Русская линия
Правая.Ru Михаил Тюренков11.01.2006 

Генерал-«схимник»

Сегодня у всех нас появилась возможность приблизиться к фигуре Белого генерала (именно так, с заглавной буквы, подобно распространённому в народе наименованию тезоименитого Дитерихсу героического Скобелева) через выпущенный издательством «Посев» сборник«Генерал Дитерихс».

«Подобно тому, как утрата нашего национального дома, нашего государства, нашей Родины — заставила нас ощутить со всею глубиною и остротою, что мы имели и что мы потеряли; так утрата этого героя как будто уже указала людям, чего они в нём лишились и что им необходимо в дальнейшем», — произнёс над чужбинной могилой генерала Врангеля русский философ Иван Ильин, также почивший в вынужденном изгнании тридцатью годами позже. Сегодня, спустя ещё полвека, память героев белого дела стала почитаема и в России. Не так давно в русской земле Донского монастыря упокоился прах другого белого генерала Деникина, рядом с которым был перезахоронен и воспевший белый подвиг в своих многочисленных трудах Ильин…

Михаил Константинович ДитерихсМогилы русских героев возвращаются на Родину, и этому отрадному факту уже ничто не сможет помешать. Между тем, до сих пор остаётся ещё так много русских могил далеко на чужбине, там, где нашли свой приют те, кто унёс частицу исторической России в своей душе. Увы, сегодня в России очень немногие искренне почитают память белых героев, даже в православно-патриотической среде зачастую изрекаются тезисы о неполноценном характере белого движения, предательстве белыми идеалов монархии и самой Царской Семьи. Подобные мысли зачастую содержат в себе элементы фактологической достоверности, но столь же часто лишены элементарного христианского смотрения. Так, несмотря на то, что Верховный правитель России адмирал Колчак придерживался непредрешенческих взглядов, он поручил одному из своих генералов принять участие в расследовании обстоятельств гибели Царской Семьи, итогом которых стал фундаментальный двухтомник «Убийство Царской Семьи и членов дома Романовых». Позднее, уже после зверской расправы над Верховным правителем и фактической победой красных на всей территории России, белым удалось освободить часть Дальнего Востока и упомянутый генерал, которого в своём же окружении за глаза именовали «мистиком», «Жанной д’Арк в рейтузах», «наивным монархистом», «фанатиком» и т. д., стал последним Верховным правителем уходящей России, Приамурского земского края, где восстановил исконно русский православный образ земской соборности. Он же вплоть до конца 1922 года возглавлял остатки сопротивления наступлению «красного хама». Когда же генерал понял, что большая часть населения Приамурья безразлична к Белому делу, он приказал: «…в отношении тех граждан, кои выказали себя неспособными к добровольной жертвенности жизнью и достоянием во имя идеи, возглавленной Земским Собором, не прибегать к насильственным и репрессивным мерам.

Им Судья — Бог!»

«Да кто же этот белый рыцарь? Ведь о нём же почти никто ничего не знает!» — воскликнет иной читатель и будет прав. Действительно, в публицистике последних полутора десятилетий были неплохо изображены либеральные в той или иной степени Корнилов и Колчак, Деникин и Врангель, особняком показан «звериный лик» «самодержца пустыни» Унгерна фон Штернберга, чей образ даже удостоился аллегорического изображения в одном из творений некогда модного Виктора Пелевина. Православному же монархисту Дитерихсу в отечественной (да и зарубежной тоже) историографии посвящены считанные страницы. Однако читатель будет прав лишь отчасти, ибо если бы он внимательнее читал роман писателя Владимира Максимова «Звезда адмирала Колчака», то среди образов генералов, служивших под началом «Верховного правителя», обратил бы внимание на одного совершенно необычного в сравнении со всеми своими сослуживцами персонажа:

«У Дитерихса в кабинете, как в келье у послушника: икона на иконе, пахнет воском и ладаном. На столе штабные карты вперемешку с молитвенниками. Если бы не генеральский мундир на хозяине, его можно бы тоже принять за схимника…»

Сегодня у всех нас появилась возможность приблизиться к фигуре Белого генерала (именно так, с заглавной буквы, подобно распространённому в народе наименованию тезоименитого Дитерихсу героического Скобелева) через выпущенный в 2004 году издательством «Посев» сборник«Генерал Дитерихс». Уже сам факт выхода этой книги — событие примечательное. Однако, несмотря на то, что тема истории Белого движения в последние годы снова стала достаточно популярной, особого интереса к фигуре Михаила Константиновича Дитерихса среди читающей публики вызвано так и не было, в значительной степени по причине «излишне» консервативной религиозной и политической позиции генерала. Между тем сам жизненный путь Дитерихса, достаточно подробно описанный в первой части вышедшего сборника известным московским историком Василием Цветковым, претендует на то, что о нём уже должны были бы появиться многочисленные научные исследования и прозаические произведения.

Во второй части сборника, в основном, посвящённой периоду Великой (Первой мировой) войны, опубликовано исследование историка Александра Петрова «В России и на Балканах. 1914−1917 гг.», в котором достаточно подробно рассматриваются вопросы формирования и отправки в Салоники Особой русской бригады. Генерал Дитерихс принимал в данном мероприятии самое активное участие в качестве командира 2-й особой пехотной бригады, в связи с чем в эту же часть сборника также вошли его «Записки по пути следования во Францию». Третья часть сборника посвящена месту Дитерихса в начале Гражданской войны и включает в себя исследование Александра Петрова «Генерал Дитерихс — начальник штаба Чешско-словацкого корпуса». Четвёртая — описывает подробности расследования убийства Царской Семьи и включает в себя части уже упоминавшегося нами двухтомника«Убийство Царской Семьи и членов дома Романовых». В следующих частях приводятся факты зарождения и развития добровольческого движения в Сибири летом-осенью 1919 г., приводятся тексты решений Приамурского Земского Собора, освещена деятельность Приамурского земского собора, а также эмигрантский период жизни генерала. Здесь стоит отметить достаточно обширный блок воспоминаний непосредственных участников описываемых событий (таких, как П.Ф. Рябиков, Г. К. Гинс, С.П. Руднев, П.П. Петров и др.), позволяющий читателю наиболее ярко прочувствовать атмосферу Гражданской войны и лучше понять подлинную роль в ней белого героя Михаила Дитерихса.

Особое внимание, на наш взгляд, стоит уделить шестой части сборника «Последний Земский Собор в России. Белое Приморье. 1922 год». Составители совершенно правильно поместили в её начало статью К. Гермогенова, «Земские соборы», напечатанную в журнале «Воин» накануне созыва Приамурского земского собора 1922 года . Данная статья, имеющая вводный характер, но при этом достаточно чётко обозначающие основы земского принципа управления государством. Основой же данной части стали уникальные и, в большинстве своём, впервые публикуемые документы Земского собора , созванного генералом Дитерихсом в целях утверждения исторической незыблемости русского самодержавия. Уже первый акт Собора включил в себя признание того, что право на осуществление Верховной Власти в России принадлежит династии Дома Романовых .

По окончании Собора в своём Указе N 1 Верховный правитель Дитерихс написал следующее:

«По грехам нашим против Помазанника Божия, мученически убиенного советской властью Императора Николая II со всей Семьею, ужасная смута постигла народ Русский и Святая Русь подверглась величайшему разорению, расхищению, истязанию и рабству безбожных русских и иноплеменных воров и грабителей, руководимых изуверами из еврейского племени, отрекшихся и от своей иудейской веры…

Здесь, на краю земли Русской, в Приамурье, вложил Господь в сердца и мысль всех людей, собравшихся на Земский Собор, едину мысль и едину веру: России Великой не быть без Государя, не быть без преемственно наследственного Помазанника Божия. И перед собравшимися здесь, в маленьком телом, но сильном верой и национальным духом Приамурском [государственном] объединении, последними людьми земли Русской стоит задача, долг и благой крест направить все служение свое к уготованию пути Ему — нашему будущему Боговидцу». (Указ N 1 от 8 августа 1922).

Приамурский Земский Собор был исключительным с духовной точки зрения (хотя и запоздалым) событием в истории гражданской войны. На далеком краешке свободной Русской земли он сформулировал выводы, которые поныне имеют огромное значение для всех русских людей, стремящихся к возрождению нашей исторической государственности.

Отдельно стоит отметить, что в последней, седьмой части сборника включено уникальное письмо Дитерихса неизвестному адресу, озаглавленное как «Заветы монархическому движению», исполненное духом христианского патриотизма. Позволим себе достаточно пространно процитировать этот текст, столь актуальный для нас и сегодня:

«Для меня, для моего мировоззрения, началом всего осмысленного, великого, глубокого, одухотворенного и вселенского значения на земле является Бог, и я уверен, что и для большинства русского народа это положение, сознательно или инстинктивно, но однородно с моим убеждением…

В основах учения Христа лежат основные принципы русской государственной власти и начала идеологии исторического национально-религиозного самодержавного монархизма. Никакие иные начала, по моему глубокому убеждению, русский народ не может принять (сознательно или бессознательно) и никакими только внешними, безыдейными формами монархизма нашего народа не обманешь на продолжительное время, не увлечешь серьезно и, главное, не удержишь надолго…

Первым положением русской национальной исторической идеологии о своей государственной власти является непременным понятие о помазанничестве на царство и никто иной не будет прочно принят народом за Главу своего государственного представительства как Помазанник Божий…

Основы веры Христовой определяют и сами принципы благодатной и истинной формы государственного правления в идеологии русского народа: единство власти во главе церкви, единство власти во главе правления и коллегиальность власти во главе управления: Патриарх, Царь и Земский Собор — три начала русского, национально-религиозного, самодержавного монархизма…

Служение русского народа, в его мировом предопределении, уподобляется служению в мире Христа. Это такое же неукоснительное славное служение веры, наполненное страданиями, унижениями, отвержениями и крестными страстями, каким является служение Христа, по Его Евангелию. За весь период исторического бытия Российского Государства Никто, ни один народ, ни какая другая вера, не хотят видеть в России — России Христа. Не было, кажется, в Европе и Азии народа, который не пытался бы уничтожить Россию, стереть ее с лица земли, поколебать в ней Христианскую веру, умалить значение ее идеологических начал. От диких татарских племен до культурных европейцев, от древнего Израиля до новоиспеченной живой церкви, все народы мира, окружавшие Россию, все иные религиозные исповедания, не исключая и неправославных христианских, с одинаковым ожесточением пытались попрать, унизить Россию Христа или путем порабощения ее силой, или путем необъяснимой, садической нетерпимости к ее национально-религиозным началам государственного строительства.

Но тщетно…

Христос Воскресе!…»

В этих словах весь Дитерихс, православный Белый Генерал, истинный монархист, последний рыцарь Великой Империи…

В заключение хотелось бы добавить, что сборник, посвящённый генералу Дитерихсу, помимо значительной исторической ценности, имеет характер эксклюзивного издания. Добротно изданный как с полиграфической, так и академической точек зрения, он фактически лишён того, к чему мог бы придраться скрупулёзный рецензент. Единственное, что могло бы, на наш взгляд, украсить возможное переиздание этой книги (а таковое, безусловно, необходимо, т.к. сегодня сборник уже становится библиографической редкостью) — самый элементарный именной указатель в конце книги. В целом же, хотелось бы только поблагодарить всех составителей сборника и, в первую очередь, автора проекта серии «Белые воины» (в рамках которого также вышли книги о генералах Маркове и Каппеле) А.Н. Алекаева, а также научного редактора серии В.Ж. Цветкова за этот грандиозный труд. И кроме этого хотелось бы выразить искреннюю надежду на то, что работа в рамках данного проекта не прекратится, и в дальнейшем данным коллективом будет раскрыто ещё немало «белых пятен» истории Белого дела.

http://www.pravaya.ru/idea/20/6095

Приобрести книгу


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика