…Это было 3 апреля 1995 года. О том, что его однокашнику по Сызранскому высшему военному авиационному училищу летчиков грозит смертельная опасность, подполковник Сергей Долматов узнал сразу по возвращении с очередного задания. К тому времени офицер вместе со своими подчиненными избороздил едва ли не всю Чечню, совершая по 4 — 6 вылетов в сутки в горной местности, нередко — в сложных метеоусловиях, под огнем боевиков. Впрочем, что касается последнего, Долматову к этому было не привыкать. За две свои летные командировки в Афганистан, а после пройдя очередные испытания на прочность на земле и в небе Карабаха, Южной Осетии и Абхазии, он научился не терять самообладания даже в самых сложных ситуациях. Потому и вызвался возглавить сводный отряд направлявшихся в Чечню тяжеловесных гигантов Ми-26, обучая свои экипажи всем премудростям летного мастерства и практически в любой обстановке доставляя к месту назначения людей и различные грузы.
Но, как могло показаться со стороны, та ситуация к его летной работе в Чечне прямого отношения не имела. Где-то там, в приграничном с Дагестаном районе Чечни, Ми-24 Владимира Пильщикова в результате обстрела получил повреждения и совершил аварийную посадку на территории, контролируемой боевиками. Переставшая быть послушной винтокрылая машина безжизненно замерла на земле. Оберегая ее и экипаж, над местом посадки барражировал другой Ми-24, и обстановка требовала незамедлительных решений. А время… Время стремительно уходило, сочилось, как машинное масло из поврежденного маслопровода вертолета.
И это самоотверженно-рискованное и, пожалуй, единственно верное решение тогда принял именно Долматов. Буквально запрыгнув в еще не успевший остыть от предыдущего полета Ми-26, Сергей Михайлович повел его из Моздока туда, где с надеждой на спасение экипажа и боевой машины ожидали, может, и не его персонально, а просто чью-то как воздух необходимую помощь. И она пришла. С неба.
При подходе к месту приземления поврежденного
Ми-24 у Долматова уже сложился четкий план действий. Едва Ми-26 коснулся земли, оба экипажа без промедления принялись за дело. Вытащив тросы, зацепили боевую машину за внешнюю подвеску транспортника. Взлет!
…В принципе Ми-26 способен транспортировать грузы весом до 20 тонн. Но только при грамотном распределении нагрузки и непосредственно в салоне. Эвакуация же на внешней подвеске почти 11-тонного Ми-24 походила на опасную авантюру. Хотя самому Долматову ни тогда, ни сейчас так не кажется.
Самыми тяжелыми во всей этой операции были первые минуты. Отрыв от земли, набор высоты. Едва начав движение, командир экипажа почувствовал, как располагавшийся на подвеске груз предательски начал раскачиваться, грозя уже обеим машинам и их экипажам новой бедой.
«Спокойно, Сергей, спокойно…» — пытаясь удержать контроль над ситуацией, повторял про себя Долматов. Раскачка уменьшилась. 60 километров в час, 80, 120, 160… Летели на минимальной высоте — метров 100 — 150, обходя населенные пункты и другие опасные районы по маршруту полета. Как сейчас вспоминает Долматов, вторая половина полета больше была связана с мыслями о том, хватит ли топлива до Моздока. Хотя на всякий случай командир экипажа Ми-26 определил и возможные районы «досрочной» посадки.
Но нет, как и прежде, судьба и в тот день благоволила то ли самому Долматову, то ли его богатому летному опыту. Преодолев 160 километров, они оказались на аэродроме Моздока. Был спасен и экипаж однокашника, и боевая машина, которую потом вернули в строй.
За эту поистине уникальную операцию и другие боевые вылеты подполковник Сергей Долматов был представлен к государственной награде.
С Ракетными войсками стратегического назначения судьба связала его уже позже — в 1998 году. Сегодня за плечами начальника службы авиации РВСН — военного летчика-снайпера, заслуженного военного летчика РФ полковника Сергея Долматова 30 лет службы в авиации, 3.700 часов налета, более 10 типов и модификаций освоенной вертолетной техники, свыше 7,5 тысячи вылетов, 821 из которых — боевой. И при этом ни единой потери тех, кто под его командованием прошел испытания огненным небом войны.
В настоящее время Долматов вместе со своими подчиненными решает не менее сложные и ответственные задачи по авиационному обеспечению тех, кого образно именуют ракетно-ядерным щитом страны. В этот период Сергей Михайлович лично разработал целый ряд методик по организации летной работы. Он летает и сейчас, непосредственно участвуя в подготовке летного состава. Вот и в 2005 году налет авиации РВСН составил более 5.000 часов, при этом средний налет экипажей самолетов составил 74, а экипажей вертолетов — 45 часов. За год авиацией РВСН перевезено более 600 тонн различных грузов и около 9.000 человек. За этой статистикой — напряженная работа прежде всего самого полковника Сергея Долматова. Ведь ни для кого не секрет: весьма трудные времена переживает военная авиация.
— В РВСН уже почти 15 лет не поступала новая авиационная техника, — делится проблемами Сергей Михайлович. — Около 30 лет составляет средний возраст самолетов, более 20 — вертолетов. Чтобы их и дальше эксплуатировать, нужны средства на ремонт и закупку запчастей и агрегатов. А для подготовки экипажей — топливо. Всего этого остро не хватает…
Но при этом никто не снимает с Долматова и его подчиненных ответственности за выполнение возложенных на авиацию РВСН задач и безопасность полетов. Не снимает он ее с себя и сам, повседневно работая над поиском оптимальных путей поддержания боеготовности авиационных частей РВСН. И вполне обоснованно связывает надежды на некоторое улучшение ситуации в 2006 году: финансирование нужд авиации РВСН должно возрасти.
Под стать полковнику Сергею Долматову и его нынешние подчиненные: опытные, преданные авиации специалисты. Взять, к примеру, старшего инспектора — летчика авиации РВСН, заслуженного военного летчика РФ полковника Владимира Кротова. За свою летную карьеру он в общей сложности налетал свыше 5.000 часов, а его льготная выслуга составляет… 66 лет! Или имеющих боевой опыт Афганистана начальника авиационного отдела ракетного объединения полковника Игоря Негина, командиров отдельных авиационных эскадрилий ракетных соединений подполковников Юрия Мальцева и Олега Харькова. Благодаря им и многим другим летчикам и специалистам технического звена авиация РВСН по-прежнему успешно решает возложенные на нее задачи.
После возвращения из командировки в Чечню к другим наградам Долматова, среди которых ордена Красной Звезды и «За службу в Вооруженных Силах СССР» III степени, прибавился орден Мужества.
…Долматов считает, что живет под счастливой звездой. Той, что берегла его и подчиненных от потерь, помогала безошибочно пилотировать вертолеты меж гор в ночных небесах Афганистана и Чечни. Той, что и сегодня ведет его по жизни, главным смыслом которой стали небо, авиация. Она действительно счастливая, эта незримая, видимая лишь сердцу звезда!
— Из всех начальников, возглавлявших авиацию РВСН, — говорит начальник штаба Ракетных войск генерал-лейтенант Сергей Хуторцев, — полковника Долматова я бы назвал одним из лучших.
http://www.redstar.ru/2005/12/1612/301.html