Красная звезда | Александр Пинчук | 17.11.2005 |
В управлении безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ начался сбор, участники которого рассмотрят направления профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий с воздушными судами государственной авиации России. В сборе приняли участие первый заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Белоусов, заместитель главкома ВВС генерал-полковник Александр Зелин, начальники авиационных служб других министерств и ведомств, а также представители Казахстана и Армении.
Так уж повелось, что любое авиационное происшествие вызывает повышенный общественный резонанс. Это и понятно, ведь авиакатострофы уносят не одну человеческую жизнь, а инциденты с военной авиатехникой и вовсе стоят в особом ряду. Достаточно вспомнить «эпопею» с падением нашего Су-27 на территории Литвы, потерю стратегического ракетоносца Ту-160 и т. д.
Выступивший перед участниками сбора первый заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Белоусов подчеркнул, что по сравнению с прошлым годом ситуация с соблюдением мер безопасности несколько улучшилась. В 2005 году в государственной авиации РФ произошло 16 авиационных происшествий, в авиации Министерства обороны — восемь подобного рода аварий и одна катастрофа. В авиации РОСТО — две аварии и четыре катастрофы, среди которых вопиющий случай, когда летчики этой организации при выполнении пилотирования вертолета Ми-2 находились в состоянии алкогольного опьянения. Винтокрылая машина потерпела аварию неподалеку от больницы, когда пилоты хотели совершить маневр и задели ЛЭП.
У всех еще свежи в памяти недавние аварии. 12 мая по вине летчика Командования специального назначения был потерян МиГ-29. С целым рядом нарушений столкнулась комиссия по расследованию падения Су-27, пилотируемого майором Валерием Трояновым. Данный случай, по словам генерал-полковника А. Белоусова, стал из ряда вон выходящим; 9 ноября с.г. министр обороны России Сергей Иванов вынес взыскания ряду должностных лиц 6-й воздушной армии. 5 сентября произошла авария Су-33 — при посадке на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» оборвался трос аэрофинишера. Летчик, проявив профессионализм и хладнокровие, успел катапультироваться, что называется, в последний момент.
К сожалению, в авариях большое место занимает пресловутый человеческий фактор. Завышенная самооценка некоторых летчиков, низкий уровень подготовки и натренированности оказывает им зачастую медвежью услугу. Как справедливо заметил начальник службы безопасности полетов авиации ВС РФ генерал-майор Сергей Байнетов, пренебрежение требованиями служебных документов недопустимо.
Безусловно, большинство причин авиационных происшествий связаны с износом авиатехники и недостаточным финансированием. Здесь формула проста: чем меньше летаем, тем больше предпосылок к авариям и катастрофам.
Накопленный опыт таких сборов, а они проходят в пятый раз, позволит выйти на качественно новый этап. Необходимо принятие концептуального документа в отношении обеспечения безопасности полетов всех министерств и ведомств в России и странах Содружества. Кроме того, генерал-майор Сергей Байнетов отметил, что его служба — не прокуратура, и главная задача — не привлечь человека к уголовной ответственности, а профилактическая работа по предупреждению авиационных происшествий.
Что же лежит в основе безопасности полетов? Ответ более чем однозначен: строгое соблюдение руководящих документов, личная ответственность должностных лиц, отвечающих за организацию и обеспечение полетов, а также повышение качества летно-методической и профилактической работы по предупреждению аварийности. Необходимо усилить контроль за проведением летных меро-
приятий, своевременно вносить изменения в летную документацию и наставления, учитывать все опасные факторы, присущие данному периоду года при проведении полетов. Генерал-полковник Александр Белоусов потребовал ужесточить требования к летно-инструкторскому составу по знанию эксплуатационных ограничений, порядку и правилам эксплуатации авиационной техники.
В качестве положительного момента была отмечена позитивная динамика по обмену опытом работы авиации между министерствами и ведомствами, в структуре которых есть авиационная составляющая. Как отметил генерал-полковник А. Белоусов, наша общая задача — неукоснительное выполнение Воздушного кодекса.
Участники сбора выработают конкретные предложения по соблюдению мер безопасности полетов воздушных судов государственной авиации в Российской Федерации, совершенствованию методик надзора за деятельностью авиационного персонала, организации расследований авиационных происшествий и инцидентов.