики бортовых систем и наземного комплекса управления, экспериментальной отработки. Будут подвергнуты анализу производственная база, технико-экономические показатели, а также технические решения по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре. Среди вопросов, которые предстоит рассмотреть, — технологические процессы изготовления, конструкционные материалы, аэротермодинамика, баллистика, прочность, теплозащита и другие.
Объявление организации — победителя конкурса состоится 3 февраля 2006 года, о чем будет официальное уведомление. Это делается для того, чтобы в соответствии с законодательством России в 20-дневный срок заключить государственный контракт на создание многоразового пилотируемого космического корабля нового поколения для транспортно-технического обслуживания орбитальных пилотируемых станций, перспективных пилотируемых космических комплексов и других объектов околоземной орбитальной группировки.

«Клипер»

Безусловно, один из отечественных перспективных и жизнеспособных космических проектов — создаваемый в Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева универсальный космический корабль с красивым названием «Клипер». Это корабль с многоразовой возвращаемой капсулой, общей длиной более 10 метров и со стартовой массой до 14,5 тонны. Он сможет доставить на орбиту 6 человек экипажа и 700 килограммов груза. В нем широко использован уникальный опыт «Союзов», а отечественный челнок с несчастливой судьбой «Буран» даст новичку решения по многоразовому теплозащитному покрытию и уникальную навигационную систему.
На орбиту «Клипер» предполагается выводить с помощью новой российской ракеты под названием «Онега» — глубокой модернизации носителя «Союз». Это означает, что запускать новый космический корабль (КК) можно будет со всех российских космодромов, где имеются стартовые площадки под «Союзы» (Байконур и Плесецк).
Новый корабль сможет работать по широкому спектру программ: от МКС до полетов на Марс и Луну. В сравнении с работающим сегодня кораблем «Союз» новичок будет удобней и вместительней. Разработчики говорят, что он впитал в себя все лучшее, что создано в области построения космических кораблей в нашей стране.
«Клипер» состоит из большого и комфортного отсека экипажа, приборного и агрегатного отсеков. Еще одно важное отличие «Клипера» от предшественников — система аварийного спасения. При помощи ее двигателей экипаж может быть спасен на любой стадии полета путем мгновенного отрыва от ракеты. Также «Клипер» сможет менять траекторию во время посадки, что позволит ему приземляться там, где надо, например в России, а не в Казахстане.
У новичка более мощная энергетика, новая двигательная установка, другой способ выведения и современная элементная база. Все это характерные черты перспективного, пилотируемого корабля.
Следует сказать, что клипером называлось быстроходное парусное судно XIX века с острыми обводами и большой площадью парусов. Так что галактическому «клиперу» хочется пожелать счастливого звездного плавания.

МАКС

Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС), разработанная в НПО «Молния», представляет собой двухступенчатый комплекс воздушного старта, состоящий из самолета-носителя Ан-225 «Мрия» разработки АНПК им. О.К. Антонова (Украина, Киев), на котором устанавливается орбитальный самолет в пилотируемом или беспилотном варианте или грузовой контейнер с внешним топливным баком, заполненным криогенными компонентами топлива.
Система базируется на обычных аэродромах 1-го класса, дооборудованных необходимыми для МАКСа средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного комплекса, и вписывается в основном в существующие средства наземного комплекса управления космическими системами. Основные элементы системы МАКС выполнены в многоразовом исполнении, кроме внешнего топливного бака и блока выведения.
МАКС создается на основе последних достижений науки и техники в области авиации и космонавтики. Эта система обладает рядом преимуществ перед существующими ракетами-носителями. У нее более низкая стоимость выведения полезных грузов на орбиту по сравнению с одноразовыми ракетами-носителями и многоразовыми средствами выведения первого поколения («Буран», СССР, и «Space Shuttle», США). МАКС имеет возможность запуска в любом направлении и широкого маневрирования в продольной и боковой плоскостях при возврате с орбиты. Ее возможно выводить на орбиты с необходимым фазированием и параллаксом относительно аэродрома вылета. Многоцелевая авиационно-космическая система также помимо оперативности применения способна возвращать полезные грузы с орбиты. Важно и то, что МАКС — экологически чистая система за счет использования нетоксичных компонентов топлива и сокращения полей падения ступеней.

Проект будущего

Что же касается ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, то это широко известное не только в России, но и за рубежом предприятие представило для участия в конкурсе комплексную программу с использованием накопленного центром опыта создания возвращаемого транспортного корабля снабжения.
Какой из трех представленных проектов получит космическую путевку? Ответ мы узнаем уже совсем скоро. Но отметим один примечательный факт — активизация работ в космической сфере нарастает в России год от года. Это не может не радовать каждого радеющего за интересы Отчизны.

http://www.redstar.ru/2006/01/2101/501.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика