НГ-Религии | Георгий Энгельгардт | 19.05.2010 |
Главной темой Собора стал разбор «личного дела» епископа Рашко-Призренского Артемия (Радосавлевича). Скандал вокруг отстранения Артемия с его кафедры уже три месяца потрясает сербские православные круги. После многодневных дебатов и представления обширного доклада комиссии Синода судьба косовского епископа была определена голосованием членов Собора. 21 епископ проголосовал за отстранение Артемия с косовской кафедры с запретом его пребывания в монастырях епархии. Против высказалось девять иерархов, четыре воздержались при двух недействительных бюллетенях.
Собор создал прецедент, когда епископ может быть смещен с кафедры без церковного суда, простым голосованием остальных архиереев. Сербские СМИ отмечают, что эта модель может быть вскоре применена в отношении ряда других епископов, прежде всего таких видных консерваторов, как епископы Банатский Никанор (Богунович) и Зворницко-Тузланский Василий (Качавенда) и других.
Успешное устранение влиятельного главы епархии ведет к заметному повышению влияния нынешнего Синода в СПЦ и предоставляет ему дополнительный потенциал давления на епископов, существенно ограничивая их автономию. Главными триумфаторами Собора стали епископы Бачский Ириней (Булович) и Захумско-Герцеговинский Григорий (Дурич).
Но специфика Церкви как организации не позволяет считать эту административную победу абсолютной. Резкие действия Синода против Артемия, особенно шаги и заявления временного администратора косовской епархии епископа Афанасия (Евтича) вызвали недовольство в среде монахов и активных прихожан. Консолидация протеста, например в форме Святосавского народного движения монаха Антония (Давидовича), стала серьезной проблемой для Синода. Не случайно Патриархия отказалась принять 15 тыс. подписей, собранных под петицией к Собору в защиту епископа Артемия, полемика с артемьевцами пронизывает синодальные документы последних месяцев и даже заключительное Слово Собора.
Если ранее Патриарх Павел одновременно был официальным главой Церкви и настоящим духовным авторитетом для сербов, то сейчас духовным и политическим лидером для значительной части духовенства и верующих является гонимый епископ, а не нынешний Патриарх Ириней.
В ХХ веке в истории Сербской Церкви уже было два таких иерарха — святой Николай (Велимирович) и преподобный Иустин (Попович). Канонизация преподобного Иустина произошла на нынешнем Соборе, за день до отстранения его ученика епископа Артемия. Остается только вспомнить, что Артемий — уроженец села Лелич, откуда родом и святой Николай и преподобный Иустин.