Центрально-Азиатский регион продолжает играть ключевую роль на мировом геополитическом пространстве. В последние годы внимание России к нему существенно возросло. Одним из главных наших стратегических союзников в ЦАР продолжает оставаться Таджикистан, где на долговременной основе расположена российская военная база, прикрываемая приданной ей авиационной группой. Недавно там побывал наш корреспондент.
Статус закреплен
В октябре 2005 года 201-я Гатчинская дважды Краснознаменная мотострелковая дивизия, дислоцированная на территории Республики Таджикистан (РТ), изменила свое название и стала военной базой, сохранив за собою прежний порядковый номер. Теперь она именуется 201-й Гатчинской дважды Краснознаменной базой.
Напомним, что этот статус дивизия приобрела в соответствии с договоренностями между Россией и Таджикистаном о создании на территории республики российской военной базы. Это решило вопросы создания правовой основы военного присутствия РФ на территории РТ, а также юридического закрепления территорий, используемых гатчинцами в ходе боевой учебы. Кстати, недавно Государственная Дума РФ ратифицировала соглашение между правительствами России и Таджикистана о составе и организационно-штатной структуре российской военной базы на территории РТ. Данный документ, напомним, был подписан в Москве 16 октября 2004 года.
Вместе с тем изменение статуса не повлияло на характер главной задачи, стоящей перед нашим соединением в РТ, — поддержание стабильности и безопасности в республике и Центрально-Азиатском регионе. Не привнесло особых перемен это и в жизнь самих военнослужащих 201-й.
Самый жаркий полк
149-й Гвардейский мотострелковый Ченстоховский Краснознаменный ордена Красной Звезды полк, расположенный в городе Куляб, не зря называют самым жарким. И не только потому, что он расположен на самой южной окраине СНГ. Дело в том, что кулябский полк наиболее близок к границе с неспокойным Афганистаном и до недавнего времени осуществлял ее непосредственное прикрытие. Однако с уходом российских «зеленых фуражек» с Пянджа были сняты и прикрывавшие наши заставы тактические группы 201-й. И хотя представители Комитета по охране госграницы РТ утверждают, что справляются с главной приграничной угрозой — наркотрафиком — после ухода российских пограничников, по мнению наблюдателей, таджикско-афганская граница стала более прозрачной для наркокурьеров. Об этом же неоднократно заявляли и представители российского Госнаркоконтроля. Главные причины такого положения дел — очень низкая заработная плата таджикских стражей границы, их плохая оснащенность и недостаток опыта.
В целом отношение к российским военнослужащим местного населения очень дружелюбное и теплое. В то же время в Кулябе отмечается рост количества экстремистски настроенных молодых людей, которые, правда, пока что недовольства в адрес наших военнослужащих и членов их семей не выражают. Прежде всего рост числа недовольных жизнью таджиков происходит ввиду многочисленных социально-бытовых проблем и необустроенности большей части местного населения.
Вместе с тем присутствие российских военнослужащих в Кулябе, да и в других районах Таджикистана, дает определенные дивиденды и помогает решению некоторых проблем местных жителей (напомним, что еще два полка 201-й базы находятся близ Душанбе и в Курган-Тюбе). Например, некоторые из них работают в российских частях, где получают солидную по меркам Таджикистана зарплату. Российский военнослужащий — всегда желанный, а главное — платежеспособный гость на местном рынке. Нельзя не упомянуть и о том, что россияне всегда готовы прийти на помощь гражданскому населению и по мере сил защитить мирных жителей от опасности (как это, например, происходило в начале 90-х во время гражданской войны в республике).
Что же касается самого 149-го полка, то здесь полным ходом идет плановая боевая учеба. И с этим, как я убедился, в целом здесь нет проблем. С личным составом регулярно проводятся занятия по огневой и тактической подготовке, изучению материальной части вооружения и техники, вождению боевых машин.
Вместе с тем существуют и некоторые трудности. В частности, не хватает запчастей к технике, большая часть из которой, кстати, прошла еще афганские горы. Не мешало бы обновить и сам парк боевых машин.
Тем не менее здесь нет ни одной неисправной боевой единицы вооружения и техники, а главное — есть солдаты и офицеры, которые весьма умело и бережно обращаются с вверенным им имуществом. Впрочем, как отметил командир 149-го полка гвардии подполковник Юрий Аксенов, хотелось бы, чтобы уровень общеобразовательной и начальной военной подготовки прибывающего по призыву молодого пополнения был выше…
Как известно, жизнь за границей подразумевает некоторые проблемы социально-бытового характера. Большинство из них командованию дивизии и полка решить удается. Например, в сжатые сроки (всего за три с половиной месяца) в кулябском полку была построена школа, которая начала работу с 1 сентября. Организован на территории части и детский садик. Теперь офицерам есть куда пристроить своих детей. Нашлась работа и для жен военнослужащих. Словом, «офицерский тыл» прикрыт надежно, полк в полной мере способен выполнить любую поставленную задачу. Не зря на шевроне 149-го МСП изображена кобра: ее «укус» смертелен для врага. Так же, как это было во время Великой Отечественной войны, при выполнении полком боевых задач в Венгрии, Чехословакии, Афганистане и Таджикистане.
Внимание, антитеррор!
Полигон Ляур находится под Душанбе и принадлежит российской военной базе. Редко выпадает день, когда здесь не увидишь подразделений, вовлеченных в боевую учебу. Вот и на этот раз, прибыв сюда, я наблюдал, как заместитель командира батальона разведки и радиоэлектронной борьбы майор Сергей Трофимов проводил с одной из рот напряженную тренировку. Уже год, как эта рота, на которую возложены задачи по антитеррору, ввиду существующих на сегодняшний день угроз организационно вошла в состав батальона разведки и РЭБ.
Занятия проходили в учебном центре подготовки разведчиков, и прибывшим сюда журналистам действительно было на что посмотреть. По сценарию группа «террористов» захватила больницу и взяла в «заложники» военнослужащих и гражданский персонал госпиталя базы — их изображали переодетые товарищи. После того как об этом стало известно командованию, разведчикам поставили задачу — блокировать «террористов» и освободить «заложников». Вслед за этим разведгруппы, преодолевая многочисленные препятствия, начали скрытное выдвижение в район условного госпиталя (учебного центра). После проведенных разведмероприятий с «бандитами» были начаты переговоры. «террористы» потребовали немедленно предоставить вертолет с экипажем, боеприпасы и 500 тысяч долларов. В подтверждение серьезности своих намерений они расстреляли одного из «заложников», которого изображал манекен, сбросили его с крыши здания и пообещали убивать каждые десять минут еще по одному пленнику. На этом в переговорном процессе и была поставлена жирная точка: при поддержке двух БТР начался стремительный штурм госпиталя, в ходе которого все «заложники» были освобождены, уничтожена большая часть «террористов», а их главарь взят в плен.
Как говорили потом участники тренировки, главной их проблемой сегодня является недостаток специальных средств, которые в случае опасности очень бы пригодились. Что же касается методик по антитеррору, то они активно осваиваются командованием базы и внедряются в жизнь. Причем учебная обстановка максимально приближена к боевой.
Устремленные ввысь
Когда мы прибыли на Душанбинский аэродром, где расположена 670-я авиагруппа, там кипела работа. Недавно сюда были доставлены из России прошедшие капитальный ремонт два штурмовика Су-25, именуемых в обиходе «грачами». Один из них был уже собран, и техники приступили к его так называемой «гидровке» (проверке гидравлических систем и электрооборудования), а второй еще находился в стадии сборки. Здесь же располагались еще два «грача», на которых и летали несколько последних месяцев летчики. Кстати, ранее на аэродроме дислоцировались пять подобных штурмовиков. Однако после майской катастрофы из-за технической неисправности одного из них еще два Су-25 были отправлены на капитальный ремонт в Россию.
Напомним, что по достигнутым договоренностям авиагруппа состоит из пяти самолетов и находится в оперативном подчинении ПУрВО, а непосредственно подчинена главнокомандующему ВВС РФ. Летно-технический состав меняется каждые два месяца.
Несмотря на нескрываемый оптимизм, проблем у наших стражей неба хватает. Например, с выплатой по прибытии в Россию так называемых командировочных. Вместо тех 60 долларов в сутки, которые установлены командированным в Таджикистан российским специалистам, военным летчикам и техникам положено лишь 18. Но даже и эту на две трети уменьшенную сумму не выплачивают вовремя. «Добиться положенных денег порой можно только через суд, да и то неизвестно, когда их получишь на руки. Вот и получается — Родину защищаешь и с ней же потом судишься», — сетуют летчики. Примечательно, что у гражданского персонала авиагруппы (в отличие от летчиков, на которых ложится основной груз забот) — полноценные, а не урезанные суточные. По словам авиаторов, подобное разделение произошло три года назад, после того как экс-премьер Михаил Касьянов (видимо, считая, что доход военных летчиков заоблачно высок) подписал соответствующее распоряжение.
При этом бытовые условия летчиков и техников, мягко говоря, оставляют желать лучшего: помещение казарменного типа с койками в два яруса. Часть офицеров вообще была вынуждена обустроиться на аэродроме в брезентовых палатках.
Не только социально-бытовые трудности влияют на настрой летчиков — есть и более серьезные причины: устаревший парк техники и недостаток топлива, что ведет к снижению уровня подготовки летного состава. Хотя эти сложности ныне остро ощущаются и в других частях российских ВВС, необходимо учитывать, что на таджикской земле авиагруппа находится в постоянной боевой готовности в зоне чрезвычайного положения.
Кстати, вышеупомянутая катастрофа российского штурмовика в Таджикистане 21 мая этого года произошла из-за разрушения пенополиуретана. Для обеспечения взрывобезопасности этим пористым материалом заполнены внутренние объемы топливных баков фюзеляжа, крыла, центроплана и подвесных баков. От старости пенополиуретан начал разрушаться и забил топливные фильтры самолета, что и послужило причиной катастрофы. Кто же из авиаконструкторов думал в былые годы, что сроки эксплуатации штурмовиков, выпущенных еще в конце 80-х годов, будут до бесконечности продлеваться! Ведь по этим срокам им на смену давно уже должны были прийти новые, более совершенные машины (например, штурмовик Су-39, который является модернизированной версией Су-25Т).
С некоторой грустью в глазах смотрят наши летчики, как на фоне таджикских гор один за другим взмывают в небо французские «Миражи» и «Геркулесы». «Вот у этих-то ребят проблем с налетом часов, топливом, новой техникой и социально-бытовыми условиями не возникает. И днем и ночью летают за Пяндж — в Афганистан», — говорит мне один из офицеров. Об этом наши военнослужащие узнают в процессе неформального общения с французами, лагерь которых расположен тоже в душанбинском аэропорту.
И все же пусть старенькие, но исправные и надежные российские штурмовики представляют собой весьма грозное оружие для врага. Совсем немного времени необходимо для того, чтобы стальные птицы в полном боевом снаряжении взмыли в небо и выполнили поставленную задачу.
По себе знаю — жизнь вдали от Родины сахаром не назовешь, но когда говоришь с теми военнослужащими, которые уже много лет прослужили в Таджикистане, понимаешь, что невидимые, но очень крепкие и прочные нити связывают россиян с таджикскими землей и народом. Наверное, для них эта республика — часть некогда мощного единого государства — тоже стала частичкой родной земли, и они готовы ее защищать.
http://www.redstar.ru/2005/11/1611/701.html