19 депутатов Государственной Думы выступили с инициативой жесткой привязки расходов по разделу «Национальная оборона» к объему ВВП. В Госдуме считают, что военный бюджет должен составлять не менее 3,5 процента от валового внутреннего продукта России, и предлагают внести по этому поводу поправки в действующее законодательство. Соответствующий законопроект уже внесен в нижнюю палату российского парламента. Этим же проектом закона предлагается установить процент расходования средств на содержание армии и закупку нового оружия — 50 на 50.
Член Комитета Госдумы по обороне Николай Безбородов и член Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков, представляя журналистам на пресс-конференции в агентстве Интерфакс данный законопроект, подчеркнули, что нынешнюю ситуацию в Вооруженных Силах иначе как глобальный кризис не охарактеризовать. Выход в увеличении расходов на эти цели. Г. Гудков напомнил, что военный бюджет в 2006 году планируется в размере 2,74 процента от ВВП. Между тем, отметил депутат, уже сейчас военный бюджет таких стран-соседей, как Турция и Китай, составляет более 5 процентов от ВВП. А несоизмеримые с нашими военные расходы США также никогда не опускались ниже 3 процентов от заокеанского ВВП. Такая доля военных расходов — это общемировая практика для государств, пекущихся о своей национальной обороне.
А все победные реляции о росте военных расходов — от лукавого. Сразу отметим, что большинство правительственных экспертов при анализе военной составляющей бюджета-2006 ссылаются на абсолютные цифры и говорят о солидном — почти на четверть — росте оборонных расходов по сравнению с 2005 годом (с 550,1 млрд. рублей до 667,3 млрд. рублей). Вместе с тем инфляция, сопровождаемая непомерным ростом цен на топливо, энергетические ресурсы, услуги, товары и продукцию ОПК, «съедает» весь этот прирост. Но речь не только об инфляции. Если проанализировать долю расходов на национальную оборону в проекте федерального бюджета будущего года, то картина получается иная. В процентном отношении к общим цифрам бюджета страны доля военных расходов снижается. Снижается она и в долях от объема ВВП: по сравнению с 2005-м в будущем году финансирование расходов по разделу «Национальная оборона» сокращается на 0,1 процента — с 2,84 до 2,74 процента ВВП.
Отметим, что в конце июня 2005 года Президент России Владимир Путин провел заседание Совета Безопасности России, специально посвященное определению основных векторов в военном строительстве до 2015 года. Именно тогда фактически было признано, что военное реформирование в период 2001—2005 годов потерпело крах, а потому для исправления сложившегося положения необходимо принимать неотложные меры. Совет безопасности сформулировал приоритеты военного строительства в России на период 2006—2015 годов. Они предусматривают сбалансированное и скоординированное развитие всех элементов системы сил и средств обеспечения обороны и безопасности государства, повышение престижа военной службы и качества жизни военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Исходя из этого, президентом страны было дано поручение правительству определить в третьем квартале 2005 года такие объемы ассигнований, выделяемых на национальную оборону, которые соответствовали бы предусмотренному росту ключевых показателей качественных характеристик Вооруженных Сил.
Так вот, предусмотренный на будущий год объем ассигнований на нужды Вооруженных Сил не соответствует коллективно выработанному, одобренному Совбезом и утвержденному Президентом РФ курсу на вывод из кризиса военной организации государства.
— Вызывает возмущение, негодование, непонимание, когда представители правительства оперируют процентами и рассказывают о росте военных расходов, не видя за этими цифрами реальных процессов, — заявил в ходе пресс-конференции член Комитета по обороне Госдумы РФ Николай Безбородов. Он сообщил, что, несмотря на заявленный «рост», уровень боевой подготовки уже который год остается низким. Нехватка финансовых средств уже привела к тому, что в 2005 году средний налет военных летчиков составил 33 часа в год (для сравнения: натовский минимум — 180 часов в год; согласно международным требованиям безопасности полетов, минимально допустимым считается налет 60 часов в год). Такая же катастрофическая ситуация складывается и на флоте, — отметил Н. Безбородов. — В проекте бюджета следующего года нет средств для изменения ситуации.
«Мы считаем, что принятие законопроекта, который устанавливает расходы военного бюджета в 3,5 процента от ВВП, исправит ситуацию в Вооруженных Силах. В противном случае через 5−7 лет мы навсегда отстанем от других развитых в военном отношении стран», — заявил Николай Безбородов.
Парламентарии отмечали, что рост военного бюджета не отразится на инфляции. Все эти средства будут вложены в российскую экономику: в оборонный сектор, в промышленность, в науку. Во все те области, которые сейчас пребывают в коллапсе.
Отдельным вопросом прозвучала тема секретности военных расходов России. Николай Безбородов заявил, что больше всего в этом заинтересовано даже не Минобороны, а Министерство финансов. А Геннадий Гудков подчеркнул, что приверженцам конфиденциальности этой информации просто стыдно, что весь мир, а самое главное, мы сами узнаем, как мало чиновники закладывают средств на защиту России.
http://www.redstar.ru/2005/12/0712/103.html