Победа.Ru | Владимир Азаров | 09.12.2005 |
Прошли столетия. Появился кинематограф и уже с первых лет своего существования он начал снимать фильмы о войне. Государственные деятели, ученые и политики сразу же поняли какое влияние на массовую аудиторию оказывает детище братьев Люмьер. Не случайно, первая игровая полнометражная лента дореволюционной России, «Оборона Севастополя», была снята Александром Ханжонковым по высочайшему соизволению Его Императорского Величества Николая II, поскольку имела колоссальное нравственно-воспитательное значение для граждан России.
С развитием технического прогресса воздействие кинематографа на умы и сознание людей многократно увеличилось. Это прекрасно понимали в советское время, отлично знали и в Америке. Именно кинематограф стал оружием бескровной войны ведущейся против России вот уже многие годы. Опираясь на мощь Голливуда американцы формировали у своих граждан представления о нашей стране. Перенесенные на кинопленку, они были далеки от реальности. Но сходства и не требовалось. Цель стояла в дискредитации великой державы в глазах остального мира. Для этого годились любые средства. И значительная часть этого удара обрушилась на нашу армию.
Поэтому, когда говорят, что в нынешнем кино нет никакой идеологии и пропаганды, слышать это странно и смешно. Давно уже нет «железного занавеса», но в зарубежных кинолентах последних лет образ россиянина, особенно в погонах, зачастую все так же карикатурен: пьяная небритая личность в ушанке, и неважно кого он представляет подводника, милиционера или космонавта. Информационная война, развернутая еще во времена Алена Даллеса против России идет полным ходом. И наши кинематографисты в связи с отсутствием, прежде всего, гражданской национальной позиции, осознанно или нет, продолжают участвовать в ней, осуществляя размытие национально-государственного сознания людей.
Если проанализировать фильмы последних лет отечественного кинематографа, то легко заметить, что все они сделаны по голливудскому шаблону, который как известно состоит из определенных атрибутов: закрученный сюжет, сцены насилия, откровенный секс, убийства и развязка, либо хеппи энд, либо минорное окончание. Но зачастую все забывают и еще об одной важной составляющей голливудских штампов, которые наши режиссеры-космополиты не могут выполнить по ряду причин. Прежде всего, потому, что те, кто им платит, не позволяют этого делать.
В голливудских военных фильмах зрителю всегда подается сильнейший воспитательный посыл глубокого патриотического содержания. Взять, к примеру, фильмы «Спасти рядового Райна» или «Патриот». В качестве апофеоза сложных хитросплетений всегда подводится один итог — добро, справедливость, который несет герой -одиночка: солдат, полицейский, простой человек на фоне всеобщего зла и казалось бы безысходности — побеждает, потому что он достойный гражданин, патриот своей страны — Америки.
А чему учит наше военное кино? Кого оно воспитывает? Ведь до сих пор не сформирован современный образ защитника Отечества, низок престиж военной службы, нет положительного образа героя нашего времени. Между тем мировой опыт показывает, что даже один фильм на этом поприще может принести неоценимую пользу.
Когда в США начал резко падать конкурс в летные училища, Министерство Обороны перечислило одной из киностудий миллионы долларов. В результате появились фильм о летчиках палубной авиации «Топ ган» с Томом Крузом в главной роли, несколько документальных лент на ту же тему, и от желающих стать авиатором вскоре не было отбоя. В выигрыше оказались не только ВВС, но и вся армия, а соответственно, и государство.
Наверное, нечто подобное, можно было бы делать и в России. Ведь воспитание патриотов Отечества, прежде всего, должно быть выгодно государству.
В фильме «Обыкновенный фашизм» снятом замечательным режиссером Михаилом Роммом есть эпизод, когда после Первой Мировой войны одному европейскому историку задали вопрос: «А будет ли Вторая Мировая война?». На что тот ответил: «Конечно, будет! Лет через 20:» А когда спросили почему, он так сказал: «Потому что к этому времени уже вырастет поколение, которое ничего не знает о Первой мировой войне».
То, что в настоящее время кинематограф является мощнейшим оружием идеологического воздействия на умы и сознание людей, считается неоспоримым фактом. Главное задача состоит в том, как эту силу использовать. Как ею пользуются наши недруги, мы знаем. Отечественные кинематографисты в деле разложения морально-нравственных христианских норм стараются им не уступать, руководствуясь, прежде всего, лишь личной материальной выгодой. С этой целью используются современные маркетинговые технологии и приемы заманивания людей на сеанс, которые отрабатываются на рекламных клипах, показом низменных инстинктов человеческой натуры на экране: секс, удовольствие, наслаждение. Порой они стараются действовать более изощренно и тонко, профанируя саму ту или иную историческую тему, либо показывая на экране частичную правду. А полуправда хуже откровенной лжи. Потому что ложь распознаваема, а полуправда — нет.
Просмотр отечественных фильмов по военной тематике последних лет показывает происходящий в стране процесс перекраивание истории, гиперболизацию отдельных редких случаев из жизни людей и преподнесение их в качестве обыденных фактов поведения граждан того или иного исторического периода. Поиск негативного частного и преобразование его в общее. Стоит лишь вглядеться в экран телевизора. Одна из излюбленных мишеней этих процессов — армия.
В России она всегда была не только важнейшим государственным институтом, но и зеркалом происходящих в стране процессов, жила одной судьбой с народом. Благодаря ей, в обществе формировались такие понятия, как патриотизм, долг, честь. Порочение и шельмование прошлого, может серьезно пошатнуть устои настоящего, размыть в сознании граждан свою идентификацию с народом, с Россией. Теперь правду стало не модно показывать, идет интенсивный поиск компромата в историческом прошлом и «вбрасывание» его на потребу зрителя.
В череде выходящих на большом экране фильмов по военной тематике хотелось бы остановиться более подробно на двух: художественном — «9 рота» и телевизионном «Курсанты», как наиболее знаковых в своих жанрах. Конкретный разбор их дело неблагодарное и утомительное для читателя, поэтому возникает желание сказать о главном — способствуют ли они формированию духовно-патриотического мировоззрения граждан, прежде всего, молодежи или нет?
В широко раз
рекламированном фильме «9 рота» достаточно четко прослеживается антипатриотическая линия. Война в Афганистане выдвигается как бессмысленная бойня, тем более концовка подтверждает это, указывая на то, что через два года страна перестала существовать. Это не правда! Изменилось название страны. Но Россия, народ остались. Геополитические цели и задачи не изменились. В абсолютном большинстве люди в возрасте под сорок прекрасно разобрались в истинной сущности этого отечественного боевика. Судя по публикациям в печати и Интернете, можно сделать вывод, что у думающей части нашего населения — реакция отрицательная. Это показатель того, что у нас еще есть в народе те, кто может правильно объяснить те или иные явления нашей истории.
В фильме нет самого главного — русского солдата. Тема войны не раскрыта. Как пишут многие журналисты — этот фильм о неизвестной войне, неизвестного народа на территории неизвестной страны. Афганистан был взят в качестве фона.
Мне представляется, что в оценках любого фильма на военную тему людям следует подняться выше своих субъективистских позиций и посмотреть на фильм с точки зрения гражданина страны. Какой заряд несет фильм. К чему он нас призывает, а если он направлен не к поколениям взрослых людей, то к кому? Наверное, к молодежи. После просмотра такого фильма ее сознание может серьезно виртуализироваться, что приведет к созданию ряда негативных выводов на тему об Армии, не соответствующих реалиям жизни.
Главной задачей любого режиссера в наше время является умение показать не столько подлинность происходящих событий, хотя и это очень важно, особенно когда за сюжет берется конкретный исторический эпизод или иное действие, либо событие, сколько дух времени. Ведь именно он определяет, получился ли фильм подлинно военно-историческим, или только таковым является по названию.
В вышеперечисленных картинах, как и в других лентах на военную тематику и не только, молодые герои говорят современными жаргонизмами, полуматом, а их поведение свойственно молодежи эпохи пещерного капитализма, в котором пребывает наша страна после развала СССР, причем далеко не самой лучшей ее части. Поэтому действия героев картин не отображают исторической правды, и зритель соответственно, не может познать ту или иную историческую эпоху.
Другой задачей мастеров кино является показ реализма войны. Пусть тот или иной эпизод картины не будет точной копией какого-то конкретного боя или битвы. Это и не обязательно для художественного фильма, но художник должен показать своему зрителю каков мог произойти бой, как бы он проходил вообще в то время. Для этой цели у него есть возможность поработать с историческим материалом. К тому же для этой цели существуют военные консультанты.
Об их отсутствии в одном из интервью о фильме «Штрафбат» кинорежиссер Николай Досталь честно признался: «Военных консультантов у нас практически не было потому, что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя. Были технические консультанты — по костюмам, по эпохе. Но только не из тех, которых раньше назначало Министерство обороны, — докторов исторических наук, генералов и прочих важных особ. А с участниками войны Володарский встречался во время написания сценария. Только они его не консультировали, а просто рассказывали, а он записывал…
После просмотров фильмов о войне резонно задаешься вопросом. «С каким чувством выйдет из кинозала молодой человек, родившийся в 1991 году? За кого пойдут на смерть нынешние мальчишки, если им не будет прививаться патриотизм? За олигархов, киллеров, которых молодежь постоянно видят на экранах телевизоров, за вороватых бизнесменов, удачно обворовывающих страну, коррумпированных чиновников, за изнеженную, космополитичную лжеэлиту, за прогнившие государственные институты: милицию, суд, прокуратуру, СМИ? За кого?
Кто бы и как не ругал советское время, но руководство той страны делало все, чтобы воспитать законопослушных граждан Отечества, патриотов государства. Можно всегда возразить, что им это было удобно. Пусть горсть этих людей жила при коммунизме, но проведение такой мудрой политики давало хорошие плоды. Не случайно почти все читатели православных сайтов подтверждают, что во времена Афганской войны они и их сверстники писали рапорта, чтобы их отправили в Афганистан. Так были воспитаны люди! И в этом заслуга правящего в то время режима. Разве мог бы двадцать лет назад Союз кинематографистов допустить выход на экраны фильмов подобных «Курсантам» или «9 роте»? Разве осталось бы безучастным Министерство Обороны СССР с его всемогущим партийно-политическим аппаратом?. Исключено! Там бы задали вполне резонным вопрос: «А что несет ваш фильм для народа? Чему он учит? Как вы показываете нашу армию? Итогом этих выяснений возможно было бы дальнейшее многолетнее проживание безответственных господ режиссеров в районах Крайнего Севера.
Я заранее соглашусь со многими оппонентами утверждающими, что и раньше были большие перегибы. Да, были! Мне довелось брать интервью у дважды Героя Советского Союза, прототипа Маэстро и Кузнечика в замечательном фильме о Великой Отечественной войне «В бой идут одни старики» Леонида Быкова — генерал-полковника Виталия Ивановича Попкова. Он рассказывал, что после просмотра фильма Министр культуры Украины наложил на него «вето». «Такого на войне не могло быть», — заявил он. «А вы были на войне? — спросил его Виталий Иванович. «Нет, не был, но это не имеет значение. Я знаю, что так быть не могло. Они там все поют, танцуют и влюбляются. А кто же тогда Родину защищал?» Образец чиновничьей глупости налицо. Но переубедить его никому не удалось. Режиссер и актер Леонид Быков был расстроен до слез. Но мы рук не опустили и дали решительный бой чиновничеству, как в войну, ходили по инстанциям, доказывали, что это нужная и хорошая картина. Наконец нам удалось добиться повторной демонстрации, на которую пригласили Павла Степановича Кутахова. В ту пору Гавкома ВВС и заместителя Министра Обороны СССР. После просмотра этого фильма Кутахов оглядел собравшихся в зале, и с присущей военному человеку прямотой задал вопрос: «Ну, какой же дурак не выпускает это фильм»?
Если о фильме «9 рота» с полной ответственностью могу, как бывший офицер-афганец дать полный его анализ, то рецензию на телевизионный фильм «Курсанты» хотел бы предоставить сделать нашему читателю — фронтовику, выпускнику Саратовского (передислоцированного из Киева) артиллерийского училища.
По нашей просьбе полковник в отставке Кулаков Иван Яковлевич прислал отзыв на этот фильм. Не могу не привести выдержки из его гневной статьи после просмотра этого фильма. «В кино-сериале «Курсанты» я не нашел ни единой картины правды о том суровом и сложнейшем периоде жизни СССР. И хотя в нем показано неведомое мною артиллерийско-минометное Саратовское военное училище, я ничего похожего на военное, а тем более, артиллерийское училище, в нем не увидел. На экране проходила жизнь каких-то заключенных, в интерьере девиц легкого поведения. Я даже успел за время просмотра сериала возненавидеть когда-то любимых мною артистов, играющих от начала и до конца лживые роли. мЯ даже усомнился в том, что господин Тодоровский рассказывает о себе и о своем неизвестном мне училище. Скорее всего, это похоже на кем-то заказанный пасквиль, чтобы в год шестидесятилетия Победы, морально «добить» мое поколение. Уверен, что и эта, очередная попытка вылить на нас ушат грязи, закончится безуспешно, хотя в сознании молодых людей наверняка зародится убеждение, позволяющее найти оправдания, чтобы уклониться от хлопот о судьбе Родины, а стало быть, от службы в Вооруженных Силах.
В сериале не была показана настоящая боевая подготовка будущих артиллерийских командиров взводов. Вместо нее демонстрировались лишь отдельные эпизоды непонятных простому человеку элементов штыкового боя, который в артиллерийских училищах не практиковался, и стрельба из батальонного 82-мм миномета с непонятными для артиллеристов командами и выкриками «Выстрел». Невольно возникал вопрос: «А был ли у создателей фильма консультант, хотя бы в звании сержанта артиллериста?»
В сериале очень натурально представлены морально разложившиеся типы офицеров и курсантов, пьяниц и воров. Если подобные факты и имели место где-либо в учебном заведении того времени, то они недостойны того, чтобы посвящать им кино-сериал. Я не стану конкретно останавливаться на многочисленных мелких погрешностях фильма, таких, например, как поедание овса, вокруг которого развернулась целая цепочка преступлений. Хотелось бы сказать о главном.
Из числа преподавателей в училищах действительно были побывавшие в боях и имевшие тяжелые ранения офицеры, но среди них я никогда не видел пьяниц и припадочных людей…
Вершиной фантазии создателей стала свадьба курсанта, с присутствием на ней начальника училища. Это вообще выдумка, не подвергающаяся комментариям. Что достойного воспоминания останется в памяти молодых людей от просмотренного сериала? Как могли воры, пьяницы и морально разложившиеся типы победить такого сильного врага?
Моему и друзей ветеранов-артиллеристов возмущению нет предела. Удивительно то, что за такой обман никто не несет никакой ответственности. Обидно, что выпущенный на волю джин лжи, сделает свое черное дело. Ведь именно такими советскими людьми, показанными в сериале, всегда хотели видеть нас наши враги славянства и православного христианства. Я поражаюсь, почему все молчат? Молчит Министерство Обороны со своими научно-историческими комитетами, молчат ветеранские организации, пассивно духовенство…
На самом деле в то сложное для страны время была строжайшая дисциплина не только в военных училищах, но и на производстве, в школах, повседневной жизни.
Я не помню такого периода, чтобы у меня было больше времени, чем для выкуривания самокрутки. Ни о каких увольнениях в город, а тем более свиданий с девушками, как показано в сериале, и речи быть не могло. С утра до вечера мы занимались боевой подготовкой: решали задачи по стрельбе, подготовки исходных данных, аналитическому расчету угломера и дальности для стрельбы…
В сериале особое внимание уделено представителю особого отдела. Мы давно в обществе осудили уже репрессии, как чуждое явление в нашей жизни. В училище я этого офицера лично никогда не видел, но его присутствие ощущал каждый. И уж овсом он не занимался. У нас был случай ареста командира курсантской батареи ст. л-та Игнатьева за якобы антисоветскую агитацию. Возвратился он через пару месяцев. На него было страшно смотреть. Это были мощи, но он приступил к выполнению своих прежних служебных обязанностей.
Я сохранил на всю свою жизнь самую светлую и добрую память о том времени, о своих командирах, учивших меня самой нужной профессии в России — защите Родины. Поэтому, показывая подобные телесериалы, грубо искажающие действительность, порочащие нашу доблестную Армию, наш народ, его создателям, возможно выполняющим чей-то заказ, хотелось бы сказать — не дождетесь поставить наш народ на колени! Истина восторжествует. Победа на фронте морально-нравственного созидания российского народа будет за нами!»
К сожалению, Иван Яковлевич в этом году ушел из жизни. Не выдержало сердце ветерана подлой и низкой лжи. Статья «Ветеранская правда», помещенная на нашем сайте, стала некрологом на его похоронах.
Хотелось бы порекомендовать режиссерам, коль им дано право применять в качестве мощнейшего идеологического оружия кинематограф, использовать его в воспитательных целях, для нашей молодежи, во благо государства. Не стоит отрабатывать денег безродных космополитов и господ «бзежинских», ведь вашим детям и внукам предстоит жить в этой постоянно морально развращаемой и духовно уничтожаемой стране.
Мне могут возразить оппоненты, что те или иные случаи, показанные в военных кинолентах, были. Да, конечно, могли происходить! Но разве можно выносить на большой экран эпизодические, явно негативного содержания события, случавшиеся крайне редко в жизни прежде единого, духовно и нравственно здорового общества. Конечно, нет! Не следует забывать, что эти фильмы рассчитаны не на домашнее видео, а на огромную аудиторию, под названием Российский народ.
Я думаю, что общественные организации, творческие коллективы, Вооруженные Силы, МВД, силовые ведомства дадут соответствующую оценку отечественной военной кинопродукции. Нельзя постоянно развращать молодежь, не имеющую твердого, морально-нравственного жизненного стрежня, провоцируя ее на подлость, низость, предательство и преступления, постоянным показом на телеэкранах «красивой» притягательной жизни главных героев сериалов: «Бригада», «Олигарх», «Охота на изюбра», «Банкирши» и многих, многих других. Разве у нас нет патриотов военных, честных милиционеров, добросовестных ученых, порядочных учителей или врачей? Почему на экранах страны главные герои — преступники, воры, убийцы и падшие женщины.
Я думаю, что эта статья вызовет соответствующий отклик у здравомыслящих людей нашего Отечества, которых не сомневаюсь преобладающее большинство. Возможно, на страницах газеты и сайта появятся публикации других авторов, очень хотелось бы продолжить эту тему. Так или иначе, следует приложить все усилия, чтобы у отечественного кинематографа существовала обратная связь со зрителем, иначе, пожалуй, он совсем потеряет реалистичность и ответственность за свою продукцию.