Красная звезда | Алексей Кузнецов, Александр Долинин | 13.01.2006 |
— Космодром Плесецк, — рассказал Анатолий Александрович, — всегда был объектом особого внимания со стороны высшего политического и военного руководства страны, так как именно на северной земле создавалось и продолжает создаваться большинство отечественных перспективных ракетно-космических комплексов.
Современный Плесецк представляет собой развитую социально-техническую инфраструктуру, где служат, живут и работают люди, посвятившие себя делу освоения космоса. Это и город Мирный — столица северного космодрома, это технические и стартовые комплекты, технологические сооружения, на которых проходят предстартовую подготовку и отправляются в космос космические аппараты различного назначения.
— В марте 2006 года будет отмечаться знаменательная дата — 40-летие первого запуска космического аппарата с космодрома Плесецк. Каковы результаты космической деятельности космодрома за этот короткий по историческим меркам период?
— На сегодняшний день с космодрома проведено 1.544 пуска ракет-носителей различных типов — «Восход», «Восток-М», «Восток-2М», «Союз-М», «Союз-У», «Молния-М», «Союз-2», «Космос-3М», «Циклон-3», «Рокот». На околоземные орбиты выведен 1.971 космический аппарат. При этом 65 процентов из них имели военное назначение, 20 — решали задачи в социальной и экономической областях, 15 — в интересах науки и техники. В 80-е годы, находясь на пике своей формы, космодром выполнял почти 40 процентов всех мировых запусков космических аппаратов.
Сравнивая тот период с сегодняшним днем космодрома, следует отдавать себе отчет в том, что все это происходило в иных военно-политических и социально-экономических условиях. Однако и в настоящее время космодрому есть чем гордиться. На космодроме активно развивается космическая инфраструктура в интересах поэтапного перевода пусков РКН военного и двойного назначения на территорию России. Продолжаются летные испытания космического ракетного комплекса (КРК) легкого класса «Рокот». Активно идут работы по реконструкции стартового комплекса для продолжения летных испытаний ракеты-носителя среднего класса «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат». Развернуто строительство стартового и технического комплексов для космического ракетного комплекса «Ангара». Сегодня космодрому отводится одна из ключевых ролей в реализации Федеральной космической программы, программ международного сотрудничества и коммерческих проектов.
— Как продвигается строительство стартового комплекса для запуска космических носителей нового поколения «Ангара»? В чем его преимущества?
— Создание «Ангары» на космодроме — одна из приоритетных государственных задач, реализация которой позволит России запускать космические аппараты ракетой-носителем тяжелого класса со своей территории.
Комплекс предназначен для выведения космических аппаратов различного назначения на низкие, средние, высокоэллиптические, геостационарные орбиты, а также на траектории полета к Луне и планетам Солнечной системы.
Следует отметить и то, что комплекс «Ангара» планируется использовать не только в оборонных целях, но и для запусков космических аппаратов социально-экономического и научного назначения в рамках Федеральной космической программы России. И в будущем он обеспечит конкурентоспособность России на международном рынке.
В ходе своей рабочей поездки на космодром в декабре 2004 года министр экономического развития и торговли России Герман Греф подтвердил, что основным источником финансирования данного проекта должно быть российское государство, ибо комплекс нацелен на обеспечение независимого доступа России в космос.
По прогнозам специалистов, КРК «Ангара» на 30 процентов будет превышать эффективность всех имеющихся на сегодня космических ракетных комплексов. Кроме того, ракеты семейства «Ангара» не будут использовать токсичное ракетное топливо. Это позволит существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса.
— Какие еще перспективные проекты осваиваются сегодня на космодроме Плесецк?
— С 2001 года на космодроме идут работы по реконструкции стартового и технического комплексов для проведения первых летных испытаний ракеты-носителя «Союз-2». Задача проводимой модернизации заключается в повышении надежности ракет-носителей, точности выведения космических аппаратов, а также в расширении диапазонов наклонения орбит и снижении затрат на производство. Модификация ракеты «Союз» основана на применении отечественного разгонного блока «Фрегат», который повысит точность выведения полезной нагрузки на заданные орбиты.
Более того, принципиально важен тот факт, что при создании ракеты-носителя «Союз-2» использовались элементы исключительно отечественной производственной базы. Первый испытательный пуск ракеты-носителя «Союз-2» был успешно проведен 8 ноября 2004 года. Следующий пуск этой ракеты с полезной нагрузкой и с разгонным блоком «Фрегат» планируется провести в 2006 году.
— Как идет реконструкция аэродрома на космодроме? В чем необходимость проведения столь масштабной работы? Какие именно грузы планируется доставлять на космодром воздушным сообщением?
— Взлетно-посадочная полоса аэродрома космодрома была построена в 1968 году. Ее максимальная несущая способность в то время составляла 70 тонн. Другими словами, она могла принимать самолеты Ан-12. С тех пор капитальный ремонт не проводился, и со временем, в силу ряда объективных причин, способность полосы снизилась до 51 тонны. Тем временем актуальным стал вопрос по обеспечению задач Министерства обороны и Космических войск более тяжелой, современной авиационной техникой.
Если ранее космические аппараты доставлялись на космодром железнодорожным транспортом, то перспективные космические программы «Ангара» и «Союз-2» предполагают доставку полезной нагрузки воздушными судами с максимальной посадочной массой до 220 тонн — Ил-76, Ту-154 и Ту-134. Поэтому еще в 2002 году было принято решение о реконструкции взлетно-посадочной полосы аэродрома с существенным развитием служебно-технической инфраструктуры и радиотехнического обеспечения. По завершении выполнения всех запланированных работ аэродром будет иметь первую категорию, обеспечивая точный заход на посадку в сложных метеоусловиях всех существующих в России воздушных судов. Поэтому уже три года подряд аэродром остается одним из самых важных объектов.
Первоначально в 2002 году было проведено уплотнение центральной части прежней взлетно-посадочной полосы. В 2003 году выполнено удлинение ВПП, которая теперь в общей сложности составляет 3.000 метров.
В 2004 году в результате укладки 7 тысяч бетонных плит была усилена несущая способность центральной части взлетно-посадочной полосы. Стоимость работ в 2004 году составила более 300 млн. рублей. В октябре 2004 года аэродром принял на свою взлетно-посадочную полосу самолеты Ту-154 и Ил-96.
В 2005-м реконструированы рулевая дорожка, часть места стоянки самолетов и энергосистема аэродрома, построено 6 трансформаторных подстанций, смонтировано радиотехническое и светотехническое оборудование, проложен 51 км кабельной продукции для светосигнального оборудования, обслуживания систем связи и электроснабжения. Не считая стоимости кабельной продукции и оборудования, в общей сложности в 2005 году освоено более 100 млн. рублей.
— Космодром находится на рубеже научных поисков и их реального воплощения. Как осуществляется взаимодействие с российской кооперацией ракетно-космических промышленных предприятий и научными учреждениями?
— Боевая техника и оружие, состоящие на вооружении современной армии, динамично совершенствуются. К ним непрерывно предъявляются все более высокие требования, реализовать которые можно только при условии планомерного использования передовых достижений науки и инженерной мысли. Поэтому все испытательные работы, проводимые на космодроме, невозможны без тесного взаимодействия с научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро, крупными производственными объединениями.
Для систематизации знаний, накопленных за время сотрудничества космодрома и промышленных предприятий, анализа опыта и разрешения проблем в области создания ракетно-космической техники ежегодно проводятся научно-практические конференции.
В ноябре 2005 года конференция была посвящена 40-летию первого запуска космического аппарата с космодрома Плесецк. На ней обсуждены результаты исследований и предложены решения актуальных вопросов по важнейшим и приоритетным проблемам развития космодрома. Опыт и результаты работы конференции лягут в основу организации дальнейших научных исследований по проблемам создания и развития перспективных и совершенствования существующих образцов ракетно-космической техники.
В феврале 2005 года Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского учредила Научный центр космодрома Плесецк, который должен быть интегрирован в структуру Российской академии космонавтики, объединяющую руководителей военных ведомств, главных (генеральных) конструкторов ведущих промышленных предприятий — всех, кто обеспокоен судьбой отечественной космонавтики.
С созданием научного центра под эгидой академии у космодрома появилась дополнительная возможность организовывать научно-технические конференции, лекции, доклады, встречи с участием научной интеллигенции страны и Северо-Западного региона, которые будут нацелены на расширение кругозора в области исследования и использования космического пространства, повышение инициативы и активности научных и инженерно-испытательных подразделений космодрома.