Красная звезда | Дмитрий Юров | 30.11.2005 |
Исполняющий обязанности председателя Федерации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России
Николай КАЛМЫКОВ:
— Сейчас наметились конкретные пути решения обсужденных на съезде проблем. Главное, что нам своими действиями удалось обратить внимание на Федерацию профсоюзов. Мы нашли поддержку как со стороны общественности, так и со стороны органов законодательной власти. Провести пять митингов за год — это не просто. Нам приходилось много сил тратить на то, чтобы разъяснять некоторым властным структурам, что с гражданским персоналом Минобороны поступают несправедливо, и профсоюзам это удалось. Профсоюзное движение стало проявлять большую жесткость в своих требованиях, и мы не остановимся, пока эти требования не будут услышаны и должным образом решены. Основная задача сегодня — налаживание работы с Государственной Думой, где в Комитете по обороне мы нашли понимание и поддержку, более плотная работа с Советом Безопасности, некоторыми руководителями правительства, профсоюзных организаций. Будем обращаться и к президенту страны.
Начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил России генерал-полковник
Николай РЕЗНИК:
— Размер денежного довольствия военнослужащих — это проблема, которая в той или иной мере потихонечку решается. В то же время размер заработной платы и социального пакета для гражданского персонала, который по численности примерно равен половине личного состава Вооруженных Сил, к сожалению, остаются неудовлетворительными. То, что мы слышали сегодня, говорит об одном: необходимо срочно озаботиться этими вопросами. Сегодня надо решить две приоритетные задачи. Во-первых, выплачивать заработную плату вовремя, как это прописано во всех трудовых договорах с профсоюзами. Безнравственно, если даже этот мизер своевременно не выплачивается. Во-вторых, повышение денежного содержания рабочим и служащим действительно давно необходимо, особенно некоторым категориям работников. Ведь, согласитесь, это ненормально, когда, скажем, в медучреждении на 6 оперирующих хирургов приходится 2 операционные сестры. Особенно тяжелая ситуация сложилась в центре, в Москве и в Санкт-Петербурге. Тем более если учитывать, что столица объявила на днях о повышении своим бюджетникам уровня минимальной заработной платы до прожиточного минимума. На этом фоне наши служащие будут выглядеть еще беднее, уровень их достатка «просядет» значительно. Неудивительно, что укомплектованность гражданским персоналом частей составляет сегодня от 40 до 60 процентов.
Радует, что руководство профсоюза делает все возможное, чтобы конструктивно решать данные вопросы. Внимание им уделяет и министр обороны, не случайно он в своих выступлениях дважды обращался к этой теме.
Член Комитета Государственной Думы по обороне генерал-майор
Николай БЕЗБОРОДОВ:
— Обидно, что в России, несмотря на то что работают все институты власти, человек труда зачастую не защищен. Стоит задаться вопросом: стали ли профсоюзы истинными выразителями и защитниками социально-правовых и экономических прав и интересов наиболее массовой части общества — наемных работников? К сожалению, еще не стали. Достаточен ли уровень их взаимодействия с Федеральным Собранием, комитетами Госдумы? Вот где основной резерв их работы. Я считаю, что для профсоюзов рабочих и служащих назрела необходимость расширить практику участия в рассмотрении проектов федеральных законов, бюджета на очередной год. Требуется также защитить и сами профсоюзы, в том числе нормативными правовыми актами, в противном случае их и дальше не услышат. Многие задачи профсоюзы и Дума должны решать вместе. Если мы едины в некоторых оценках исполнительной власти, то давайте и дальше вместе работать в данном направлении.
Сегодня мы уже подошли к той черте, когда профсоюзы остро ставят вопрос: все ли они делают, чтобы социально защитить человека труда? Их роль должна стать еще более активной, наступательной, их решения должны носить не рекомендательный характер, а исполняться. Общая ситуация в России к этому уже подошла. Считаю, что прозвучавшее на съезде предложение создать ассоциацию профсоюзов силовых структур заслуживает самого пристального внимания.
Начальник Управления труда и заработной платы Минобороны России
Вадим АРТАМОНОВ:
— Ситуация, сложившаяся сегодня с гражданским персоналом армии и флота, очень тяжелая. Но могу со всей ответственностью сказать, что нами делается все возможное, чтобы ее переломить. Руководство Минобороны информировано о сложившейся обстановке, не случайно министр обороны высказался по этому поводу перед президентом на прошедшем сборе командного состава Вооруженных Сил. Что делается конкретно для того, чтобы решить проблемы? Приказом министра обороны от 26 октября 2005 года N 447 создана совместная комиссия по проблемам гражданского персонала, и эта работа отныне будет вестись планово. Есть и другие позитивные подвижки. Самая больная проблема — своевременная выплата денег гражданскому персоналу — решена. Средств на эти цели достаточно. Если где-то на местах возникают задержки, то не по вине Минобороны.
Работаем мы сейчас и над тем, чтобы решить вопрос о выделении средств для выдачи денежного довольствия под штатную численность гражданского персонала, а не под списочную, как это осуществляется сейчас. На сегодня центральный аппарат уже получает средства именно под штатную численность. Еще одна из позитивных подвижек: впервые в бюджет-2005 были включены все виды выплат, в том числе за совмещение должностей, и так далее, именно поэтому министром обороны было принято решение о замещении в соответствии с Федеральной целевой программой перехода на комплектование частей и соединений контрактниками отдельных должностей военнослужащих гражданским персоналом.
Работаем и над несостоявшимся повышением оплаты труда на 20 процентов. К сожалению, многие наши инициативы не поддерживает Минфин. Так, это 20-процентное повышение мы были готовы обеспечить за счет текущего финансирования, внеся потом коррективы в сводную роспись по бюджету, изыскав деньги путем перераспределения некоторых его статей. Такое предложение вносилось. Но на это последовал отказ Министерства финансов, поскольку деньги на эти цели не были запланированы.
Могу сказать, что повышение на 20 процентов в следующем году все же состоится, осталось только определиться с конкретной датой. Пробиваем сейчас еще два повышения: на 10 процентов в 2007 году и на 4 процента — в 2008-м.
Планируем также отменить с октября следующего года Единую тарифную сетку и перейти наконец на отраслевую систему оплаты труда. В основу ее будет положен действующий порядок системы финансирования с установлением предельной штатной численности гражданского персонала на основе штатов и предельных фондов заработной платы. То есть предлагается переход к оплате труда с тарифных разрядов на установление размеров должностных окладов. Предлагаем значительно увеличить размеры оплаты прежде всего для категорий работников, которые вносят наибольший вклад в обеспечение боеготовности и низкооплачиваемых (связь, коммунальное хозяйство, транспорт, включая вспомогательный флот, ВОХР, гражданский персонал, занятый на боевом дежурстве, в зонах вооруженных конфликтов и в частях постоянной боевой готовности). Отстаиваем также положения, согласно которым в целях обеспечения рабочим и служащим равных прав с бюджетниками центра включить при формировании фондов бюджетов регионов на следующий год необходимые ассигнования для установления аналогичных выплат гражданскому персоналу Вооруженных Сил.