Независимое военное обозрение | Владимир Иванов | 16.12.2005 |
От Трумэна до Кеннеди
До появления СИОП Пентагон неоднократно менял стратегию глобального сокрушения Советского Союза, при этом увеличивалось количество целей грядущих ядерных бомбардировок и росли атомные арсеналы Соединенных Штатов. Так, в середине 1948 года Комитет начальников штабов (КНШ) завершил работу над планом ядерной войны с СССР, получивший кодовое название «Чариотир». За первые 30 дней кампании 133 атомными бомбами предполагалось уничтожить 70 советских городов. Но эксперты Пентагона посчитали, что этого недостаточно для того, чтобы одержать победу, и решили увеличить мощь своих ядерных сил. Затем американские генералы еще три раза модернизировали основные концепции, направленные на фактическое уничтожение главного вероятного противника, и меняли названия своих планов.
В декабре 1960 года КНШ утвердил первый вариант СИОП на 1962 финансовый год. В нем давался перечень объектов на территории стран Варшавского договора, подлежащих поражению ядерным оружием США. Основная часть целей находилась на территории Советского Союза. Некоторые цели располагались в Китае и в ряде государств — союзников СССР. По оценкам американских военных экспертов, в результате ударов по намеченным объектам должно было погибнуть от 360 до 525 млн. человек. Однако пришедший в Белый дом Джон Кеннеди сразу же отменил этот план как слишком избыточный. Он дал указание Роберту Макнамаре, в ту пору только что занявшему должность министра обороны США, представить более оптимальную, с точки зрения достижения политических и военных задач, разработку.
Едва обосновавшись в Пентагоне, Макнамара организовал целую серию исследований, на основе которых и построил свой подход к ведению ядерной войны. Во главу угла он поставил способность стратегических сил США поражать «основополагающие объекты военного потенциала противника». Фактически это означало, что Америка готовилась к превентивным ядерным атакам, а отнюдь не к отражению подобного рода агрессии. Один из бывших помощников Макнамары так выразился по этому поводу: «Не может быть такой вещи, как ответный удар по военным объектам противника после того, как он ударил по вашим. Если вы собираетесь стрелять по ракетам, то это значит вы говорите о том, что собираетесь стрелять первым».
Реальный страх
В этом документе прописывалось пять вариантов превентивных и ответных действий при обострении международной обстановки и возможности начала ядерной войны. Согласно первому из них, если от систем раннего предупреждения поступали данные о подготовке СССР к нанесению ядерных ударов по Америке и возникала ситуация «тактического предупреждения», президент должен был отдать приказ на подготовку стратегических ядерных сил США к ответным действиям. В том случае, если все системы предупреждения и разведки выдавали «стратегическое предупреждение», т. е. достоверные данные о неизбежности нападения со стороны СССР, КНШ выдавал верховному главнокомандующему рекомендацию о немедленном начале боевых действий и с главного командного пункта Америки должен был поступить соответствующий приказ в войска. После этого начиналось последовательное нанесение ударов по военным ядерным объектам, по вооруженным силам и объектам общего назначения, а также по городам и промышленным центрам на территории Советского Союза и его союзников. На противника должно было обрушиться 3018 американских атомных бомб и ядерных боеголовок ракет. Именно такой сценарий ядерной войны достался Никсону после Кеннеди и Макнамары. В такой войне с обеих сторон должно было погибнуть более 80 млн. человек. При этом в СССР уничтожалось 40% населения.
Ознакомившись с основными положениями плана СИОП, разработанного их предшественниками, президент Ричард Никсон и его помощник по национальной безопасности Генри Киссинджер стали искать варианты снижения масштабов людских потерь и достижения политических и военных целей более гибкими путями.
После получения достаточно ясного представления о катастрофических последствиях военной конфронтации супердержав в случае реализации имеющегося плана СИОП Киссинджер выдвинул иную идею: создать сценарий нанесения ограниченных ядерных ударов. Это должно было стать основой для решения Вашингтоном своих политических задач дипломатическими средствами, а в случае неизбежности военного конфликта обеспечить контроль за ядерной эскалацией с целью предотвращения всемирной катастрофы.
Хотя у Генри Киссинджера имелось некоторое число сторонников в Пентагоне и в Стратегическом авиационном командовании ВС США, которое контролировало основную часть ядерной триады Америки, основная часть генералитета скептически относилась к замыслам помощника президента. Одни военачальники считали, что только массированный удар может предотвратить ядерную войну. Другие полагали, что контролировать развитие ядерного конфликта практически невозможно.
Тем не менее в 1971 году в США была официально принята «стратегия реалистического устрашения». К этому времени ядерные потенциалы США и СССР достигли примерно равного уровня. В связи с этим Белый дом поставил задачу — добиться ядерного превосходства над Советским Союзом. Это должно было быть обеспечено за счет развития ракетных технологий и создания МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Одновременно велись работы по повышению ТТХ межконтинентальных баллистических ракет. Всего за пять лет количество боевых зарядов на них возросло с 5100 до 8500 единиц.
В связи с этим существенно изменилось и содержание СИОП. При Никсоне была подготовлена четвертая редакция этого плана, утвержденного в 1971 году. Новый вариант ядерной войны готовился с учетом взаимодействия всех трех компонентов СЯС США. В нем было обозначено уже 16 тыс. объектов на территории Советского Союза, Китая и некоторых стран Варшавского договора, которые должны были быть полностью стерты с лица земли. Данные о возможных потерях в этом случае уже не приводятся.
Спустя много лет Киссинджер, рассуждая об отношении Никсона к ядерной войне и о тех пределах принятия решений, которые ему в рамках СИОП устанавливали генералы КНШ, сказал: «Если бы все это было на самом деле, он бы не сделал этого». А еще позднее Киссинджер сделал довольно редкое для политика его ранга и идеологических пристрастий заявление. Он подчеркнул, что не оставлять никакого выбора, кроме единственного — уничтожения 80 млн. человек, — «является верхом аморальности».
А что в наши дни?
Как уже писало «НВО» (см. # 45, 2005), КНШ провел широкомасштабные штабные учения, где разыгрывался один из сценариев современного вооруженного противоборства, в ходе которого применялось ЯО. Хотя сегодня сами же американские стратеги вроде бы считают, что атака российских бомбардировщиков на объекты, расположенные на территории Аляски — самого северного и большого по площади штата США, — невозможна, однако ж в Пентагоне даже придумали новый термин для подобного случая — «недоктринальный удар». В Комитете начальников штабов убеждены, что военные игры, поставленные по сценариям, подобным вышеизложенному, необходимы для отработки способов борьбы с воздушными целями и показа боевых возможностей Командования противовоздушной обороны Североамериканского континента (НОРАД).
По некоторым данным, Пентагон ежегодно подготавливает около 70 плановых документов. 48 из них являются оперативными планами, в соответствии с которыми должны действовать войска в тех или иных ситуациях. Но только пять данных разработок называются «полными» оперативными планами, предусматривающими проведение военных операций различного масштаба. Каждый из этих документов ориентирован на конкретную угрозу, то есть на определенную страну, представляющую, по мнению Вашингтона, опасность для национальных интересов Америки. В состав данных пяти оперативных планов входит план ведения глобальной ядерной войны OPLAN 8044, который раньше назывался СИОП.
Ответственность за разработку OPLAN 8044 возложена на Стратегическое командование США. Кроме того, оно занимается созданием планов нанесения обычных и ядерных ударов по Северной Корее и Ирану (CONPLAN 8022), противоракетной обороны (CONPLAN 8055), также плана ведения информационной войны. Последний пока не имеет установленной номенклатуры, поскольку ответственность за организацию информационных операций была возложена на командование СЯС совсем недавно.
В настоящее время отработка возможных сценариев нанесения ядерных ударов осуществляется в рамках объединенной системы стратегического планирования и анализа (Integrated Strategic Planning and Analysis Network). Она постоянно совершенствуется с учетом развития средств ядерного нападения и изменения характера угроз национальной безопасности США. В 2004—2005 годах на модернизацию этой системы Пентагон израсходовал около 27 млн. долларов, а в ближайшие пять лет планирует истратить еще почти 80 миллионов.
В предисловии к публикуемым документам сотрудники Национального секретного архива отметили, что многие детали приготовлений США к третьей мировой войне еще долгое время будут оставаться под семью замками. Но факты говорят о том, что политическим и военным руководителям не следует забывать известное требование Чехова к драматургии, — о том самом ружье, которое должно когда-то выстрелить…