Русская линия
Красная звезда Дмитрий Юров18.11.2005 

К вопросу о медвежьих углах

В командовании Ракетных войск стратегического назначения прошло плановое совещание с главами закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) с участием командующего РВСН генерал-полковника Николая Соловцова, командующих ракетными объединениями и соединениями, на территории которых расположены ЗАТО. Основными целями данного мероприятия были рассмотрение вопросов, связанных с завершением передачи в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения ЗАТО, и путей их решения, а также перспектив развития каждого образования и вопросы их упразднения.

«Сегодня отсутствие конкретных решений по целому комплексу проблемных вопросов, связанных прежде всего с реформированием ракетных соединений, и потеря этими военными городками статуса ЗАТО вызывают повышенную социальную напряженность среди населения, что привело к всплеску протестных выступлений, — заявил во вступительном слове командующий РВСН. — Все это негативно влияет на боевую готовность и на морально-психологический климат в частях и соединениях».
В настоящее время в РВСН насчитывается 14 ЗАТО. Местные администрации, которые финансируются из федерального бюджета, в том числе отвечают за эксплуатацию жилого фонда городков и отселение граждан, потерявших связь с Минобороны России. По словам генерал-полковника Николая Соловцова, целевое финансирование ЗАТО из федерального бюджета позволяет эффективно и независимо от бюджетов регионов, в которых дислоцируются ракетные дивизии, решать многие социально-бытовые проблемы людей, в чьих руках находился ключ от ядерной кнопки, и членов их семей. Уровень финансирования таких военных городков, где существуют ЗАТО, оказывается на порядок выше, чем остальных военных городков РВСН, финансируемых по линии Минобороны России. Например, дотация из федерального бюджета ЗАТО Сибирский Алтайского края составила 102 млн. рублей, субвенции на отселение — 48,6 млн. рублей, субвенции на капитальное строительство — 50 млн. рублей. Для сравнения можно привести и такие цифры. В 2005 году дотации из федерального бюджета только 6 ЗАТО, которым на баланс были переданы фонды, составили 397,9 млн. рублей. В то время как на содержание казарменно-жилищного фонда остальных ракетных городков, где нет ЗАТО, выделено менее 250 млн. рублей. Логично, что разное финансирование подразумевает разные возможности по содержанию и развитию фонда.
В 2000—2003 годах выведены из боевого состава и сокращены 41-я рд (г. Алейск, Алтайский край), 4-я рд (г. Дровяная, Читинская область), управление 53-й ра (г. Чита). При этом военные городки организованно переданы войскам Сибирского военного округа, отселены свыше семисот семей военнослужащих, в целом затраты Минобороны России на проведение ликвидационных мероприятий составили свыше 1,2 млрд. рублей. В ближайшей перспективе подлежат упразднению ЗАТО Кедровый Красноярского края, где градообразующий объект расформирован с 1 июня 2004 года, и ЗАТО Локомотивный Челябинской области, где градообразующий объект подлежит расформированию к 1 декабря 2005 года. До 2010 года планируется ликвидировать еще несколько ракетных дивизий и других войсковых структур. Связано это с дальнейшей оптимизацией боевого состава РВСН.
Как подчеркнул командующий РВСН, практика предыдущей работы показывает, что в случае передачи военных городков ракетчиков другим структурам Минобороны России или в ведение других министерств и ведомств сохраняются не только сами фонды городков, но и, что не менее важно, соблюдаются интересы проживающего в них населения. В противном случае при нынешнем несовершенстве нормативно-правовой базы и существующих подходах к расформированию ракетных соединений и баз хранения обеспечить создание новых рабочих мест для населения высвобождаемых военных городков, поддержание устойчивого функционирования их жилой и социальной инфраструктуры оказывается проблематичным.
Касаясь ситуации в тех ЗАТО, где уже расформированы соединения РВСН, командующий сообщил, что обстановка в целом управляемая, но существует ряд серьезных проблем, которые требуют решения на правительственном уровне. Так, Минэкономразвития России разработан проект постановления Правительства РФ «О порядке создания и упразднения закрытых административно-территориальных образований», который рассмотрен в заинтересованных министерствах. Принципиальная позиция Минобороны России в данном вопросе — подготовку проекта постановления правительства по плану мероприятий периода адаптации упраздняемого ЗАТО к функционированию в режиме обычного муниципального образования в составе субъекта Российской Федерации возложить на субъект РФ, а не на федеральный орган исполнительной власти, по роду деятельности которого создано ЗАТО. Однако данный проект пока не обрел своей конкретной юридической силы.
Также заблаговременно проведенный анализ проблемных вопросов, связанных с ликвидацией ракетных соединений, показал, что все сокращаемые ракетные соединения являются градообразующими, удалены от промышленных центров, не имеют собственных производств, способных трудоустроить население, следовательно вывод войск и отсутствие рабочих мест породят безработицу и резкий спад благосостояния населения образований.
По инициативе командования РВСН и Минобороны в 2003 году была создана Комиссия Правительства Российской Федерации по решению проблем закрытых административно-территориальных образований, в компетенцию которой вошли решение вопросов нормативно-правового регулирования деятельности ЗАТО, а также разработка предложений по вопросам государственной политики в области их развития.
Планировалось, что в числе прочих вопросов она проработает на правительственном уровне программы создания промышленного производства на базе высвобождаемых военных городков с учетом региональных особенностей, сохранения статуса ЗАТО на переходный период 3−5 лет после вывода войск РВСН в целях создания на имеющихся фондах высокотехнологичных производств и перехода муниципальных образований на самоокупаемость, а также подготовит проект изменения статуса выпускаемых ГЖС, расширив круг лиц, имеющих право на участие в программе «Государственные жилищные сертификаты». Особенность нынешней ситуации в том, что для отселения из ЗАТО граждан, утративших связь с армией, действующие нормативные правовые акты в области подпрограммы можно применить лишь ограниченно. Так, включению в списки на получение сертификатов подлежат только лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий или не обеспеченные жильем. В то время как проживающие в ЗАТО граждане, обеспеченные там по социальным нормам, не имеют права участвовать в программе, вопросами их отселения обязана заниматься администрация ЗАТО за счет лимитов денежных средств, выделяемых в качестве субвенций из федерального бюджета. А они невелики.
Однако в связи с реорганизацией Правительства РФ комиссия была упразднена и часть принятых решений осталась нереализованной, в том числе по отселению из ЗАТО.
Показательна в данном вопросе ситуация, с которой пришлось столкнуться при ликвидации базы хранения в ЗАТО Кедровый Красноярского края. Высвобождаемые при расформировании этого образования казарменно-жилищный и специальный фонды не были востребованы ни в интересах Минобороны России, ни в интересах других федеральных министерств и ведомств, поэтому командование РВСН столкнулось с целым комплексом вопросов, связанных с определением дальнейшей судьбы высвобождаемого военного городка и проблемами обеспечения социальных прав военнослужащих и членов их семей.
В ЗАТО Кедровый были переданы с баланса на баланс все расположенные в бывшем военном городке фонды (62 здания и сооружения). В том числе и те, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации передаче не подлежали (штабные, казарменно-складские, госпитальные, гаражные и другие здания и сооружения), что и позволило организовать создание новых рабочих мест на территории ЗАТО.
Кроме того, на протяжении 2002−2004 гг. для распределения командованию гарнизона были выделены 102 квартиры и оформлено 340 государственных жилищных сертификатов на основании предоставленных списков кандидатов для приобретения жилой площади по избранному месту жительства. Принятые меры позволили обеспечить жильем военнослужащих, подлежащих увольнению (уволенных) с военной службы в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, не обеспеченных жилой площадью по месту службы.
Тем не менее в условиях отсутствия законодательной базы, регламентирующей упразднение ЗАТО, проект указа Президента РФ «Об упразднении ЗАТО Кедровый Красноярского края» до настоящего времени не согласован субъектом Российской Федерации, администрацией Красноярского края ввиду невыполнения поручения Правительства РФ от 23 апреля 2004 года N АЖ-П11−2927 в части отселения всех бывших военнослужащих из ЗАТО. На выездном совещании 22 сентября 2005 года администрация края предложила рассмотреть проект указа в первом полугодии 2006 года. Предусматривается осуществить отселение в 2006 году, в том числе за счет средств федерального бюджета, выделяемых ЗАТО Кедровый.
С аналогичными проблемами, по прогнозам, придется столкнуться и в ЗАТО Локомотивный. Несмотря на то что на сегодняшний день там произведено отселение всех нуждавшихся в обеспечении жильем по линии Минобороны, в очереди на отселение из ЗАТО находятся около 500 семей бывших военнослужащих. Сейчас подготовлены соответствующие документы на безвозмездную передачу госпиталя, бассейна, казарменной зоны и других объектов администрации ЗАТО для последующего создания на этих объектах новых рабочих мест под гарантию отселения этих людей из ЗАТО по избранному ими месту жительства.
Еще одна проблема — невысокая инвестиционная привлекательность фондов многих ЗАТО и городков, подлежащих реализации. Так, например, за исключением фондов расформированного Пермского военного института, взамен которых от инвестора войска получили 385 квартир в различных регионах России, те же ЗАТО Кедровый и Локомотивный интереса у потенциальных инвесторов не вызвали. Отчасти это обусловлено их значительной удаленностью от областных центров. На очереди — вопрос с высвобождающимися специальными фондами костромской дивизии, которые пока также не находят своих претендентов.
В заключение можно сказать и вот о чем. В соответствии с Федеральным законом N 131 от 6 октября 2003 года с 1 января 2006 года ЗАТО будут являться муниципальными образованиями со статусом городского округа и их финансирование будет осуществляться через бюджеты субъектов Федерации. И изменение существующего порядка финансирования ЗАТО, по словам генерал-полковника Николая Соловцова, не может не вызывать определенную тревогу. Если при прежнем порядке уровень финансирования ЗАТО, где проживают люди, непосредственно связанные с ядерным оружием, вполне обоснованно оказывался гораздо выше, чем уровень финансирования обычных муниципальных образований в регионах, то как все сложится с изменением этого порядка, дойдут ли эти деньги, поступающие через администрации регионов, в полном объеме до глав ЗАТО, пока остается только гадать.

http://www.redstar.ru/2005/11/1811/201.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика