Русская линия
Независимое военное обозрение Александр Бабакин14.01.2006 

Полукоммерческая «Звезда»
Руководство Минобороны рассчитывает улучшить имидж Вооруженных сил за счет госказны и частных инвесторов

Во второй половине декабря на пресс-конференции в информационном агентстве РИА Новости представители Минобороны РФ торжественно объявили о завершении первого этапа формирования структуры медиагруппы «Звезда». Таким образом, по словам заместителя министра обороны, начальника Службы кадровой и воспитательной работы МО Николая Панкова, выполнено распоряжение правительства России от 4 августа 2005 года, предписавшее создать Федеральное государственное унитарное предприятие «Единая телерадиовещательная система Вооруженных сил Российской Федерации». ЕТРС, как подчеркнул зам Сергея Иванова, будет формировать в обществе «положительный образ» армии и флота, заботиться о сохранении офицерского корпуса.

Не забудем предыдущий опыт…

Руководитель ФГУП ЕТРС и главный редактор ОАО «Национальная телекомпания «Звезда» капитан 1 ранга Александр Лебедев рассказал о том, что с мая 2006 года начнет работать телерадиокомплекс, оснащенный современной цифровой аппаратурой. Это позволит вести вещание на всю страну на 10 телевизионных и радиоканалах по спутниковым линиям связи. Кроме того, в 2007 году благодаря технической базе медиагруппы сможет выйти в эфир специализированный телеканал для Минобороны РФ. А к концу 2008 года формирование новой федеральной телерадиосети завершится.

Правда, если руководству ЕТРС удастся избежать скандалов, которые сопровождали предыдущие попытки реализовать проекты, связанные с организацией глобального военного телерадиовещания. Напомню, что к 1997 году в Минобороны РФ пять лет довольно успешно функционировала Центральная телерадиостудия. ЦТРС имела на первой, второй, третьей, шестой кнопках телевидения по полчаса эфирного времени каждую неделю. Техническая база позволяла готовить информационные сюжеты в новостные программы, тридцатиминутные тематические передачи в форме тележурналов.

Однако неожиданно полковника Александра Островского, «командовавшего» в ту пору ЦТРС, заменяют на подполковника запаса Валентина Серебрякова. Объясняется это довольно просто: каждый военачальник, встававший у руля Минобороны, желал видеть во главе ведомственной студии своего человека.

Вскоре на стене в кабинете у нового руководителя ЦТРС появилась огромная генштабовская карта, на которой была отображена схема будущей военной телерадиосети, призванной охватить всю страну. Для ее создания стали готовиться соответствующие документы, пробиваться теле- и радиочастоты, закупаться новейшая техника, оборудоваться соответствующим образом помещения в здании Минобороны в Колымажном переулке. Однако упорная двухлетняя работа привела к лишь к отрицательному результату. Многие опытные журналисты ушли с ЦТРС вслед за Александром Островским. Минобороны потеряло на центральных каналах практически все с трудом полученное эфирное время.

Может быть, Валентину Серебрякову и удалось бы в конце концов переломить ситуацию. Но маршала Игоря Сергеева на посту министра обороны сменил Сергей Иванов. Естественно, последовали перемены в ЦТРС: Валентин Серебряков сдал бразды правления тележурналисту полковнику Юрию Белову. Тот пытался возобновить военные программы на центральном телевидении, создать отдельный федеральный канал Минобороны РФ, однако был снят с должности. Так настал черед капитана 1 ранга Александра Лебедева…

Финансовые загадки

Судя по всему, ЕТРС хоть и является ФГУП, не будет подпитываться исключительно из государственных источников финансирования, поскольку в правительственном распоряжении о создании системы, которое подписал премьер-министр Михаил Фрадков, указаны такие направления ее деятельности: «телерадиовещание, реклама, производство видео, аудио, теле и кинопродукции с целью повышения престижности военной службы и социальной защищенности военнослужащих». Таким образом, создается телерадиосеть, в которой патриотическое вещание на всю страну должно обеспечиться в том числе и за счет рыночных механизмов.

Вот только на предложенной для обозрения схеме указано, что ФГУП «ЕТРС ВС РФ» как управляющая, надстроечная структура на 100% находится в управлении МО РФ. То есть у государства. Вместе с тем 51% акций ОАО «НТК «Звезда», обладающей правом эфирного телевещания, принадлежит военному ведомству, остальные же 49 — инвесторам и коммерческим организациям. Но кто они, ни генерал армии Николай Панков, ни капитан 1 ранга Александр Лебедев не поведали. Зато назвали имя председателя общественного совета государственно-частной телекомпании. Это — вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов. Именно он предложил правительству РФ выделить средства на амбициозный военный телепроект. Хотя с госфинансированием явно в настоящее время не все в порядке. Это подтверждает заявление гендиректора «Звезды» Сергея Савушкина о том, что до конца года Минобороны должно официально купить свой пакет акций. Возможные проблемы с бюджетным финансированием вполне могут отразиться на реализации всего телерадиопроекта.

Впрочем, на новую национальную телерадиосеть в преддверии выборов 2008 года средства скорее всего найдутся. Даже в том случае, если госказне придется изрядно раскошелиться. Ибо предполагалось, что народившаяся год назад ОАО «НТК «Звезда» своим вещанием накроет Москву и Подмосковье. Однако, по словам Лебедева, военными передачами охвачены лишь 17% столичного региона. Информированный источник в военном ведомстве указывает, что причина кроется в финансовых и технических проблемах, которые не позволяют полностью обслужить даже сравнительно небольшую территорию. Для воплощения же в жизнь куда более масштабных планов ЕТРС необходимо переоснастить все региональные военные телецентры, задействовать спутники связи, готовить качественные теле- и радиопродукты для 24-часового заполнения эфира.

Да, в медиагруппе «Звезда» имеется одноименное рекламное агентство, продюсерский центр, приглашены опытные менеджеры, немало лет потрудившиеся в СМИ. Они уверены, что к 2008 году «Звезда» засияет в полную силу. Но удастся ли в результате руководству ЕТРС соблюсти баланс героико-патриотического и коммерческого вещания, привлечь внимание к своим передачам миллионы россиян?

Акционеры, разумеется, вправе ждать прибыли от вложенных в сеть денег. А высокие цели и благородные помыслы, как известно, не приносят материальных выгод. Следовательно, либо произойдет коммерциализация ЕТРС и срыв выполнения основных государственных задач, либо Минобороны для улучшения имиджа Вооруженных сил в глазах граждан РФ придется тратить десятки миллионов рублей. Из-за нехватки которых зачастую как раз и страдает этот самый имидж.

http://nvo.ng.ru/forces/2006−01−13/3_zvezda.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика