Русская линия
Красная звезда Дмитрий Юров30.11.2005 

Повышение либо особый соцпакет
Таково требование профсоюзных организаций Минобороны РФ

В военном ведомстве на VI съезде профсоюза рабочих и служащих Минобороны России (в одном из центральных комитетов, входящих в Федерацию профсоюзов рабочих и служащих ВС РФ) подведены итоги работы этой организации за минувшие 5 лет. Всего союз насчитывает около 30 тыс. членов, объединенных в 180 первичных организаций. На съезде присутствовали около ста делегатов, были приглашены также представители Государственной Думы, Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, главных и центральных управлений Минобороны.
Разговор получился достаточно острым. В докладе председателя ЦК профсоюза Лидии Лобачевой, в частности, отмечалось, что профсоюз с удовлетворением поддержал выдвинутые перед страной Президентом России задачи сокращения бедности и удвоения внутреннего валового продукта к 2010 году. «Экономическая политика должна быть ориентирована на обеспечение прав человека, и начинать ее нужно с исключения бедности работающего человека и его семьи. Наемные работники должны занять по уровню заработной платы свою нишу в среднем слое населения. К огромному сожалению, действия исполнительной власти зачастую идут вразрез с заявлениями президента страны, — подчеркивалось в докладе. — Переходя из прошлого тысячелетия в новый век, мы определили для себя главную задачу: добиться значительного роста заработной платы гражданского персонала».
В 2000 году средняя заработная плата в Министерстве обороны составляла 1.200−1.500 рублей, и уже тогда ставился вопрос о необходимом увеличении ее в 2−3 раза. Сегодня средняя заработная плата рабочих и служащих составляет 3.500 рублей. Казалось бы, действительно ее уровень повысился в два с лишним раза. Однако за пять лет инфляция практически уничтожила это повышение. Многочисленные обращения профсоюза в Минфин, Минтруда, затем в Минздравсоцразвития, правительство ожидаемого результата не дали. Вместе с тем необходимо отметить, что в последние годы наметилась еще одна негативная тенденция, когда в конце года регулярно возникает задержка зарплаты в целом ряде организаций, что недопустимо.
Резкую критику собравшихся вызвало и принятое в конце декабря 2004 года постановление правительства «О повышении тарифных ставок работников федеральных госучреждений», которым на 20 процентов повышены оклады всем, за исключением работников, занятых в воинских частях и учреждениях. В результате, уже не веря ни в какие обещания властных структур, профсоюзы вывели людей на улицу и провели пикетирование зданий Дома правительства и Министерства обороны 9 и 10 февраля, 26 марта, 25 мая и 21 июля. Одновременно от профсоюзов Вооруженных Сил были направлены обращения к президенту, в правительство, к Генеральному прокурору РФ, в Верховный и Конституционный суды, Совет Безопасности Российской Федерации. К сожалению, ситуацию разрешить не удалось, но, как отмечали выступавшие, на проблемы гражданского персонала наконец-то обратили внимание властные структуры.
К сожалению, констатировала Лидия Лобачева, и профсоюзы, и Министерство обороны оказались бессильными перед позицией Министерства финансов как в этом, так и в ряде других моментов, связанных с возможностью повысить уровень оплаты труда за счет уже имеющихся средств. В результате во второй половине этого года из частей и учреждений резко усилился отток рабочей силы — на 25 процентов. В целом укомплектованность гражданским персоналом в большинстве организаций Минобороны сегодня не превышает 50 процентов, средний возраст работающих — более 50 лет, молодого пополнения нет, а ветераны несут двойную-тройную нагрузку. Например, напряженная ситуация сложилась в Центральном военном архиве (г. Подольск), где вместо 1.100 человек гражданского персонала по штату занято около 700 должностей, в результате сегодня там насчитывается порядка 180 тыс. неисполненных запросов. Автобаза Минобороны укомплектована рабочими и служащими на 48 процентов, в Центральном военном клиническом госпитале им. Мандрыки не хватает до 60 процентов младшего медперсонала, а в ХОЗУ Генштаба занята только каждая третья должность. Примеры такого рода можно продолжить.
Видимо, настала пора, отмечали выступавшие, когда необходимо в целом менять подходы к формированию оплаты труда гражданского персонала, как это делает нынче Москва, где в проекте трехстороннего соглашения между правительством столицы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей на 2006 год минимальная зарплата определена в размере 4−4,5 тыс. рублей.
«Сегодня стоит вопрос о необходимости иметь в военном ведомстве самостоятельную отраслевую систему оплаты труда, восстановить законность при утверждении фонда заработной платы на основе штатного расписания, а не списочного состава, восстановить надбавку за выполнение важных и ответственных работ, — подчеркнула Лидия Лобачева. — Мы считаем, что реформа оплаты труда должна привести к росту заработной платы гражданского персонала, по крайней мере в Москве — в 3 раза. Если же государство сегодня не способно на такой уровень оплаты труда, тогда это ущемление должно быть компенсировано предоставлением социального пакета, куда необходимо включить дополнительное социальное страхование, право на бесплатную госпитализацию в медицинские учреждения Минобороны, бесплатное или льготное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, бесплатный или льготный проезд, выдачу беспроцентного кредита, обеспечение жильем, дополнительное пенсионное страхование. Это будет соответствовать передовой мировой практике, когда работники госсектора зарабатывают меньше, чем в частном секторе, но это компенсируется более высоким уровнем соцобеспечения и соцгарантий. Центральный комитет профсоюза уже вышел с этими предложениями в Комитет по обороне Государственной Думы, и мы очень надеемся, что Минобороны нас поддержит».
Были затронуты и другие проблемы. В целом все были едины в том, что руководству Минобороны необходимо проявлять больше настойчивости в общении с другими органами исполнительной власти, Госдумой, Минфином, и выражали надежду, что назначение министра обороны на должность заместителя председателя правительства будет способствовать этому. На съезде также решено обратиться к другим профсоюзным объединениям силовых структур с предложением о создании некой ассоциации профсоюзов, которая координировала бы их совместные действия по отстаиванию прав рабочих и служащих всех министерств и ведомств, где законом предусмотрена военная служба.
После окончания съезда корреспондент «Красной звезды» попросил высказаться его гостей по ряду проблем.

Исполняющий обязанности председателя Федерации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России
Николай КАЛМЫКОВ:
— Сейчас наметились конкретные пути решения обсужденных на съезде проблем. Главное, что нам своими действиями удалось обратить внимание на Федерацию профсоюзов. Мы нашли поддержку как со стороны общественности, так и со стороны органов законодательной власти. Провести пять митингов за год — это не просто. Нам приходилось много сил тратить на то, чтобы разъяснять некоторым властным структурам, что с гражданским персоналом Минобороны поступают несправедливо, и профсоюзам это удалось. Профсоюзное движение стало проявлять большую жесткость в своих требованиях, и мы не остановимся, пока эти требования не будут услышаны и должным образом решены. Основная задача сегодня — налаживание работы с Государственной Думой, где в Комитете по обороне мы нашли понимание и поддержку, более плотная работа с Советом Безопасности, некоторыми руководителями правительства, профсоюзных организаций. Будем обращаться и к президенту страны.

Начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил России генерал-полковник
Николай РЕЗНИК:
— Размер денежного довольствия военнослужащих — это проблема, которая в той или иной мере потихонечку решается. В то же время размер заработной платы и социального пакета для гражданского персонала, который по численности примерно равен половине личного состава Вооруженных Сил, к сожалению, остаются неудовлетворительными. То, что мы слышали сегодня, говорит об одном: необходимо срочно озаботиться этими вопросами. Сегодня надо решить две приоритетные задачи. Во-первых, выплачивать заработную плату вовремя, как это прописано во всех трудовых договорах с профсоюзами. Безнравственно, если даже этот мизер своевременно не выплачивается. Во-вторых, повышение денежного содержания рабочим и служащим действительно давно необходимо, особенно некоторым категориям работников. Ведь, согласитесь, это ненормально, когда, скажем, в медучреждении на 6 оперирующих хирургов приходится 2 операционные сестры. Особенно тяжелая ситуация сложилась в центре, в Москве и в Санкт-Петербурге. Тем более если учитывать, что столица объявила на днях о повышении своим бюджетникам уровня минимальной заработной платы до прожиточного минимума. На этом фоне наши служащие будут выглядеть еще беднее, уровень их достатка «просядет» значительно. Неудивительно, что укомплектованность гражданским персоналом частей составляет сегодня от 40 до 60 процентов.
Радует, что руководство профсоюза делает все возможное, чтобы конструктивно решать данные вопросы. Внимание им уделяет и министр обороны, не случайно он в своих выступлениях дважды обращался к этой теме.

Член Комитета Государственной Думы по обороне генерал-майор
Николай БЕЗБОРОДОВ:
— Обидно, что в России, несмотря на то что работают все институты власти, человек труда зачастую не защищен. Стоит задаться вопросом: стали ли профсоюзы истинными выразителями и защитниками социально-правовых и экономических прав и интересов наиболее массовой части общества — наемных работников? К сожалению, еще не стали. Достаточен ли уровень их взаимодействия с Федеральным Собранием, комитетами Госдумы? Вот где основной резерв их работы. Я считаю, что для профсоюзов рабочих и служащих назрела необходимость расширить практику участия в рассмотрении проектов федеральных законов, бюджета на очередной год. Требуется также защитить и сами профсоюзы, в том числе нормативными правовыми актами, в противном случае их и дальше не услышат. Многие задачи профсоюзы и Дума должны решать вместе. Если мы едины в некоторых оценках исполнительной власти, то давайте и дальше вместе работать в данном направлении.
Сегодня мы уже подошли к той черте, когда профсоюзы остро ставят вопрос: все ли они делают, чтобы социально защитить человека труда? Их роль должна стать еще более активной, наступательной, их решения должны носить не рекомендательный характер, а исполняться. Общая ситуация в России к этому уже подошла. Считаю, что прозвучавшее на съезде предложение создать ассоциацию профсоюзов силовых структур заслуживает самого пристального внимания.

Начальник Управления труда и заработной платы Минобороны России
Вадим АРТАМОНОВ:
— Ситуация, сложившаяся сегодня с гражданским персоналом армии и флота, очень тяжелая. Но могу со всей ответственностью сказать, что нами делается все возможное, чтобы ее переломить. Руководство Минобороны информировано о сложившейся обстановке, не случайно министр обороны высказался по этому поводу перед президентом на прошедшем сборе командного состава Вооруженных Сил. Что делается конкретно для того, чтобы решить проблемы? Приказом министра обороны от 26 октября 2005 года N 447 создана совместная комиссия по проблемам гражданского персонала, и эта работа отныне будет вестись планово. Есть и другие позитивные подвижки. Самая больная проблема — своевременная выплата денег гражданскому персоналу — решена. Средств на эти цели достаточно. Если где-то на местах возникают задержки, то не по вине Минобороны.
Работаем мы сейчас и над тем, чтобы решить вопрос о выделении средств для выдачи денежного довольствия под штатную численность гражданского персонала, а не под списочную, как это осуществляется сейчас. На сегодня центральный аппарат уже получает средства именно под штатную численность. Еще одна из позитивных подвижек: впервые в бюджет-2005 были включены все виды выплат, в том числе за совмещение должностей, и так далее, именно поэтому министром обороны было принято решение о замещении в соответствии с Федеральной целевой программой перехода на комплектование частей и соединений контрактниками отдельных должностей военнослужащих гражданским персоналом.
Работаем и над несостоявшимся повышением оплаты труда на 20 процентов. К сожалению, многие наши инициативы не поддерживает Минфин. Так, это 20-процентное повышение мы были готовы обеспечить за счет текущего финансирования, внеся потом коррективы в сводную роспись по бюджету, изыскав деньги путем перераспределения некоторых его статей. Такое предложение вносилось. Но на это последовал отказ Министерства финансов, поскольку деньги на эти цели не были запланированы.
Могу сказать, что повышение на 20 процентов в следующем году все же состоится, осталось только определиться с конкретной датой. Пробиваем сейчас еще два повышения: на 10 процентов в 2007 году и на 4 процента — в 2008-м.
Планируем также отменить с октября следующего года Единую тарифную сетку и перейти наконец на отраслевую систему оплаты труда. В основу ее будет положен действующий порядок системы финансирования с установлением предельной штатной численности гражданского персонала на основе штатов и предельных фондов заработной платы. То есть предлагается переход к оплате труда с тарифных разрядов на установление размеров должностных окладов. Предлагаем значительно увеличить размеры оплаты прежде всего для категорий работников, которые вносят наибольший вклад в обеспечение боеготовности и низкооплачиваемых (связь, коммунальное хозяйство, транспорт, включая вспомогательный флот, ВОХР, гражданский персонал, занятый на боевом дежурстве, в зонах вооруженных конфликтов и в частях постоянной боевой готовности). Отстаиваем также положения, согласно которым в целях обеспечения рабочим и служащим равных прав с бюджетниками центра включить при формировании фондов бюджетов регионов на следующий год необходимые ассигнования для установления аналогичных выплат гражданскому персоналу Вооруженных Сил.

http://www.redstar.ru/2005/11/3011/202.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика