Независимое военное обозрение | Виктор Мясников | 24.12.2005 |
Претензии к Гособоронзаказу
В результате различных перераспределений денег гособоронзаказа контракты на производство вооружений и военной техники заключались поздно: 32% - в феврале, 46% - в марте. Поэтому в первом квартале ОПК почти не финансировался, да и потом были серьезные задержки. Вот почему многие предприятия влезли в долги, общий объем их кредиторской задолженности приблизительно равен 20% всего объема ГОЗа. Обычно в Минобороны на конец года остается неизрасходованными до 30 млрд. рублей. В немалой степени это деньги, «сэкономленные» на оплате контрактов. В нынешнем году эта сумма окажется, по имеющимся данным, примерно вдвое больше.
Несмотря на увеличение гособоронзаказа по сравнению с 2004 годом на 32%, руководители предприятий ОПК на своих региональных и всероссийских совещаниях жаловались на резкое падение уровня ГОЗа, отсутствие государственной программы технического перевооружения и соответственно финансирования обновления станочного парка, долгое оформление контрактов, несвоевременность и малую величину финансирования заказов, содержание за свой счет мобилизационных мощностей, отсутствие четкого и эффективного руководства оборонной отраслью.
Между тем управление ОПК подверглось очередному административному усовершенствованию. В Министерстве обороны РФ с 2005 года действует система единого заказчика гособоронзаказа во главе с генералом армии Александром Московским. Если раньше 52 армейских управления напрямую могли закупать вооружения и военную технику, год назад — 20 управлений, то сейчас только одно. Одновременно указом президента была создана Федеральная служба по оборонному заказу (ФСОЗ) во главе с бывшим директором «Рособоронэкспорта» Андреем Бельяниновым. Федеральная служба тут же начала выяснять, как Минобороны финансирует госзаказ, по каким критериям подбираются предприятия для его размещения. И вообще попыталась контролировать бюджетные средства. Возник конфликт.
В октябре начальник Генерального штаба Юрий Балуевский на совещании руководящего состава армии и флота обратился непосредственно к Верховному главнокомандующему: «У меня и моих коллег нет полной уверенности в том, что те вооружения, которые нам потребуются в 2011 году, мы получим. Одна из причин — нет четкой координации военно-технической политики с возможностями ОПК». Причину такой рассогласованности начальник Генштаба увидел в том, что вопросами ОПК занимаются в основном другие ведомства, а не Минобороны.
В результате министр обороны РФ Сергей Иванов был назначен на должность вице-премьера правительства, курирующего оборонно-промышленный комплекс России. Он собрался стать у руля некоего руководящего органа ОПК. Как о деле решенном говорили о создании Министерства оборонной промышленности, но президент ситуацию переиграл. Миноборонпром, за возрождение которого много лет ратуют директора заводов и губернаторы промышленных областей, так и не возник, а правительственную комиссию во вопросам ОПК возглавил сам премьер Михаил Фрадков.
Улучшения не предвидится
В отношении предприятий ОПК по-прежнему сохраняется жесткая налоговая политика. Так и не получены налоговые льготы на реинвестируемую часть прибыли. И хотя правительство в 2005 году снизило ставку единого социального налога до 26%, он остается весьма болезненным для отрасли, поскольку в ОПК высока доля заработной платы в стоимости продукции — до 50%, — поскольку используется труд большого количества высококвалифицированных работников.
Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002−2006 годы)» предусматривала выделение в 2005 году 8,4 млрд руб. Для предприятий ОПК. Намечалось реконструировать 25 тыс. кв. м производственных площадей и обновить станочный парк на 38 объектах (около 4% предприятий ОПК). Однако в 2004 году финансирование по программе составило лишь чуть больше 50%. В этом году недофинансирование продолжено.
Год без холдингов
Попытка подъема ОПК за счет инвестиций нефтегазовой отрасли откровенно провалилась. Происходит планомерное снижение заказов на буровое оборудование. В 2002 году произвели 202 буровые установки, в 2003 году — 151, в 2004 году — 124, на 2005 год заказ был еще меньше. Почти вдвое сокращены заказы на станки-качалки. Вместе с тем растет количество закупаемого оборудования за границей по завышенным ценам. При этом только «Газпром» инвестировал в производство в 2005 году около 10 млрд. долларов, что больше гособоронзаказа и экспорта российских вооружений за год, вместе взятых.
Бурно расширяющаяся нефтегазовая отрасль не стала локомотивом ускоренного роста машиностроения. Конверсионные производства по выпуску оборудования для буровиков загружены не более чем на половину. И совершенно очевидно, что руководство страны взяло курс на развитие экспортных сырьевых отраслей, а машиностроение оказалось на обочине.
В целом год прошел под знаком борьбы за контроль над деньгами ГОЗа. Победу уверенно одержали военная олигархия и небольшой круг близких ей предприятий ОПК. Но уровень компетенции и неразбериха не позволили правильно спланировать размещение заказов, так что в скором времени следует ожидать, что не все средства освоены, а контракты выполнены.