Красная звезда | Алексей Венцловский | 19.11.2005 |
— Господин министр, вы довольны результатами встреч в Москве?
— Российско-индийское военное сотрудничество уникально, поскольку наше взаимодействие в политической, экономической и военной сферах вышло на очень высокий уровень. Индия является самым большим импортером военного оборудования, платформ и вооружений из России, и такое сотрудничество будет только расширяться в дальнейшем.
— Ваш визит в Москву состоялся вскоре после того, как вооруженные силы России и Индии провели совместное военное учение «Индра-2005». Какие выводы из него сделаны для развития военного и военно-технического сотрудничества между Индией и Россией?
— Во-первых, надеюсь, что следующее учение пройдет уже в России в течение 2006-го или 2007 годов. А в целом хотелось бы отметить, что «Индра» дает нам возможность строить сотрудничество между военными организациями двух стран и тем самым не только отражать развитие наших вооруженных сил, но и давать им возможность учиться друг у друга.
— Говоря о военном и военно-техническом сотрудничестве наших стран, не могли бы вы сказать, какое место в перевооружении индийских вооруженных сил отводится предприятиям российского оборонно-промышленного комплекса? Особенно если учесть перспективы оснащения индийской армии и флота новыми видами вооружений и военной техники?
— Я не думаю, что можно детально обсудить в таком коротком интервью оборонную политику Индии и ее долгосрочные перспективы. Наша основная цель, и это касается любой другой страны, заключается в том, чтобы иметь такие армию и флот, которые смогут эффективно защищать индийские наземные и морские границы и, кроме того, морские пути, по которым осуществляется торговля и поставка энергоносителей. У нас протяженная граница с Китаем и Пакистаном с имеющимися там проблемами в вопросе обустройства этих границ. В северо-восточных частях страны, на границе с Мьянмой, существуют даже повстанческие движения. Длинная граница по побережью и протяженная экономическая зона, особенно в свете открытия новых месторождений газа в ней, тоже нуждаются в защите. И все это ложится на плечи вооруженных сил. Которые, к слову, сыграли важную роль при ликвидации последствий природных катастроф, таких как цунами в Индийском океане и землетрясение в Пакистане и Индии.
Россия при этом остается главным поставщиком Индии в оборонной сфере. Недавнее приобретение авианосца «Адмирал Горшков» и танков Т-90 только подтверждает это. В будущем мы перейдем от отношений «покупатель — продавец» к совместному производству и продаже товаров военного назначения. Ракета «Брамос», например, разработана совместно, и по этому образу мы будем работать и далее. При этом не сомневаюсь, что Россия продолжит играть лидирующую роль в оборонном секторе Индии, потому как наши отношения основаны на глубоком доверии и ответственности. Тем более что в оборонной сфере надежность партнера имеет фундаментальное значение, а здесь Россия проверена временем.
— Оборонная политика страны включает и такой аспект, как сотрудничество национальных вооруженных сил с армиями других государств. Какому направлению в этом отношении военно-политическое руководство Индии уделяет больше внимания: глобальной борьбе с международным терроризмом, созданию военно-политических союзов или сотрудничеству «по мере необходимости»?
— Международный терроризм является очень серьезным вызовом для многих стран. Борьба с ним по своей природе должна быть всесторонней как в рамках ООН, так и при двустороннем и многостороннем сотрудничестве стран. Индия поддержала всестороннюю Конвенцию ООН против международного терроризма, и мы надеемся, что она будет одобрена в ходе нынешней сессии Генеральной Ассамблеи ООН. При этом каждая нация должна быть ответственна за те действия, которые она предпринимает в сотрудничестве с международным сообществом для ликвидации этой угрозы. А торговля наркотиками и отмывание денег, обеспечивающие террористов средствами на существование, также должны находиться под контролем.
Кстати, когда мы говорим о глобальной борьбе против международного терроризма, вовсе не обязательно, что имеется ввиду использование военных средств, в том числе не только на национальной территории того или иного государства. Эта проблема должна решаться в значительной степени политическими и законными средствами, посредством активизации сотрудничества между правительствами и разведывательными агентствами. Причем таким образом, чтобы эти действия не привели к росту количества обвинений в использовании двойных стандартов.
— В настоящее время вооруженные силы многих стран переквалифицируются на борьбу с терроризмом. Между тем любая армия, как известно, предназначена в первую очередь для отражения нападения извне, а в антитеррористической борьбе необходимо задействовать преимущественно подразделения полиции и спецназа. Какие в этом свете планы имеет военно-политическое руководство Республики Индия? На что в настоящее время делается упор в боевой подготовке войск: на подготовку к проведению антитеррористических мероприятий или на масштабные общевойсковые боевые действия?
— В первую очередь наши вооруженные силы отвечают за оборону страны и безопасность ее внешних границ. Но в течение многих лет, и даже сегодня, мы подвергаемся террористической угрозе извне, поэтому наши вооруженные силы неизбежно вовлечены в антитеррористические операции в приграничных районах. То, с чем мы сталкиваемся, можно назвать даже своего рода войной. Между тем, в случае, если армия отойдет от границ, вся ответственность за борьбу с терроризмом ляжет на полувоенные формирования и полицейские силы. А внутри страны, по существу, с терроризмом «имеет дело» полиция. Вооруженные силы же привлекаются по мере необходимости для помощи аппарату внутренней безопасности.
— Хватает ли индийским вооруженным силам денег, выделяемых правительством страны, и какие направления в текущей деятельности ВС РИ приоритетны при распределении бюджетных средств?
— Бюджетные ассигнования на оборону в 2005—2006 годах поддерживались на уровне 830.000.000.000 рупий (около 19 млрд. долларов) или 2,6 процента ВВП страны. По сравнению с прошлым годом, это больше на 7,8 процента. Свыше 58,6 процента бюджета выделено на такие статьи расходов, которые позволяют адекватно увеличивать размеры жалованья и различных выплат в соответствии с инфляцией и другими специфическими требованиями военной службы. Оставшиеся 41,4 процента бюджета выделяются на работы по производству и приобретение по текущим контрактам, в том числе свыше 70.000.000.000 рупий (1,6 млрд долл.) на модернизацию вооружения и военной техники. При этом приоритетами в финансировании армии остаются боевая подготовка и организация нормальной жизнедеятельности войск, модернизация и приобретение вооружения и военной техники, а также обустройство пунктов постоянной дислокации.
— Есть мнение, что некие третьи силы хотят вытеснить Россию из Азии, уменьшить ее участие в региональной политике. В частности, с целью «охладить» ее отношения с Индией…
-Я не знаю, какие третьи силы вы имеете в виду, и не вижу возможностей для того, чтобы такую сильную и большую страну, как Россия, могли вытеснить из регионов, где законно присутствуют ее интересы. Нашим двум странам ясно, какого уровня и в каких пределах должны быть их двусторонние отношения. При этом хочу подчеркнуть, что мы — стратегические партнеры. Это партнерство базируется на постепенном сближении долгосрочных интересов. К тому же, то, что Индия и Россия поддерживают постоянные и нерушимые дружеские связи в течение более чем пятидесяти лет, вовсе не является примером в отношениях двух любых других больших стран, и это выделяет нас. Но я не думаю, что чьи-то усилия, направленные на укрепление взаимовыгодного сотрудничества с Индией или регионом, если они следуют интересам мира и стабильности, нанесут ущерб индийско-российским отношениям.
— Насколько тесными, по вашему мнению, могут стать отношения Индии, России и Китая, особенно если учесть, что в этом году состоялись российско-китайское и российско-индийское учения. Возможно ли создание тройственного союза Дели — Москва — Пекин, о чем сейчас много говорят? И насколько это может отразиться на деятельности Шанхайской организации сотрудничества?
— Что касается ШОС, то в 2005 году мы получили статус наблюдателя ШОС, а не полноправного члена. Между тем совместные военные учения Индии и России продолжаются уже несколько лет, а сейчас стали проводиться на суше и на море. Надеемся, что в будущем масштаб «Индры» расширится. В то же время таких учений с Китаем Индия еще не проводила. Этот вопрос пока даже не поднимался. Тем не менее, политические, экономические и военные отношения с Китаем улучшаются. В последнее время увеличился объем двусторонней торговли, а посланники двух стран сели за стол переговоров для обсуждения вопросов по пограничным проблемам.
К слову, на индийско-китайской границе есть так называемая линия контроля, где мы все чаще осуществляем «меры доверия» с целью улучшения наших отношений. Например, по обе стороны границы отмечаются государственные праздники обеих стран и проводятся совместные спортивные соревнования. А летом этого года Индию посетил премьер-министр Китая, и по ряду проблемных вопросов наметилось существенное продвижение. Поэтому диалог будет продолжаться. Правда, что касается «тройственного союза», то еще рано говорить о таком уровне сотрудничества на военной основе. Это только начало наших взаимоотношений, ведь сразу всего не бывает.