Победа.Ru | Священник Александр Добродеев | 22.11.2005 |
Ваше Преосвященство Владыка Евстафий, Ваше Высокопреподобие отец Димитрий, Ваше Высокопревосходительство Михаил Владимирович Цукрук, дорогие отцы и братья.
Святой Апостол Павел в последней 13 главе своего послания к Евреям сказал: «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле». Эти слова я адресую и нашему собранию.
Сегодня в нашей стране 775 тысяч узников. Цифра огромная. Ещё более впечатляющей она была год назад — 824 тысячи человек, а в 2000 году заключённых в нашей стране было 985 тысяч — почти миллион!
Возвращаясь из 2000 года в день сегодняшний можно сделать оптимистический вывод — рост преступности в нашей стране снижается. Но я уточню: снижается не рост преступности, а именно рост числа заключённых. Но даже это количество — 775 тысяч заключённых, плюс 351 тысяча сотрудников уголовно-исполнительной системы — более миллиона человек, с которыми мы должны работать, заставляет нас очень глубоко и в очень напряжённом режиме решать очень серьёзные задачи.
На нынешних сборах я услышал много конструктивных, заинтересованных и по-хорошему эмоциональных выступлений.
Я и мой помощник Сергей Викторович Тинт подготовили к этим сборам специальный доклад с раскладом цифр по ситуации в уголовно-исполнительной системе, с описанием 22-х проектов нашего сектора по взаимодействию с уголовно-исполнительной системой. Все эти данные у нас есть не только в самом докладе, но и в пакетах документов, которые мы раздадим всем участникам сборов, окормляющих именно правоохранительные учреждения. Всё-таки с цифрами лучше работать, видя их, чем на слух. А вместо их запланированного озвучивания я хотел бы поделиться своими впечатлениями от проходящих сборов именно, как энтузиаст.
Во-первых, это реакция людей, с которыми мы общались во время перелёта. И на аэродроме Чкаловский, и на аэродроме «Кольцово» в Екатеринбурге люди, узнавая, кто мы, чем занимаемся, какая цель наших сборов, проявляли максимальный интерес в общении с нами. И не только человеческий, но и государственный, понимая сколь нуждается сейчас и армия, и офицеры, и солдаты, и сотрудники правоохранительных учреждений и люди, оказавшиеся в заключении, в нашей с вами поддержке, именно в нашем с ними взаимодействии.
Все те, от кого хоть что-то зависело, пытались помочь нам: или словом или делом.
Офицеры и командиры, летевшие с нами, полностью поддерживали идею введения штатных священников и в воинских частях и в местах лишения свободы. А как нас встретили в нашей, вот так и скажу, здесь — в нашей воинской части! Думаю, будь на то воля солдат и сотрудниц столовой, они всех бы нас взяли в штат своей части. Безусловно, огромное спасибо командиру части Владимиру Владимировичу.
Выступление командующего Сибирским округом Николая Егоровича — это было выступление человека, искренне переживающего за ситуацию с поддержанием и боевого духа и именно с духовной поддержкой в частях и соединениях округа. Николай Егорович поднял очень важный вопрос об обучении основам православия и солдат и офицеров Сибирского военного округа. Так вот я хочу сказать и Николаю Егоровичу и всем, кто в этом действительно заинтересован: Сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями совместно с Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным университетом разработана и уже апробируется Курс Дистанционного обучения основам православной веры.
Пока этот Курс распространяется только в правоохранительных учреждениях, но концепция его может быть полностью адаптирована и для реализации этого курса в частях и соединениях наших вооружённых сил. Ведь и там и там — люди. И те и те не всегда крещёные, не воцерковлённые. И тех и других в школе основам православия не учили. Фактически, и те и другие — это чистый лист бумаги: бери и пиши! Разница — только в условиях жизни и содержания. Но для нас-то, для нашей церкви — важны, в первую очередь, не условия, а люди. Человек. И если Курс Дистанционного обучения основам православия был разработан для правоохранительных учреждений, т. е. мест сложных и однозначно не простых, даже с учётом взаимоотношений между начальством и заключёнными, то его реализация в воинских частях, если командование в этом заинтересовано, будет испытывать много меньше трудностей. У нас есть этот Курс! Он в пакете наших документов. Я передам его командующему округом, его заместителю. Мы готовы дать вам любую консультацию, организовать встс нашими сотрудниками, чтобы реализовать этот готовый проект даже вне стен правоохранительных учреждений. Ведь армия у нас — одна! Да и мы у неё — одни! Пусть это звучит эмоционально, но это — так!
Вчера перед нами выступал профессор Александр Леонидович Дворкин. Проблема сектантства в нашей стране, а значит, и в местах лишения свободы, действительно, существует и проблема эта существенная. Сталкивались мы с ней и в нашей работе с правоохранительными учреждениями. Совсем недавно мы с моим помощником были на окраине Москвы в поселении так называемых «химиков». Они сами, собственно, нас и пригласили. Приходите, говорят, батюшка — сектанты одолели. Полчаса со всеми проволочками потратили мы, чтобы попасть с КПП в кабинет начальника поселения. А в это время, эти самые сектанты на территории поселения настраивали свою аппаратуру, готовясь к выступлению перед поселенцами. А когда под нашим нажимом начальник поселения устроил нам очную ставку с «противником», на которой мы задали ему всего два вопроса: вы кто и кого представляете, тот ничего ответить не смог: «Да мы тут… просто… досуг укрепляем». О чём это говорит? За нашими спинами — они пророки и провидцы, а в открытую — массовики затейники. Но мы не можем быть везде! И это наша беда. Вот ещё один повод задуматься над решением задачи, которую мы на этих сборах серьёзно обсуждаем: о введении в вооружённых силах и в правоохранительных учреждениях штатных священнослужителей Русской Православной Церкви. Но и в этой ситуации мы продолжаем действовать.
Наш сектор наладил устойчивый контакт с бывшим сотрудником следственных органов, а ныне — частным детективом, который серьёзно занимается разработкой сект, деятельность которых носит открыто криминальный характер: в первую очередь — это вовлечение в секту людей с целью завладения их имуществом, сбережениями и недвижимостью. Имея уже наработки в этой сфере, мы предлагаем и Александру Леонидовичу и сотрудникам других секторов нашего отдела объединить наши усилия и, возможно даже, вопрос о противодействии деятельности религиозных сект выделить отдельно и создать структуру, которая целенаправленно координировала бы эту деятельность в нашем отделе.
Говоря о взаимодействии нас самих внутри нашего отдела, хотел бы обратить внимание на прозвучавшее сегодня предложение отца Михаила о перспективе разделения в своей деятельности и в последующих сборах двух направлений работы отдела. Это — вооружённые силы и правоохранительные учреждения. Во-первых, мы должны помнить, что любое созидание связано с разрушением. Был глухой лес, а теперь его вырубили, чтобы построить дом. Был дом, а теперь его снесли, чтобы проложить дорогу. Была дорога, а теперь её закрыли, чтобы высадить парк, потому что город задыхается и дорогу пустили вокруг города, снеся там для этого мешающий дом, построенный на месте когда-то глухого леса.
Я считаю, что наш отдел действует. И действует как нормальный здоровый организм. Есть единая структура, которая разрабатывает все стратегические вопросы нашей деятельности, в том числе, организацию подобных сборов, их идеологическую и документационную части. В связи с этим, хотел бы только высказать мнение о необходимости со следующих сборов создать специальный секретариат. Продолжая, дополню, что не менее важна и бытовая часть. Мы сюда летели на военном самолёте, жили в военной казарме, питались в солдатской столовой. Нам помогала наша армия. Чем из вышеназванного в случае разделения может обеспечить нас для проведения сборов уголовно-исполнительная система? Попробуйте ответить сами.
И если совсем серьёзно. На местах, из-за технических и кадровых особенностей, многие епархиальные отделы столь тесно совмещают внутри себя работу и с вооружёнными силами и с правоохранительными учреждениями, что одни и те же их представители и руководители будут ездить сначала на сборы военного духовенства, а потом — на сборы духовенства, окормляющего правоохранительные учреждения. Вот о чём стоит говорить, так это об уделении большего внимания, скажу проще, большего времени на наших сборах для обсуждения вопросов, выступлений наших священников, окормляющих правоохранительные учреждения. Вплоть до того, чтобы на сборах был выделен для этого отдельный день. Но с участием всех священников, потому темы-то всё-равно пересекаются. И необходимо присутствие на этих обсуждениях представителей и центральных и местных органов и МВД и Министерства юстиции России.
Пересечение же тем хочу подтвердить ещё одним примером.
Суицид. Ещё одна наисложнейшая тема, которую поднял на наших сборах отец Савва: суицид в армии. Резкая смена среды обитания, оторванность от родных и близких, от дома, от привычной модели поведения, дедовщина. Вот основной, но далеко не полный перечень мотивов суицида в армии. И если их рассматривать более широко, вынося за рамки армии, то становится очевидным, что всё перечисленное относится и к местам лишения свободы. Для подавляющего большинства заключённых — это та же смена среды обитания, оторванность от родных, смена модели жизни, в конце концов, та же дедовщина и те же неуставные отношения, только по-другому называемые. А чем офицеры и солдаты, несущие службу в местах лишения свободы отличаются от других офицеров и солдат наших вооружённых сил? В конце концов, вспомните один из первых откровенных отечественных фильмов о дедовщине в армии и расстреле новобранцем этих самых дедов. Ведь всё это происходило с солдатами, конвоировавшими заключённых в спецвагоне к месту заключения.
Тема — общая для всех нас. Грех — он и в армии, и в тюрьме, и в спецвагоне — грех. Так давайте работать над этой темой сообща, а не врозь.
Ещё одна серьёзная тема взаимодействия. Наше взаимодействие со средствами массовой информации. Затронув её, отец Димитрий точно подметил: нынешнее поколение воспитывает телевизор. И глядя в этот самый телевизор, так и хочется задать вечный вопрос: «С кем вы, деятели телевидения?»
Опуская все негативные ответы, глядя на наши сборы, я вижу: они могут быть с нами. Так давайте взаимодействовать! Это я обращаюсь и к вам, уважаемые корреспонденты, операторы и редакторы! Вы все такие молодые, красивые. Да и мы, вроде, ничего. Так давайте «красотой спасать мир». Только красотой внутренней. Красотой и чистотой наших мыслей, наших стремлений, вся суть которых весь смысл которых и есть наше православие, наша Русская Православная Церковь.
Приходите к нам, записывайте нас. Да мы сами к вам придём: можем прийти со своими программами, в нашем секторе, например, разработан тематический цикл гуманитарных передач, включающий в себя 50 тем, но мы готовы прийти и в ваши передачи, в циклы передач, да в самые короткие репортажи. Прийти, чтобы ваши же зрители увидели, услышали правду. Чистую правду. А не ту кривду, не те кривляния, которые каждый вечер, не говоря уже о ночи, вымывают, размывают мозги наших людей.
Заканчивая своё, возможно, несколько эмоциональное выступление, я бы хотел отметить, что среди нас, вообще-то, нет, пожалуй, ни одного неэмоционального человека. И это видно в нашем общении.
Совершенно правильно сказал отец Савва, обратившись ко всем нам в своём выступлении: «Общайтесь!» Ничто так не сплачивает, как общение. А мы, священники, окормляющие армию и правоохранительные учреждения, соскучились друг по другу. Мы соскучились по ощущению друг друга. Именно — по ощущению локтя друга. Ведь все мы в наше благом деле — други! Друзья! И если говорить об общении, то наш отдел — это сообщество единомышленников, реализующих, с моей точки зрения, сверхважную именно в нынешнее время, в нынешней ситуации боевую задачу сближения армии, правоохранительных учреждений с Русской Православной Церковью, с православной верой.
И наше сообщество, и разработанная нами система реализации задуманного действует! И не случайно, как сказал в своём выступлении отец Димитрий, даже раввин в общении с ним, при всех наших различиях, захотел узнать эту нашу «страшную военную тайну» по окормлению военнослужащих. И этот раввин не одинок в своём интересе и удивлении. К нам в сектор специально для ознакомления с системой нашей работы приезжал представитель Армянской Православной Церкви в Москве — отец Геворг. Он ушёл в полной растерянности от объёма нашей работы.
Повторю замечательную фразу замечательной Фрекенбок: «Он улетел, но обещал вернуться!». Потому что наша система действует.
И чем чаще мы будем собираться, а если не чаще, то регулярнее, чем больше у нас будет возможности не только пообщаться друг с другом, а без суеты и спешки выступить перед всеми с трибуны, тем более, нет — не успешнее — в успехе нашего дела я тем более ни на секунду не сомневаюсь, а тем быстрее будет реализовано задуманное нами.
Задуманное и в сближении армии и правоохранительных учреждений с нашей церковью, и в облегчении нашей трудной работы, в том числе по противодействию проникновения к нашим солдатам и заключённым представителей различных религиозных сект, и быстрее решится законодательный вопрос о введении священников в штат воинских частей и правоохранительных учреждений.
Вопрос единый, общий для всех священников, окормляющих и вооружённые силы, и правоохранительные учреждения, вопрос, который, я считаю, сейчас для всех нас является объединяющим и наиважнейшим.