Красная звезда | Ярослав Ястребов | 17.11.2005 |
Но авторы фильма решили по-иному. Видимо, этого требовали интересы дела, и получилась бьющая в глаза подмена. Причем и других подмен хватает. Хотелось бы узнать, к примеру, почему военные контрразведчики изображены столь враждебно (другое определение трудно подобрать)? Наверное, авторы фильма не знают о работе германской и прочих разведок в нашем тылу и на фронте? И даже не слышали об особом полке «Бранденбург», который в июне-июле 1941 года доставил нам немало хлопот. Мы тогда понесли большие человеческие жертвы и от действий диверсантов.
Кстати, уже после первых минут фильма, когда мы видим подводников, задыхающихся от отсутствия кислорода в подлодке, лежащей на грунте рядом с немецкой базой в засаде (это начало рассказа о Маринине), нам показывают двух «самострелов» на суше. Бывший уголовник объясняет молодому матросу, что тот не должен служить на подводном флоте и, уговаривает на «самострел». Их и ловят чекисты. «Самострелов», как известно, расстреливали, причем часто — перед строем. Необходимость поддержания железной дисциплины на войне хорошо известна. Так что смершевцы были бы совершенно правы, расстреляв наивного парнишку-«самострельщика». Расстреливали своих трусов и дезертиров во время войны во всех армиях мира. А майор «Смерша» пощадил юнца, хотя и использовал затем в своих целях.
Если речь пошла о типичных случаях, то хотелось бы найти хоть одного офицера, перед которым в ходе служебного разговора другой офицер… мыл (или парил) бы ноги! Да еще в своем служебном кабинете за рабочим столом! И дело не в том, что у одного было морское воинское звание капитан-лейтенант (к слову сказать, у реального Маринеско звание как раз было капитан 3 ранга), а у другого — майор (расчет на гражданских, которые не знают, что разница невелика). Дело в том, что в Советской Армии кадровый офицер не посмел бы так нарушать правила приличия, а другой — позволять ему подобное хамство.
В фильме чекисты изображаются просто чудовищами. У создателей ленты какая-то патологическая неприязнь к органам госбезопасности, без которых не может функционировать ни одно государство. Понятно, что были всякие люди, но не стоит забывать, что пик репрессий, существенно затронувших и НКВД, пришелся на 1937 — 1938 годы. А в фильме изображается уже война.
К слову сказать, в 1943 году немцы так перекрыли своими противолодочными средствами Финский залив, что ни одна из подлодок, ушедшая на прорыв в Балтику, назад не вернулась. Это все были ведь сослуживцы Маринина (реальный Маринеско стал командовать С-13 как раз в 1943 году). И этих людей никаким чертом было не испугать. Ведь и любовная история Маринина (и подлинного Маринеско) происходит от полного отсутствия страха перед наказанием.
Самая «замечательная» сцена — допрос мальчика-«самострельщика». Нужно обладать недюжинной фантазией, чтобы придумать такое. Сам допрос как допрос. Даже никого не бьют. Но при майоре госбезопасности за спиной допрашиваемого сидит какая-то личность в форме рядового и что-то ест со смаком. Это чудище не просто жрет какую-то тушенку и громко чавкает, но еще и с расстегнутым воротом гимнастерки. Более того, гимнастерка расстегнута чуть не до пупа.
Сюжет, как и положено, выстроен на конфликте. Между чекистом-майором и Марининым. Но реальный Маринеско действительно был повинен в том, что, когда его нашли со срочным приказом, он остался с любовницей, «послав» всех очень далеко.
Тут-то и возникает противоречие жизни с фильмом. Маринеско стал героем, возможно, и потому, что у него был кураж. Это был лихой моряк, ставший легендой. Это был «морской волк», любивший жизнь и… войну. Он уходил в походы почти как на любовное свидание. Его по заслугам и «гнобили», и… посылали на боевые задания. Он — сможет.
Прорваться через немецкую противолодочную оборону могли самые искусные и удачливые. Не случайно в фильме гибнет со своей подлодкой командир Галиев. Немцы все делают профессионально. И борьбу с подлодками противника они вели мастерски. Правда, после выхода Финляндии из войны в 1944 году советским подводникам стало полегче. Но погибать они не перестали.
Драматическая история гибели подлодки Галиева — одна из сильнейших в фильме. Галиев — парень из простого башкирского села. Это красивый, настоящий офицер флота. Непонятно только, почему другие боевые офицеры ВМФ ведут себя совершенно иначе. Празднование очередной победы Маринина перерастает в пьянку, на которой некоторые офицеры ведут себя, мягко говоря, неадекватно. И это в присутствии командира, который даже не реагирует на эксцессы. Конечно, могут возразить, что не нужно, дескать, идеализировать советский Военно-Морской Флот. Понятно, бывает в жизни всякое. Но не всегда и не везде. Морских офицеров, кстати, всегда отличали выправка и подтянутость, особая стать, особые взаимоотношения со старшими и равными.
Возможно, и не стоит этого делать, но прошлое (к примеру, у тех же американцев) чаще всего приукрашивают. У нас иное. У нас, видите ли, любят правду. Считают, что ее наконец-то можно донести до зрителя без цензорских изъятий. Но тогда почему Маринин, а не Маринеско? Потому что кино. Так при чем здесь «правда», если киноиндустрия — «фабрика грез»? И если «правда», то зачем приписывать главному герою потопление вражеского корабля чуть не в каждом походе? Маринеско потопил четыре транспорта, включая «Вильгельм Густлоф». Это достаточно много. Понятно ведь, что на войне наши подводники не только охотились за вражескими судами, но и решали массу других боевых задач.
Однако стоит сказать и о хорошем. Все-таки фильм получился, и молодежь соприкоснется с еще одной важной страничкой войны, научится глубже понимать трагизм и величие подвига наших людей. У многих зрителей, наверное, возникает ком в горле во время сцены прощания на пирсе невесты Галиева с его… личными вещами. Это все, что осталось от любимого человека. Но эти вещи ей не отдадут — не положено. Она всего лишь невеста, а чемоданчик погибшего моряка отправят к его родственникам в Башкирию. Невеста-вдова молча уйдет. Вот и все…
А как эффектно сработана атака подлодки Маринина вражеским эсминцем! Глубинные бомбы несут смерть, и кажется, что на этот раз морякам не спастись (некоторые и погибают). Драматизм боя весьма и весьма остро воспринимается зрителем. А это очень важно в фильме о войне.
Это замечательно, что отечественные кинематографисты столько внимания уделяют военной тематике. Стоит сказать спасибо создателям и этой ленты. И все-таки, все-таки… Тот, кто знает советское кино, тот помнит, что у нас был свой взгляд на себя и мир. И не нужно сказок, что там в каждом кадре восхвалялся наш особый образ жизни, что советский человек непременно представлялся героем. Мы были очень разными. Такими и остаемся. В жизни и в кино. И далеко не каждому предписана судьба Александра Маринеско. В чем-то счастливая, в чем-то горькая, трагическая. Судьба человека.