Русская линия
Красная звезда Дмитрий Юров29.12.2005 

Бюджет прорыва

27 декабря Президент Российской Федерации подписал основной финансовый закон страны — Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год». В связи с этим корреспондент «Красной звезды» встретился с начальником Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации Любовью КУДЕЛИНОЙ и попросил ее ответить на некоторые вопросы.

— Любовь Кондратьевна, в последнее время в различных СМИ проходила информация, что на конец года в военном ведомстве остались неосвоенные денежные средства, что, в общем-то, не- хорошо, как скажет любой бухгалтер. То есть получается, что Министерство обороны запросило на 2005 год денег больше, чем ему было нужно?
— Поясню. Все выделенные нам средства к концу года освоены в полном объеме, хотя ситуация с остатками действительно была. Она сложилась объективно: дело в том, что объем ассигнований в течение года несколько раз корректировался. Дополнительно нам было выделено более 50 млрд. рублей, что позволило уменьшить дефицит в ассигнованиях на оплату специального топлива и горючего, транспортных расходов, судебных решений, выплату пенсий военным пенсионерам. И это, несомненно, является положительным моментом, поскольку в новый год мы входим с минимальными долгами, то есть без дополнительной нагрузки на бюджет-2006. В общем же расходы Министерства обороны в 2005 году с учетом дополнительного выделения средств составили более 600 млрд. рублей.
В основном исполнение бюджета в 2005 году осуществлялось планомерно и без особых срывов, хотя в начале года допускались сбои в финансировании учреждений здравоохранения, образования и культуры, военных комиссариатов. Нормальное финансирование в целом позволило армии и флоту достойно выполнять поставленные задачи.
Если касаться бюджета военного ведомства на 2006 год, то могу отметить, что он лучше, чем прошлогодний, да и все предыдущие: денег нам добавили по всем статьям.
Так, увеличены ассигнования на реализацию Государственной программы вооружения, осуществление первичного воинского учета в органах местного самоуправления, повышение денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу, строительство жилья военнослужащим, обеспечение в запланированные сроки вывода войск из Грузии и решение других задач.
Прирост средств к базе 2005 года (с учетом дополнительно полученных денег) составил более 90 млрд. рублей. Доля расходов Министерства обороны на 2006 год в объеме валового внутреннего продукта составляет почти 3 процента.
Добавлю еще, что расходы федерального бюджета на 2006 год формировались в условиях осуществления мероприятий, связанных с реформированием бюджетного процесса в государстве.

— Что вы имеете в виду?
— Основная цель этой реформы — повышение эффективности бюджетных расходов. В практику вводится формирование финансового плана на среднесрочный — 3-летний — период. Так, уже в текущем году Министерству обороны были доведены предельные объемы финансирования на 2006 год и на период 2007—2008 годов. Это является новшеством в бюджетном процессе.
Суть реформы в том, чтобы перейти от управления бюджетными ресурсами, т. е. затратами, на управление результатами, то есть бюджет отныне формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Соответственно расширяются самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств.
Кстати, эта концепция не нова: переход к среднесрочному бюджетному планированию — один из основных элементов бюджетных реформ, проведенных в последние десятилетия в большинстве развитых стран. Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед трехлетнего финансового документа, что обеспечивает как преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований, так и позволяет их корректировать в случае непредвиденных обстоятельств.
Есть и еще одно новшество. Планируется осуществить переход на обезличенное финансирование войск в соответствии с утвержденными сметами. Распорядители бюджетных средств будут переводить объемы финансирования нижестоящим получателям поквартально общей суммой по подразделам федерального бюджета без разбивки по статьям расходов. А получателям средств будет предоставлено право расходования средств в пределах выделенных на год лимитов бюджетных обязательств.
То есть, по сути, здесь мы возвращаемся к старому, оправдавшему себя порядку финансирования, который позволит улучшить маневр средствами в процессе исполнения сметы и приведет к уменьшению остатков денег на счетах воинских частей в течение года.

— Если все же вернуться немного назад, можете конкретизировать по некоторым пунктам, сколько и на что выделили денег?
— В наступающем году на закупку вооружения и военной техники будет потрачено почти в полтора раза больше средств, чем в уходящем. При этом особое внимание будет уделено оснащению соединений и воинских частей постоянной готовности, в том числе высокоточным оружием, эффективными комплексами разведки и радиоэлектронной борьбы, автоматизированными системами управления. Причем проведение серийных закупок вооружений и военной техники предполагается организовывать с таким расчетом, чтобы поставлять в войска не просто определенное количество образцов вооружений и военной техники, а перевооружать сразу целые части и подразделения.
Продолжаем также выдерживать курс на выстраивание оптимальной структуры расходов на содержание и оснащение Вооруженных Сил. В этом вопросе Минобороны выступает за дальнейшее увеличение доли финансирования Гособоронзаказа в рамках бюджетных ассигнований, выделяемых по разделу «Национальная оборона». Как выразился министр обороны на прошедшем в ноябре сборе руководящего состава, только так мы сможем не «латать дыры», а добиться качественного технического обновления войск. Так, в 2005 году на содержание армии и флота ушло 60 процентов военного бюджета, 40 — на развитие, а к 2011 году планируется выйти на показатель 50 на 50.
К сожалению, объемы выделяемых денежных средств пока не позволяют в полной мере обеспечить потребности армии и флота. Поэтому нам по-прежнему приходится работать в режиме жесткой экономии, направляя бюджетные деньги в первую очередь на поддержание потенциала сил ядерного сдерживания и повышение боеспособности частей постоянной готовности.
Свою позитивную роль в процессе перевооружения армии и флота призвана сыграть и созданная в Минобороны единая система заказов и поставок вооружений, военной и специальной техники. Цель ее в том, чтобы добиться рационального распределения и централизованного использования ассигнований, выделенных на оснащение армии и флота, с учетом важности стоящих перед ними задач.

— Касаясь содержания Вооруженных Сил, что вы скажете об одной из самых больных тем — величине денежного довольствия, заработной платы и пенсий?
— Подчеркну, мы стояли и стоим на той точке зрения, что Вооруженные Силы — это важнейший атрибут государственности, гарантия суверенитета нашей страны. И люди в погонах должны быть обеспечены достойно.
В ходе реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в связи с отменой ряда натуральных льгот удалось реализовать предложения Минобороны, позволившие с 1 января 2005 г. увеличить военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 70 до 120 процентов дифференцированно в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, а военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, где наиболее высокие тарифы на проезд общественным транспортом и ставки земельного налога и налогов на имущество физических лиц, — до 200 процентов оклада по воинской должности в зависимости от категорий военнослужащих. Это позволило повысить денежное довольствие военнослужащих в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях в среднем на 1.300 — 2.000 рублей, в столицах республик, краев и областей Российской Федерации — в среднем на 750 рублей, в других городах и населенных пунктах — в среднем на 460 рублей.
Далее. Заменена возвратная ссуда на обзаведение имуществом первой необходимости аналогичной безвозмездной выплатой в размере 12 окладов денежного содержания. С 300 — 500 рублей до 900 — 1.500 рублей увеличен размер ежемесячной денежной компенсации за поднаем временного жилья.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 177 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, замещающих воинские должности в центральном аппарате Минобороны России), с 1 марта 2005 г. выплачивается ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада по воинской должности, вследствие чего рост их денежного довольствия составил в среднем 25 процентов. Это что касается итогов.
Правительством Российской Федерации 13 декабря 2005 г. принято постановление N 759, в соответствии с которым с 1 января 2006 г. оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, будут повышены в 1,15 раза.
Что же касается выделяемых ассигнований на выплату денежного довольствия военнослужащим на 2006 год, то они позволяют в полном объеме осуществить все необходимые выплаты и начать реализацию поручения Президента Российской Федерации о повышении к концу 2008 года денежного довольствия военнослужащих примерно в полтора раза.
Ассигнования, предусмотренные на пенсионное обеспечение, также позволят обеспечить выплату пенсий с учетом их повышения с 1 января 2006 г. на 15 процентов. Кроме того, для выплаты пенсий за январь 2006 года Министерством финансов на 2005 год дополнительно выделено 4,1 млрд. рублей, что позволило осуществить эти выплаты в декабре текущего года.
Добавлю еще, что расчеты на выплату пенсий составлены с учетом численности пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации — 1 млн. 120,6 тыс. человек по состоянию на 1 января 2005 г. и ежегодного роста численности пенсионеров на 16 тыс. человек. При этом учтены расходы на доплату к пенсии военным и приравненным к ним пенсионерам в размере 240 руб. в месяц. Учтены и расходы на осуществление доплат пенсий по решениям судебных органов в сумме 2 млрд. рублей в год.
Кроме того, в расчете расходов на выплату пенсий, пособий и компенсаций пенсионерам Министерства обороны в 2006 году учтена индексация базовой части трудовой пенсии по старости с 1 апреля 2006 г. на 3 процента и с 1 августа 2006 г. — на 4 процента.
Расходы на выплату заработной платы в 2006 году составят 67,8 млрд. рублей. Объем средств достаточен для обеспечения расчетов с гражданским персоналом исходя из его списочной численности. Эти ассигнования позволят осуществить повышение в течение года не менее чем на 20 процентов заработной платы гражданскому персоналу, оплата труда которого осуществляется по Единой тарифной сетке, повышение денежного содержания федеральным государственным служащим на 15 процентов.
Вдобавок в январе 2006 года будет обеспечена единовременная дополнительная выплата гражданскому персоналу отдельных органов Минобороны, содержащемуся по приказу министра обороны 2001 года N 90, за период с 1 сентября по 31 декабря 2005 года исходя из повышенных должностных окладов в 1,33 раза.

— И все-таки это общие цифры, а что-то ощутят в финансовом плане конкретно, скажем, летчики, моряки, то есть те, кто непосредственно выполняет задачи в воздухе и в море, ведь переносимые ими нагрузки зачастую «на грани фола», да и служба не «паркетная»?
— В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 1 октября 2005 г. в целях материального стимулирования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и занимающих воинские должности летного состава и бортовых специалистов ВВС, по предложению Минобороны России им увеличен размер надбавки за особые условия службы до 100 процентов оклада по воинской должности (вместо установленных 30 процентов) и оклад по воинской должности при наличии присвоенных в установленном порядке квалификационных категорий 2-го класса — до 35 процентов, 1-го класса — до 45 процентов и класса «снайпера» — до 55 процентов (вместо установленных 20, 30 и 40 процентов соответственно).
Аналогичные предложения готовятся Минобороны России по материальному стимулированию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в экипажах кораблей и судов Военно-морского флота.
Предлагаем также увеличить размеры оплаты труда и для гражданского персонала — тех категорий работников, которые вносят наибольший вклад в обеспечение боеготовности (связь, коммунальное хозяйство, транспорт, включая вспомогательный флот, ВОХР, гражданский персонал, занятый на боевом дежурстве, в зонах вооруженных конфликтов и в частях постоянной боевой готовности).

— А какие расходы на другие нужды армии и флота (например, тыловое обеспечение) запланированы в бюджете-2006?
— Денег на основные задачи тылового обеспечения должно хватить, но все же по самому минимуму. Если говорить о конкретных цифрах, то к выделению на продовольственное обеспечение планируется 21,8 млрд. рублей, вещевое — 8,5 млрд. рублей, воинские перевозки — 19 млрд. рублей. Объемы расходов на медицинское обеспечение сохранены на уровне 2005 года — 2,2 млрд. рублей. На оплату специального топлива и горючего спланировано 29 млрд. рублей, при условии, что рост цен не превысит прогнозируемый уровень инфляции.

— Не могли бы вы подробнее остановиться на этих пунктах?
— В 2006 году впервые запланированы средства для организации питания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, через организации общественного питания — на эти цели потребуется порядка 638 млн. рублей.
Далее, в 2006 году в объем средств, выделяемых на вещевое обеспечение, включены 1,2 млрд. рублей на погашение задолженности перед личным составом по компенсации взамен недополученного имущества, сложившейся по состоянию на 1 января 2005 г.
Что касается транспортного обеспечения, то еще в 2005 году остро встали вопросы расчетов с ОАО «Российские железные дороги»: тарифы на грузовые перевозки, оформляемые по воинским требованиям, были повышены на 8,5 процента, прочие расходы возросли в среднем на 22 процента при запланированном уровне инфляции на 2005 год — 7,5 — 8,5 процента. Непростая ситуация, видимо, сложится и в 2006 году, поскольку транспортные расходы проиндексированы на уровне инфляции 7 процентов. Вместе с тем в протоколе заседания Правительства Российской Федерации, состоявшегося еще в июне, уровень изменения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2006 году зафиксирован до 8 процентов. Кроме того, по данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службы по тарифам, ожидаемый рост тарифов на пассажирские перевозки составит 22 процента.

— Раз уж мы коснулись этой темы, то нельзя не отметить, что из года в год в последнее время повторяется одна и та же ситуация: тарифы на услуги естественных монополий значительно превышают планируемый уровень инфляции…
— Эта проблема действительно острейшая. Простой пример. В 2005 году региональный рост тарифов значительно превзошел показатели, определенные Правительством России, на основании которых и было запланировано финансирование Вооруженных Сил. Так, тарифы на электроэнергию выросли почти на 17 процентов вместо 9,5 по плану, на тепло — на 22 процента вместо 14, услуги водоснабжения — на 11 процентов при плановых — 8,6 процента.
Планируемые объемы финансирования на 2006 год и последующие годы базируются на показателях перспективного финансового плана, учитывающего уровень инфляции в размерах: на 2006 год — 7 процентов, на 2007 год — 6 процентов и на 2008 год — 4 процента. Хотя рост оптовых цен, скажем, на газ предусмотрен в 2006 году до 11 процентов, в 2007 году — до 8 процентов, в 2008 году — до 7 процентов, тарифов на электроэнергию — 7,5, 6,5 и 5,5 процента соответственно. И еще не факт, что эти цены удержатся на прогнозируемом уровне.
Выход из такой ситуации в последние годы осуществляется путем выделения в течение года дополнительных бюджетных ассигнований по итогам исполнения федеральных бюджетов за первое полугодие, что, согласитесь, не нормально, ведь многое можно просчитать заранее. Минобороны неоднократно предлагало решить данную проблему за счет формирования при разработке федерального бюджета на очередной год оперативного резерва ассигнований, позволяющего реагировать на изменение ценовых факторов. Но эта инициатива пока не проходит.
Так что приходится действовать по старой схеме — жесткого, я бы даже сказала, жесточайшего соблюдения экономии топливно-энергетических ресурсов.

— Еще один важнейший вопрос — обеспечение военнослужащих жильем. Как профинансирована эта статья?
— На капитальные расходы на 2006 год Министерству обороны в целом предусматривается 45,4 млрд. рублей, из них на капитальное строительство — 39,6 млрд. рублей. Это позволит ввести в эксплуатацию 11,4 тыс. квартир (служебных и для постоянного проживания), что примерно соответствует уровню 2005 года.
В стадии решения по указанию Президента Российской Федерации находится вопрос о приобретении жилья в ряде проблемных регионов России с выделением в 2006 году 15 млрд. рублей.
К сожалению, должна констатировать, что в части строительства военных объектов выделяемые ассигнования позволят решить только целевые задачи.

— С «квартирным вопросом» тесно увязана стартовавшая в 2005 году накопительно-ипотечная система обеспечения жильем военнослужащих. Как вы оцениваете ее перспективы?
— В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» в 2005 году на финансирование НИС было предусмотрено свыше 1 млрд. рублей по разделу «Национальная оборона». Доля Министерства обороны Российской Федерации в общем объеме финансирования расходов этой системы составляет около 65 процентов.
На финансирование накопительных взносов по всем «силовым» ведомствам на 2006 год выделено 3 млрд. 279 млн. рублей. Накопительный взнос на одного участника системы в 2006 году составит 40,6 тыс. рублей.
Работа в целях реализации закона о НИС еще продолжается, механизм жизнеспособен, но пока не заработал в полную силу. Тем не менее уже создан реестр участников новой системы, завершается формирование необходимой нормативной базы. Так, в настоящее время в Минобороны разработаны и разрабатываются 24 нормативных правовых акта, связанных с реализацией НИС, в том числе нашей Службой были разработаны и направлены в Правительство РФ два проекта постановлений (одно уже принято), в стадии согласования находятся еще одно и пять проектов приказов министра обороны.

— Закончился второй год реализации федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 — 2007 годы. О ее ходе «Красная звезда» рассказывает регулярно. А каковы перспективы этой ФЦП в плане финансового обеспечения?
— В отличие от предыдущих лет в ходе разработки проекта федерального бюджета на 2006 год объемы ассигнований на реализацию данной программы были рассчитаны с учетом уровня инфляции. Общая их сумма составила около 22 млрд. 307 млн. рублей, что на 15 процентов больше, чем предусмотрено паспортом программы, разработанной в ценах 2003 года. При этом расходы по направлению «Социальное обеспечение и повышение привлекательности военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами» составляют примерно 16,9 млрд. рублей, остальное выделено на совершенствование боевой готовности частей.
Выделяемые на 2006 год деньги позволят ввести в строй необходимое количество объектов казарменно-жилищного фонда, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечить личный состав всеми положенными видами довольствия, а также поднять на более качественный уровень организацию боевой подготовки.
Кроме того, в целях повышения престижа военной службы и материальной заинтересованности военнослужащих при прохождении службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин в соединениях и частях постоянной боевой готовности Минобороны подготовлен и внесен в Правительство России проект постановления, предусматривающий с 1 января 2006 года возмещение фактических расходов по проезду железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом военнослужащего и членов его семьи к месту использования ежегодного основного отпуска и обратно.
Всего же в 2006 году Министерство обороны участвует в реализации 14 федеральных целевых программ. Десять из них — действующие, четыре новые. Ассигнования на их реализацию предусмотрены в бюджете в соответствии с утвержденными параметрами паспортов программ.
Наиболее социально значимые и объемные из них, помимо упоминавшейся, — это «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005 — 2010 годы».
Из новых программ в нашей «зоне ответственности» появились: «Государственная граница РФ (2003 — 2010 гг.)», «Развитие российских космодромов на 2006 — 2015 гг.», «Промышленная утилизация ВиВТ (2005 — 2010 гг.)» и «Социальная поддержка инвалидов» на 2006 — 2010 гг.

— Спасибо за обстоятельный разговор, Любовь Кондратьевна. Пользуясь случаем, редакция «Красной звезды» поздравляет вас и весь коллектив Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации с наступающим праздником и желает крепкого здоровья, счастья в новом году и дальнейших успехов в финансовом обеспечении обороноспособности России.

http://www.redstar.ru/2005/12/2912/101.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика