Красная звезда | Юрий Авдеев | 19.11.2005 |
Парадоксально, но факт: и через шесть десятилетий после окончания Второй мировой войны нам приходится отстаивать завоевания наших отцов и дедов. Не секрет, что в 1990-е годы на отечественного читателя хлынул поток инсинуаций и клеветы с Запада, в которых наши недруги пытаются принизить значение Великой Победы и оружия, которым она ковалась. Не обошла стороной эта мутная волна и Т-34.
Поразительно и то, что в нашей стране нашлись псевдоисторики и горе-эксперты, желающие сделать себе имя на тиражировании этой лжи. И вот уже в ход идут различного рода домыслы, передергивания фактов и т. д. Поэтому вышедшую книгу можно признать своеобразным пособием по развенчиванию «технических шарлатанов» от истории.
Давать оценку тридцатьчетверке лучше с главного — предназначения. Именно на этом акцентируют внимание авторы книги Сергей Устьянцев и Дмитрий Колмаков. Т-34 создавался для массированного использования при наступательных действиях в тылу противника, в ходе операций преследования или во время удара во фланг прорвавшейся далеко вперед вражеской группировки. Являясь средним танком, он не предназначался для прорыва укрепрайонов противника и ведения борьбы с массами танков противника. И это подтверждает опыт войны.
Представляется весьма интересным взгляд авторов на тридцатьчетверку под разными углами зрения. В первой главе «Средний танк 1940-х гг.: информация к размышлению» показаны «краеугольные камни», лежавшие в основе конструирования и танкостроения тех лет. Затем в двух главах («Тридцатьчетверка — с любовью и без пристрастия»; «Высшая математика войны») анализируются сравнительные характеристики Т-34 и боевых машин Германии, а в некоторых случаях — и наших союзников. Весьма внимательно рассмотрены вопросы развития танкостроения и бронетанковых вооружений и техники как у нас в стране, так и в Германии.
Не менее интересен материал о том, что было сделано и предложено отечественным танкостроением для действующей армии. Приведены воспоминания участников событий тех лет, а пояснения авторов позволяют лучше понять причины принятия тех или иных решений. На Урале был создан Т-43. Почему он не пошел в серию? Самый убедительный ответ главный конструктор завода N 183 А. Морозов услышал из уст И. Сталина. «…Вы сделали очень неплохую машину. Но сегодня у нас уже есть неплохая машина — Т-34. Наша задача состоит сейчас не в том, чтобы делать новые машины, а в том, чтобы повысить боевые качества Т-34, увеличивать их выпуск».
Вместе со всесторонней оценкой легендарного отечественного танка в книге раскрываются все его сильные и слабые стороны. Действительность не приукрашена, а показана такой, какая она есть. К примеру, в качестве одного из недостатков тридцатьчетверки называется отсутствие на ней до середины войны командирской башенки. Она, по мнению военных, улучшила бы обзор местности при ведении боя. Эти и многие другие пожелания были выполнены на Т-34−85 в начале 1944 года.
Почему это не было сделано раньше? В заключительной, четвертой главе книги «Битва заводов», помимо сопоставления производственных мощностей и кадрового потенциала СССР и Германии, поднимается целый пласт вопросов, связанных с производством Т-34 на Уральском танковом заводе N 183. И здесь мы открываем неизвестные ранее страницы. Так, например, осенью 1941 года мобилизация в Нижнем Тагиле достигла кризисной точки. Местный военкомат, призвав практически всех работников Уралвагонзавода ради досрочного выполнения полученной разнарядки, стал призывать эвакуированных специалистов. Потребовалось личное вмешательство наркома танковой промышленности В. Малышева, чтобы остановить этот разрушительный для флагмана танкостроения процесс: на рабочих завода была наложена «бронь».
Т-34 стал самым массовым танком Второй мировой. А ведь налаживать его производство приходилось в тяжелейших условиях войны, когда все силы отдавались фронту и не хватало элементарного. Но наш Левша, как известно, даст фору любому Гансу. Т-34 выиграл бой и по технологии производства. Вот только несколько цифр. Немецкая промышленность выпустила в 1944 году 7.982 танка, советская — 16.923. На производство одного Т-34 затрачивалось 5.100 чел./час., а вот на Pz. Kpfw V («Пантера») — 150.000 чел./час., на
Pz. Kpfw VI Ausf. H («Тигр») — и вовсе 300.000 чел./час. Как говорится, почувствуйте разницу.
В книге прослежен весь путь тридцатьчетверки — от чертежей до результатов боевого применения. Именно после осмысления столь информационно насыщенного материала приходишь к пониманию цены Победы.
В заключение стоит отметить прекрасное полиграфическое исполнение издания. Книга прекрасно оформлена и содержит большое количество отлично выполненных фотографий, схем, чертежей и справочного материала. Специалистам еще предстоит оценить уникальные архивные материалы, многие из которых опубликованы впервые. Стоит поблагодарить за это сотрудников Российского государственного архива экономики, Нижнетагильского городского исторического архива, музейного комплекса «ПО «Уральский вагоностроительный завод».
У вышедшей книги, на наш взгляд, есть только один существенный недостаток — тираж, который составляет всего 4,5 тыс. экземпляров. Новая книга просто обречена стать уже в ближайшее время раритетным изданием.