Почему человека так манит высота? Ни крыльев нам Бог не дал, ни пропеллера, как у Карлсона, который живет на крыше, ни пламенного мотора вместо сердца. А мы чуть ли не с самого рождения запрокидываем голову к небу и начинаем терзаться вопросами: где оно кончается и что там, за горизонтом? Может, потому и тянет, что ответов на такие вопросы не существует? Может, это подсознательный и тайный зов надежды — вот поднимусь в небо и там уж обязательно что-то увижу, чего не разглядеть на земле, и что-то обязательно пойму, чего на земле не понять.
Когда я впервые услышал это имя — Владимир Господ, сразу и с улыбкой подумал: кому же, если не Господу, быть хозяином неба. А позже, когда несколько ближе познакомился с этим неординарным человеком и летчиком, все время порывался спросить: «Ну что, Владимир Алексеевич, удалось ли за столько лет небожительства открыть заветные тайны Пятого океана, удалось ли понять, какой там спрятан магнит, который так настойчиво тянет нас к себе от земной тверди? Ведь небо вы перелопатили на вертолете вдоль и поперек, прошли по его раскаленным дорогам смертельно опасные участки, научили многих летчиков отважно врываться в пекло боя и возвращаться живыми. Оставленный за плечами путь дает вам право для уверенного ответа на подобные вопросы».
А путь Владимира Господа по земным и небесным дорогам был поистине крутым и светлым. Чтобы обозначить его хотя бы пунктирно, надо писать книгу. Газетный очерк дает возможность задержать внимание читателя лишь на отдельных вехах, за каждой из которых мечты и сомнения, воля и труд, отвага и мужество, страх и торжество.
Он родился в самом конце 1957 года в городе Павлограде Днепропетровской области. В связи с переездом семьи к новому месту службы отца среднюю школу Владимир окончил в городе Воронеже. И, как догадывается читатель, трудностей с выбором профессии у юноши не было — перед глазами стоял пример отца, который уже не раз ухитрялся вопреки запретам покатать сына на своей боевой «вертушке». В августе 1975 года Владимир Господ стал курсантом Сызранского высшего военно-авиационного училища летчиков.
Ах, какое это было прекрасное время — курсантские годы! Первое постижение мудрости воинских уставов, первые командиры-инструкторы, первый самостоятельный полет, первая любовь. Владимир всегда старался выглядеть сдержанным в чувствах, вести себя солидно, ведь без пяти минут офицер, военный летчик. Но как тут быть сдержанным, когда сердце поет от восторга, что грозный вертолет послушен твоей воле, что его крылатый винт несет тебя в голубом просторе над легкими и белыми, словно лебеди, облаками. «Если ты хочешь заслужить любовь этой машины, — говорил его первый летчик-инструктор капитан Владимир Худяков, — полюби ее сам, однажды и навсегда. Изучи назначение каждого винтика, постигни все возможности своего винтокрылого друга, и он отблагодарит тебя в час опасности».
В правдивости этих слов Владимир Господ имел возможность убедиться десятки раз. Особенно когда летал в небе Афганистана. Однажды ему было приказано снять окруженный душманами десант на горе Джабаль высотою в 3.950 метров! А у него допуск на 2.500. Он не знал, как поведет себя вертолет на высоте в горах, но там погибали люди. И вертолет его не подвел. Это им была сказана крылатая фраза, которую знают все вертолетчики, прошедшие через «горячие точки» последних десятилетий: «Будь у меня столько золота, сколько весит вертолет, я бы отлил из этого металла памятник нашему винтокрылому другу».
Училище Господ окончил с дипломом летчика-инженера и золотой медалью. Повторил успех отца, который в свое время выпустился из этого же вуза. Кстати, так же успешно завершил здесь учебу и его брат Алексей, который командует ныне отдельной вертолетной эскадрильей Внутренних войск. А Владимир тогда получил назначение на должность летчика-штурмана Ми-8Т в отдельный гвардейский вертолетный полк в Южную группу войск. Назначение, которое в те годы приравнивалось к награде, состоялось в конце 1979 года. Служба в ЮГВ запомнилась интенсивной боевой учебой, плотным графиком полетов. Уже через год Владимир Господ стал штурманом вертолетного звена. Буквально через месяц его назначили командиром боевой машины. А к началу 1984-го он получил 2-й класс и должность командира экипажа и был откомандирован в распоряжение командующего ВВС Одесского военного округа. Здесь в составе отдельного вертолетного полка его интенсивно в течение четырех месяцев готовили ко всему, что может пригодиться в современном бою. Еще более интенсивную подготовку он прошел в составе отдельной вертолетной эскадрильи уже в Туркестанском военном округе.
Там уже открытым текстом сказали, какие задачи готовится выполнять 254-я отдельная вертолетная эскадрилья, приданная 201-й мотострелковой дивизии. Как тогда говорили, «за речкой», то есть в соседнем Афганистане, уже вовсю полыхала война. Из так называемого ограниченного контингента советских войск партиями шел скорбный «груз 200"… В то время об этом мало кто знал, и когда 1 сентября 1984 года пилоты эскадрильи прибыли в Кундуз, настроение у всех было «туристическое»: мол, полетаем — посмотрим. А когда 16 октября вылетели на высадку десанта в провинции Баглан и на глазах Господа вертолет капитана Ряхина напоролся на струю свинца крупнокалиберного пулемета и рухнул, объятый пламенем, на скалы, Владимир понял: шутки кончились, это война.
В апреле 1985 года Господ блестяще выдержал экзамен и стал летчиком
1-го класса, и вскоре возглавил вертолетное звено. Он сразу почувствовал тяжесть командирской доли. Когда ты руководишь только своим экипажем, это одно. А когда ведешь в бой звено вертолетов, масштаб ответственности возрастает в арифметической прогрессии. Он тогда впервые с сочувствием подумал об ответственности, которая лежит на плечах комэска: это же сколько забот взвалено на его плечи! Себя в этой должности он даже представить боялся.
А между тем уже через полгода после возвращения на «большую землю» командующий ВВС Одесского военного округа, куда был направлен после Афгана Господ, пригласил его к себе в кабинет и сказал: «Владимир Алексеевич, мы решили назначить вас на должность заместителя командира эскадрильи… по политической части».
— Меня — замполитом? — удивился офицер.
— Почему вы удивляетесь? У вас за полтора года войны почти 700 боевых вылетов, 456 часов налета и ни одной потери ни в людях, ни в технике. За боевую работу вас наградили орденом Красной Звезды. Именно с таким багажом и должен быть политработник. Люди будут верить каждому вашему слову.
Он вступил в эту должность в феврале 1986 года, а уже в апреле в составе эскадрильи был откомандирован в Чернобыль.
Главную обязанность политработника он видел в работе с людьми. Изучал характеры, вникал в быт каждого подчиненного, летал в качестве инструктора, щедро делясь боевым опытом. Здесь, у огнедышащего жерла реактора, чутье подсказало, что его главная обязанность — личный пример.
Невидимая смерть рвалась из расколотого реактора, в небесную высь. И заткнуть эту дышащую зловещим свечением пасть можно было только оттуда, из поднебесья. Владимир Господ одним из первых начал торить к реактору опасный маршрут. Специалисты на ходу предпринимали меры, способные хоть как-то защитить пилота «вертушки» от страшного излучения. Пол кабины, дверцы, щиток приборов укрывали свинцовыми пластинами, клали их под сиденья, ставили за спинками кресел. На подвесное устройство цепляли перевернутый парашют, заполненный смесью песка с оловом, свинцом и еще черт знает какими компонентами, которые должны были гасить вредное воздействие. Набрав минимальную высоту, вертолет шел на реактор, как в атаку на прикрытую плотным огнем ПВО позицию врага. От летчика требовались нечеловеческое хладнокровие и высочайшее мастерство. В разреженное над реактором пространство вертолет проваливался, как в преисподнюю. С тысячи до ста метров. На этой взбешенной глиссаде требовалось не только вывести машину, но еще и точно сбросить груз с подвески. Цена попадания груза в жерло — спасенные жизни многих людей. За семь дней пребывания в зоне чернобыльской катастрофы капитан Господ выполнил 32 захода на реактор. И все — со стопроцентной результативностью. Рентгенов нахватал под самую крышу. Был представлен к высокой государственной награде, которая нашла Владимира Алексеевича только лишь через… десять лет: за проявленную отвагу и высокое летное мастерство он был удостоен ордена Мужества.
Чернобыль его еще долго не отпускал. В отпуске снились черные глазницы брошенных домов, город-призрак Припять, по которому носились одичавшие собаки, кладбище военной техники, где обрел покой и его вертолет, насквозь пропитанный радиацией…
Он считает добрым знаком, что сразу после отпуска был откомандирован на учебу при Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина на четырехмесячные курсы в группе заместителей командиров эскадрилий по политической части. Напряженная учеба, московские музеи и театры, экскурсии по столице, новые друзья — все это помогло снять давящий пресс Чернобыля, вернулось острое желание летать и еще глубже осваивать новую должность. Тем более что на финише курсов ему было присвоено воинское звание майор и вручено предписание на равноценную должность в один из отдаленных гарнизонов Дальневосточного военного округа. Знаменитый 319-й вертолетный полк имени В.И. Ленина дислоцировался в селе Черниговка Приморского края.
Глухой таежный гарнизон на краю земли русской, где он прослужил без малого десять лет, вспоминается Владимиру Господу с неподдельной теплотой. Там он много летал, учил мастерству сослуживцев, ставил на крыло молодежь. В 1989 году был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени. Совершенствовался и сам и потому быстро продвигался по должностной лестнице: через два года он уже командир эскадрильи, подполковник, еще через год — заместитель командира полка по летной подготовке, а в сентябре 1992 года, спустя год после завершения заочного обучения в Военно-политической академии, был назначен командиром отдельного вертолетного полка. Того самого, 319-го. В 34 года стал полковником.
В его летно-служебной биографии особое место занимает командировка в Чечню. Прилетел он туда из Хабаровска в ночь с 6 на 7 августа 1995 года. Измотанный трудным перелетом с многочисленными пересадками, до рассвета принимал сводный вертолетный полк, собранный, как говорится, с миру по нитке. Подолгу беседовал с заместителями, командирами эскадрилий и звеньев, инженерно-техническими специалистами. Некоторые офицеры ему сразу понравились, некоторых надо было проверять в деле. Вселяли тревогу доклады инженера — все вертолеты с минимумом ресурса, многие восстановлены после боевого применения, с запчастями напряженка. А на рассвете уже надо лететь в горы за ранеными спецназовцами. Кого посылать? Кто способен справиться с этим заданием? Допустить ошибку в первый день командования полком было бы для полковника Господа непростительно. За все годы командования полком в Приморье у него не случилось ни одной предпосылки к летному происшествию. И он принял единственно возможное решение — лететь за ранеными самому.
Это был во всех отношениях сложный вылет. Интенсивный обстрел вертолета на посадочной глиссаде, почти слепое приземление в тумане на горный пятачок, взлет с перегрузкой. За два с половиной месяца боевой работы в должности командира сводного вертолетного полка он выполнил 327 боевых вылетов, записав в свой актив 316 часов налета. В общей сложности по четыре-пять вылетов в сутки. При этом ни одной потери среди личного состава и авиационной техники. Личный итог этой сверхнапряженной командировки — второй орден Мужества на груди офицера.
Еще одна строчка в биографии офицера — командование 332-м отдельным гвардейским вертолетным полком в Ленинградском военном округе. Буквально с первых дней его авторитет в части стал непререкаемым. Уже через год он получил высшую летную квалификацию — звание летчик-снайпер и был награжден медалью «За боевые отличия». В 2002 году Президент России своим Указом от 10 октября удостоил Владимира Господа почетного звания «Заслуженный военный летчик Российской Федерации». Сегодня Владимир Алексеевич Господ — начальник отдела боевой подготовки и боевого применения армейской авиации в 6-й армии ВВС и ПВО.
Из служебной характеристики в наградном листе:
«За весь период службы Владимир Господ характеризуется только положительно. Дисциплинированный, исполнительный, грамотный офицер-руководитель. При исполнении обязанностей военной службы проявляет инициативу, умеет выделить в работе главное направление, при этом первостепенное внимание уделяет решению задач боевой и мобилизационной готовности, выполнению плана боевой подготовки и обеспечению безопасности полетов. Способен оперативно и своевременно организовать выполнение поставленных задач, проявляя при этом находчивость и самостоятельность. В сложной обстановке ориентируется быстро, решения принимает грамотные и оптимальные. Документы, регламентирующие безаварийную летную работу, знает и руководствуется их требованиями в своей повседневной летной деятельности, требует их неукоснительного выполнения летным составом. Имеет общий налет 3.950 часов. Летать любит, летает уверенно. Подготовлен к боевым действиям в составе полка днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Подготовлен к инструкторской работе во всех метеоусловиях. За период летной работы освоил следующие типы вертолетов: Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-9, Ми-24 всех модификаций…»
Прощаясь, я все-таки не удержался и задал заслуженному летчику давно вертевшийся на языке полушутливый, полусерьезный вопрос:
— И что вам нашептала высота, Владимир Алексеевич, за столько лет преданной дружбы с небом? Какой такой магнит она припрятала для нас, земных жителей?
— Ишь, чего вы захотели, — улыбнулся Господ. — Потому и притягивает, что зов высоты не разгадан, что скрыт за семью печатями. Иначе было бы неинтересно туда стремиться…
http://www.redstar.ru/2005/12/1712/401.html