В отечественной литературе — событие. Не буду касаться модных течений, поэтических экспериментов, ибо речь о том особенном срезе нашей словесности, который называют военной прозой, причем исторической военной прозой. Этим событием стала книга Александра Бондаренко «Записки черного гусара».
Могут возразить: экое событие, когда тираж маленький, а автор мало известен читающей публике. Однако мал золотник, да дорог. Ну, а известность — дело наживное, особенно когда пишешь ТАКИЕ книги. «Записки черного гусара», безусловно, проходят по ведомству настоящей литературы, а не дешевой беллетристики. К примеру, книга Бондаренко принципиально отличается от сочинений г-на Акунина. Вряд ли кто будет спорить, Фандорин просто-напросто плосок и ходулен. Совсем не то князь Несвицкий, в виде записок которого и ведется повествование в книге о черном гусаре.
Черные гусары именовались так по цвету мундиров их родного Александрийского полка. Перед началом войны 1812 года полк квартирует на Волыни (нынешняя Западная Украина) в составе 3-й армии генерала Тормасова. В 3-ю армию в ряды александрийских гусар и попадает волею судеб из Санкт-Петербурга молодой корнет князь Несвицкий. Богатый аристократ древнего рода, выпущенный за дерзкую проделку из Пажеского корпуса не в кавалергарды, а в армейский полк, становится настоящим армейским гусаром, но Гусаром с большой буквы. Его чистое благородное сердце искренне принимает законы боевого товарищества, воинского братства, но при этом он остается самим собой, сохраняя аристократизм духа и умение всегда и во всем быть «комильфо». Он является своим, естественным и на бивуаке гусар, и в усадьбе польского графа, и перед лицом спасенной им прекрасной дамы, о жизни и чести которой князь Несвицкий — подлинный рыцарь — думает в первую очередь. Понятно, что такой человек в бою — достойный воин.
С началом кампании и в ходе ее 3-я армия действовала на правом фланге и в тылу наступавшей через Белоруссию «Великой армии» Наполеона и причинила ей немало хлопот. Помимо прочего, читатель откроет для себя совершенно не известную широкой аудитории страницу той войны, читая, как кавалерия Тормасова, к примеру, в момент успешного наступления Наполеона совершила дерзкий рейд по его тылам, дойдя до Белостока (почти до границы Восточной Пруссии)! Причем повествование настолько насыщено деталями, словно автор сам идет в бой в конном строю черных гусар.
Но не менее достоверен автор и в создании психологических портретов своих героев. Перед нами именно живые люди, а не «исторические персонажи». Поэтому, читая «Записки…» вдруг понимаешь, что творение Александра Бондаренко — не просто плод его удивительно богатой литературной фантазии, это настоящая русская реалистическая проза. Может быть, более того, мы наблюдаем рождение нового жанра в нашей литературе — русской исторической реалистической прозы. Что греха таить, до сих пор «историческая» проза у нас — это или какие-то невероятные лубочные картинки о фантастической России с фантастическими «фигурами», или слабые подражания Дюма-отцу.
Но книга Александра Бондаренко — это особенное литературное явление. Это реалистическое повествование о русских людях 1812 года, созданное в XXI веке. Да, такое повествование, каким оно может быть почти 200 лет спустя. Но с этой поправкой — удивительно светлое и честное. Это именно не акунинская стилизация (не в упрек ему будь сказано, у него иная творческая задача, иной стиль, как и сам он иной литератор). Повторимся. Это русская повесть о русских людях (хотя по объему с добрый роман).
И когда закрываешь книгу, на душе ощущаешь горечь. Горечь разлуки с прекрасным человеком — честным, храбрым, благородным, которого более никогда не встретишь. Потому что «второй серии» не будет. Потому что это не тот жанр, где создаются «римейки». Ведь эта книга написана не в ожидании гонорара, экранизации и т. д. и т. п. Она написана ради нас с вами, читатель, и… ради князя Ивана Несвицкого, образ которого автором как будто бы выстрадан, да еще так, что автор уже просто не смог не записать воспоминания своего героя. Именно так, потому что степень достоверности повествования не просто с исторической, а именно с психологической точки зрения просто поразительна.
Чего стоит финальная история поединка князя Несвицкого с графом Пшендинбовским! Дело не в том даже, как невероятно завершается сюжетная линия их противостояния из-за прекрасной панночки Юлии. Дело в самом описании дуэли. По совести говоря, поначалу ждешь повтора наподобие пушкинского «Выстрела» или лермонтовской «Княжны Мери». Ничуть не бывало. Бьюсь об заклад, что такой дуэли в нашей литературе еще не было. Но как психологически все верно просчитано! Князь Несвицкий убивает противника. Сам, конечно, тоже рискует, но уверенно выстраивает собственную короткую интригу и уверенно всаживает противнику пулю в сердце. Ради спасения женщины, которую раньше любил. Спасения из лагеря польских уланов наполеоновской армии, который через полчаса снесет с лица земли русская артиллерия. И спасает ее и других женщин, которых обреченные поляки едва не утащили за собой на тот свет. Но Александр Бондаренко еще не ставит на этом точку. И это, оказывается, удивительно верно. Герою не так-то просто уйти из лагеря противника. Его догоняет денщик убитого графа и стреляет в героя. Вот этим и ставится точка в сюжетной линии любви к Юлии и влюбленности в другую женщину — «прекрасную амазонку» Марину, которую герой спасает ранее. Золотой медальон, подаренный «амазонкой», выручает князя Несвицкого, но попавшая в медальон в области сердца пуля как будто вычеркивает из этого сердца образы обеих женщин. По сути, в этот момент, в момент шока от дуновения смерти в лицо, герой окончательно возмужал и навсегда расстался с наивными мечтаниями юности. Не случайно поэтому он, чудом оставшийся в живых, одиноко стоит на лесной дороге, обняв боевого коня, и плачет, уткнувшись в седло. Это слезы прощания с чистой, светлой и романтической юностью. После этого мы видим уже спокойного и сдержанного человека — почти сурового черного гусара. Но под панцирем спокойствия все равно бьется горячее, благородное, пылкое сердце.
Слова о реализме сказаны неспроста. Ибо «Записки черного гусара» — это по сути повествование о возмужании человека на войне, но повествование, невероятно богатое на события и захватывающее. Встретив вначале романтического влюбчивого юношу, в финале обнаруживаем взрослого мужчину, руководствующегося уже не идеалистическими стремлениями, но чувством долга. И… все равно остающегося романтическим рыцарем.
А потому больно расставаться с князем Несвицким, которого успел полюбить как бескорыстного друга, с которым вместе переживал головокружительные приключения, опасности войны, радость побед и отчаянную боль утраченной навеки любви, холод одиночества в, казалось бы, выгоревшем сердце. Как будто бы он не просто рассказывал о своих приключениях в кампании 1812 года, а беседовал с тобой. И так искренне делился надеждами и горем утрат, делился тайнами своей души, словно знал наверняка, что ты поймешь и никогда не предашь. Но он уходит в вечность. И ты теряешь дорогого тебе человека, как в свое время терял и он. Навсегда.
Пересказывать книгу — пустое и хлопотное занятие. Она настолько интересно и увлекательно написана, что пересказ кажется неуместным. Такие книги нужно читать. В наше не самое доброе время князь Несвицкий просто-напросто необходим. Беседа с ним — это глоток свежего, чистого, утреннего воздуха. Воздуха весны.
И спасибо большое, да что там говорить, низкий поклон Александру Бондаренко, подарившему нам светлые часы общения с этим героем. Который просто и естественно, как подлинный аристократ, приводит нас к мысли, что благородство, честь, храбрость, бескорыстие, пылкая жажда любви сильнее приземленных стремлений. Что жизнь богата и удивительна, хотя и исполнена потерь, утрат, боли. И все-таки жизнь прекрасна, потому что в ней есть такие люди. Не верите? Прочтите «Записки черного гусара». Думается, это именно то, что вам сегодня нужно, читатель.
http://www.redstar.ru/2005/12/1512/404.html