Красная звезда | Сергей Васильев | 20.12.2005 |
Визитная карточка
— Товарищ вице-адмирал, в народе говорят: как проводишь старый год, с таким настроением возьмешься за дело уже в новом. Зная о восьми призах главнокомандующего ВМФ, завоеванных североморцами по видам боевой подготовки, об успешном выполнении федеральной целевой программы морскими пехотинцами, можно ли сказать, что зимний период обучения Северный флот начинает с особым настроением?
— Безусловно. Настроение хорошее еще и потому, что массовое сокращение боевого состава Северного флота уже в прошлом. В ближайшие годы больших реорганизаций во флотской структуре мы не ожидаем. Теперь важно сохранить максимально боеспособными корабли, технику и вооружение. Массовое поступление вооружения и военной техники на флот начнется скорее всего где-то на рубеже 2015−2016 годов. Ну, а до того времени необходимо сохранить в боевой готовности то, что имеем. Исходя из этого вытекают и задачи профессиональной подготовки всех категорий личного состава.
В рамках проводимых Министерством обороны исследовательских специализированных учений Северный флот примет участие в эксперименте по системе комплексного тылового и технического обеспечения. Смысл здесь простой: все силовые структуры, дислоцированные в пределах одной территории, должны обеспечиваться, образно говоря, из одного «кармана».
Также будем на практике интенсивно испытывать новые технику и вооружение. Кстати, в минувшем учебном году аналогичных задач североморцы выполнили немало. А сейчас их станет еще больше. Словом, новый учебный год для флота будет интересным и событийным.
— Каковы планы североморцев на ближайшее полугодие?
— Мы вернулись в Атлантику. Пока еще только на периодичной основе. Но уже в ближайшей перспективе этот океанский район будет местом нашего постоянного пребывания. Флот как вид Вооруженных Сил тем и уникален, что обеспечивает стратегические интересы государства, в том числе и в мирное время.
Готовимся мы к выполнению и других, может быть, несколько уже забытых, но от этого не менее серьезных задач. Говорить о них пока преждевременно, отмечу лишь, что в сравнении с прошлыми годами они внесут определенную новизну в боевую учебу североморцев.
— Вы неоднократно бывали на авианосце «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Как бывший командир авианесущего крейсера каким вы увидели этот корабль?
— На мой взгляд, абсолютно все возможности для успешной деятельности экипажа на «Кузнецове» присутствуют. Но в первую очередь важно сделать правильные выводы по сентябрьскому происшествию: падению истребителя с палубы в море. Именно по техническому аспекту случившегося. Здесь есть нюансы, не зависящие от Северного флота и даже ВМФ. Тем не менее они могут создать определенные трудности в плане дальнейшей эксплуатации авианесущего корабля в море.
При этом не нужно забывать, что сама профессиональная подготовка палубных летчиков на Крайнем Севере характеризуется как минимум двумя отрицательными моментами. Во-первых, чтобы допустить авиатора к полетам различной степени сложности, его вначале необходимо обучить выполнению полетных заданий в более простых метеоусловиях, чем Кольское Заполярье, которое, сами знаете, нас не особенно балует. Второй момент — подготовка к совершению полетов с палубы: тренажер «НИТКА», имитирующий «взлетку» авианосца, как известно, находится в Крыму, на территории суверенной Украины. Поэтому я считаю постановку вопроса о создании отечественного тренажерного авиационного комплекса, аналогичного крымскому, абсолютно верной. Наряду с серьезными финансовыми вложениями в реализацию проекта надо правильно избрать место его размещения.
— Недавно Указом Президента России отдельному корабельному истребительному авиационному полку (ОКИАП) ВВС Северного флота присвоили имя прославленного аса времен Великой Отечественной войны дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова. Эту весть на торжественном построении личного состава ОКИАП вы объявили лично. «Палубный» авиаполк — объект вашего повышенного внимания?
— По большому счету — да. И таким он стал не только для меня, командующего флотом, но и для всех заместителей, кто по роду обязанностей отвечает за профессиональную подготовленность, совершенствование и даже, если хотите, развитие на отдельно взятом флоте палубной авиации.
— Исходя из сказанного, можно ли сделать вывод, что в новом учебном году «Кузнецова» ждет достаточно интенсивная работа в море?
— Да, это правильно. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на пороге очередного выхода в океан. Соответствующие задачи нам уже поставлены. В самое ближайшее время они обретут директивную форму. Однако, как я уже сказал, надо досконально разобраться с результатами технических экспертиз по неуспешной посадке истребителя во время крайнего, как любят говорить летчики, похода корабельной авианосной группы в Северную Атлантику.
— С надводной составляющей Северного флота в принципе все ясно. А какую роль будут играть в боевой подготовке флота подводники, с учетом того что в следующем году Россия празднует еще и столетие подводных сил?
— Североморским подводникам будут определены и место, и время для совершенствования профессиональной выучки. Подчеркну лишь, что мы рассчитываем выйти на некоторые новые позиции, а точнее, — на несколько забытые старые. Время подойдет, поговорим более детально и об этом.
— Ожидается, что в следующем году на Северном флоте пройдет инспекция Министерства обороны. Что североморцам нужно, образно говоря, не упустить из поля зрения, чтобы достойно и с честью сдать столь серьезный экзамен?
— Все, что подразумевают под собою понятия боевой и мобилизационной готовности. Принцип здесь один: часть постоянной готовности в установленные сроки фактически должна быть готова к военным действиям, часть обеспечения — готова действовать по прямому предназначению, причем также в установленные сроки; военное учреждение — по задачам военного времени. Все это должно оцениваться только одним показателем: стопроцентная готовность! От командующего флотом до последнего матроса, по всем направлениям и спектру служебной деятельности. Остальное исключается. А когда эти задачи выполнены, и инспекция пройдет с должным результатом. Если же нет, то, чтобы мы ни демонстрировали, ни показывали, положительной оценки не будет. Именно на этих направлениях будет сосредоточена вся работа флота.
— Товарищ вице-адмирал, можно поподробнее осветить так называемый жилищный вопрос на Северном флоте. В минувшие годы эту проблему частично решали шефы — российские города и регионы, которые предоставляли североморцам жилье. Сейчас все эти договоры — с Москвой, Белгородом, Курском и так далее — остались в силе? Ваше видение и пути решения этого вопроса?
— Вклад шефов никогда не был достаточно большим. В основном это были разовые субсидии либо преференции, когда выдавалось определенное количество квартир. Мы очень благодарны шефам за эту поддержку, но за счет шефской помощи мы никогда не решим жилищный вопрос. И я полностью согласен с недавним выступлением Президента России на заседании Правительства, где Владимир Владимирович Путин очень четко изложил, каким путем нужно идти, чтобы в короткие сроки разрешить эту одну из самых наболевших проблем.
Что касается Северного флота, то на сегодняшний день у нас в очереди на жилье находятся более четырех тысяч человек, включая и тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий. Из них примерно 2.200 человек уволились в запас в результате так называемых организационно-штатных мероприятий, по окончании срока службы и состоянию здоровья. Этих людей командование флота должно уже в ближайшем будущем обеспечить жильем. В этом году резко увеличилось поступление на Северный флот государственных жилищных сертификатов: к осени пришло около 1.200 сертификатов. Ожидаем поступления еще пятисот.
По-прежнему остается проблема, на решение которой, кстати, также обратил внимание Президент России, — это формирование фонда служебного жилья. В ряде заполярных флотских гарнизонов эта проблема практически решена. Однако есть места, где этот вопрос по-прежнему находится, образно говоря, на повестке дня и требует к себе особого внимания. Это в первую очередь касается Североморска, Мурманска, Архангельска и Северодвинска. И такое положение дел связано не только с гражданским руководством муниципальных образований. Проблема должна рассматриваться в комплексе: во-первых, в этих городах жилье уже не строится. Во-вторых, чтобы строить, нужно иметь на это деньги. Можно, конечно, войти и в инвестиционные проекты, но какая у тех же инвесторов будет заинтересованность вкладывать деньги, например в Северодвинск? Хотя в Мурманске и Архангельске эти вопросы не столь остры: все-таки крупные областные центры. А вот получить служебное жилье в столице Северного флота Североморске или Северодвинске — проблема. И достаточно насущная. Решением ее мы занимаемся сейчас вплотную.
— К сожалению, не каждый руководитель вашего ранга, скажем, однозначно видит свое место в решении жилищных вопросов…
— И это естественно. Не командующий флотом по нашему законодательству определяет порядок получения жилья. Но обеспечить законность его распределения — моя прямая прерогатива. Во-вторых, у меня, как командующего, есть много возможностей, чтобы посредством прямых контактов с руководством субъектов Российской Федерации организовывать работу по обеспечению североморцев жильем, и в первую очередь служебным. Могу сказать, что такие беседы — именно по вопросу обеспечения жильем военнослужащих СФ — уже состоялись с губернаторами Мурманской и Архангельской областей. Вместе уже вышли на реальные практические шаги в решении данной проблемы в ближайшем будущем.
— Товарищ командующий, на решение каких наиболее важных задач делаете упор сами, требуете того же от подчиненных?
— Я уже говорил, боевая готовность Северного флота — вот основа всей нашей службы. На это ориентирована деятельность военного совета СФ, руководящего состава флота и всех органов военного управления. Остальное лишь наполняет боеготовность своим содержанием. Сюда относятся техническая составляющая, обеспечение, начиная от оперативного и заканчивая тыловым, весь спектр профессиональной подготовки североморцев, состояние воинской дисциплины, правопорядка, решаемость социальных проблем военнослужащих. Словом, все, чем мы занимаемся на флоте каждодневно и над чем будем работать и впредь.