Спецназ России | Юрий Нерсесов | 16.11.2005 |
Как мы страдали
Мамут и Шусторович, Прохоров и Кикалишвили, Швыдкой и Эрнст, Ястржембский и Кадыров-младший, Михалковы, Кончаловские и Собчаки явились посмотреть, как Федор Сергеич покажет им горькую правду про окончившуюся в 1989-ом войну. Высокие гости покинули презентацию с чувством глубокого желудочного удовлетворения и эротического оргазма. Ведь, сам режиссер объяснил, что по большому счету фильм не столько про Афганистан, сколько про них самих.
«Забыли всё поколение. Забыли… - плакался Федор Сергеич, допущенному до тела корреспонденту. — И продолжают забывать. Меня — в том числе. Неважно, что я Бондарчук. Хорошо, что в плане финансовом я дистанцирован от кинематографа: хочу — снимаю, не хочу — не снимаю. А забыли нас всех — тех, кому 35−40 лет сегодня. Мы существовали, мы выживали в этой стране семьдесят лет. Семьи аристократов, семьи великих артистов, которым говорили, что в нашей стране не может быть семейственности в искусстве. В архитектуре может быть, в животноводстве или в угледобыче может быть, но не в кинематографе». («Газета», 16 октября 2005 года).
Обидно, да? Никому из потомков семей угнетенных советской властью страдальцев не дали дорогу в высокое искусство! Ни Феде Бондарчуку, ни Мише Ефремову, ни Артему Михалкову, Егору Кончаловскому, ни Денису Евстигнееву, ни Антону Табакову! Всем пришлось по шахтам уголь рубить да в колхозах свиней пасти! О представителях предыдущих поколений и говорить нечего. Всем известно: Кирилл Лавров, Василий Ливанов и Андрей Миронов, не говоря уже о Никите Михалкове пришли в искусство, скрывая от чекистов театральные достижения своих родителей!
Следствие ведет Гоблин
Возмутителем спокойствия стал автор пародийных озвучек популярных боевиков, бывший питерский милиционер Дмитрий Пучков, более известный как Гоблин. Рецензия Пучкова убедительно размазала режиссера по стенке.
Полный текст рецензии опубликован на соседних страницах «Спецназа» в авторской версии. Но некоторые интересные моменты заслуживают отдельного разговора.
В чем основная заслуга Гоблина? Пока профессиональные критики лишь анализировали тонкости мимики артистов и угол наклона камеры, бывалый питерский опер заинтересовался еще и реальными подробностями боя 9-й роты 345-го парашютно-десантного полка на высоте 3234, недалеко от дороги Гардез-Хост.
Заглянув куда следует, Пучков обнаружил, что бой за высоту с четырехзначным номером развивался совсем не как в кино, а с точностью до наоборот. Ни отцы-командиры роту не забывали, ни душманы ее поголовно не вырезали. Из 39 человек, защищавших высоту, пало шестеро, а «духов» положили не одну сотню. Потому что дрались грамотно, при хорошей поддержке артиллерии и вертолетов, а на завершающем этапе и подкрепление подошло.
Но режиссёру было не до подобных мелочей. Взял да и походя вылил бочку дерьма на людей, которым он и в подметки не годится.
Даже в благожелательном отчете о премьере в Екатеринбурге упоминается, мягко говоря, неоднозначная реакция многих участников войны — например, губернатору Громову фильм очень не понравился. Возмущался не только бывший командующий 40-й армией, но и недавний президент Ингушетии Руслан Аушев, и командовавший в 1988 году 345-м полком Валерий Востротин. Подозреваю, скоро этот список изрядно вырастет.
Но, может, не стоит обижаться на художественный фильм, режиссер которого имеет полное право на творческий домысел? Однако сам Бондарчук утверждает, что вытащил на экран чистую правду. «История, которую мы снимали, рассказана бойцами 9-й роты, — бодро вещал Федор Сергеевич почтительно внимающей ему журналистке. — Она про то, как эту роту забыли, когда выходили из Афгана». («Российская газета», 30 октября 2005 года).
Правда, чуть позже, видимо поняв, что заврался, Бондарчук сменил пластинку. В интервью от 17 октября, выяснилось, что бой советских десантников, которые «как идиоты защищали свою Родину» все же развивался по иному, а нам показана «литературная трактовка событий».
Литературная трактовка с точностью до наоборот — это нечто! Глядишь, эдак свой следующий боевичок, господин режиссер посвятит разгрому советской армии под Берлином. Или капитуляции суворовских гренадер перед победоносными турками.
«Бондарчук опустил всю роту…»
Мнение обоих оказалось столь однозначным, что мне пришлось немало потрудиться, чтобы очистить интервью от характерных для народной речи выражений.
Василий Россомахин: Еще до просмотра сразу зацепила реклама, что, мол, первый фильм про Афган. А «Опаленные Кандагаром», «Афганец», «Ущелье духов», «Афганский излом»?
Пошел смотреть, вообще стошнило. Учебка совершенно дурная. Ни сержантов, ни офицеров, один контуженный прапор с уголовными замашками, зато водки хоть залейся и штатная шлюха есть. Хотя обычно, на занятиях так выматываешься, вроде еще и бром давали, что никакого желания не возникает, особенно поначалу…
Сергей Перегородин: Мы, после того как в день по двадцать с лишним километров пробегали, не считая прочего, сначала думали только: как бы отоспаться, а потом привыкли. И выпивали втихаря, и девочек снимали, но чтобы вот так — толпой по очереди одну… Мы ж все-таки, не вертухаи на зоне, где если верить Довлатову, такое процветает. Похоже, Бондарчука на уголовно-лагерной теме клинит. Прапорщик в учебке, чистый урка, прибывают на Баграмский аэродром, там охранники с собаками… Я как раз в Баграме служил, ничего такого не было, а псы были только саперные — мины искать.
Василий Россомахин: И на взлетно-посадочной полосе бочки с топливом, куда подбитый самолет с дембелями врезается! Кто где видел на ВПП такие?
Сергей Перегородин Невозможно там так самолет подбить. Он всегда как взлетал? Сначала идут два вертолета, отстреливают ракеты-ловушки. Потом там же кругами транспорт набирает высоту, а вертушки его продолжают прикрывать.
Василий Россомахин: Потом оружие забавно в фильме выдавали. Приходят солдаты на склад, и им там прямо раздают! Хотя реально на всех получает по накладной старшина. А то выходит не армия, а банда какая-то. Приходи на склад кто хочет, берет чего хочет…
Сергей Перегородин: И дают пулемет ПК с кривым стволом! Так с ним и ходят и в последнем бою из него же стреляют, не подозревая, что к такому пулемету положены сменные стволы.
Василий Россомахин: Да они там вообще бараны баранами. Средь бела дня духи проходят на высоту, их никто не видит, — один пейзаж рисует, другие просто дурью маются. Непонятно, почему их на месте не перерезали.
Сергей Перегородин: Так неинтересно. А «духи» потом свое берут. Идут цепью в атаку, по ним из крупнокалиберного бьют, и еле-еле несколько человек падает. Никогда не слышал, чтобы моджахеды в психические атаки ходили.
Василий Россомахин: Сам не видел, но слышал, что иногда, когда обкуривались, и вправду цепью шли.
Сергей Перегородин: Ладно цепью, а тут почти шеренгой, как колчаковцы из «Чапаева» меньше метра дистанция, да еще из второго ряда какие-то клоуны стреляют.
Василий Россомахин: Зато у нас — детский сад какой-то. Офицер один, хотя реально в том бою их было шесть, и если речь идет даже о неполной роте, — всяко несколько человек должно быть. А тут опять единственный прапорщик Хохол.
И еще бред, прапорщик, продающий оружие «духам», патроны, о чем все знают и молчат. По жизни за такое просто пристрелить могли. У нас только узнали, что один собирается толкнуть даже не духам, а просто байчатам мелким из кишлака, так забили чуть не до смерти! А такого, как в фильме, враз кончили бы, если бы до этого особисты не прихватили. Афганистан — это все же не нынешняя Чечня.
Василий Россомахин: Эти как раз возможно и не кончили бы. Прямо дебильные детишки, постоянно визжат, плачут… Или вдруг начинают стонать, что патронов нет, хотя рядом свои и чужие трупы лежат, бери у кого хочешь. Да еще разместились самым дурацким образом на гребне высотки, наверное, чтобы было лучше моджахедам целиться, и о перемене позиции не думают. Как свалились в одном месте, так и строчат. Конечно, если воевать учились у приблатненного придурка, который только и может зазря руки распускать… Короче, — опустил Бондарчук всю роту. И зря они на него в суд не подают.
За родную нью-йоркщину
Возможно, ему просто наплевать и на Афганистан, и на Россию. Но мне почему-то представляется совсем другое.
Год с небольшим назад у нас с таким же шумом и пылью пиарился другой «патриотический» боевичок «Честь имею». Там прототипом бившегося с супостатами подразделения была 6-я рота 104-го парашютно-десантного полка, которую как раз и уничтожили почти полностью. Но, по странной случайности, у режиссера со сценаристом тоже оказалось иное мнение, и экранный бой завершился вполне победоносно. А почтеннейшей публике сообщили, что с новым президентом мы гидру международного терроризма порвем, как Тузик грелку.
Глядя на эдакие режиссерские изыски, поневоле чувствуешь себя словно в подпольном казино в компании опытных шулеров. Легким движением руки «шестерка» превращается в «девятку», победа оборачивается поражением, а разгром начинает, наоборот, казаться почти триумфом. В компании со «Штрафбатами», «Спецназами», и «Гамбитами» промывание мозгов получается очень недурное. Изо дня в день в зрительские головы вдалбливается, что все прошлые века дурные цари и злобные коммуняки только и делали, что клали солдатиков почем зря, и лишь теперь армия стала лихо мочить всех в сортире. А если замоченные до сих пор то в Москву, то в Назрань, то в Беслан вояжи совершают, так то грубая реальность, не имеющая никакого отношения к высокому искусству шулеров от режиссуры.
Особенно умиляют постоянные заверения Бондарчука и его рекламщиков о скрывающемся за кадром главном злодее фильма. Оказывается, бились бондарчуковские хлопцы с самим Бен Ладеном! То есть защищали не дышащую на ладан дикую «совдепию», а высококультурные Штаты, на которые бородатый изверг впоследствии покусился. Тут уже сразу вспоминаешь еще один снятый по заказу сверху боевик «Личный номер». Там исламские боевики захватывают самолет с радиоактивным грузом, чтобы сбросить его на заседающих в Риме главарей «большой семерки», а президент России заявляет о готовности сбить авиалайнер над собственной территорией, обрушив отраву на головы дорогих сограждан! Очевидно, российское быдло просто обязано жертвовать своими жизнями ради сохранения нежной цивилизации просвещенного Запада.
Та же самая идея подспудно проводится и в «9 роте». О том, что и Бен Ладен и другие моджахеды, тогда были лучшими друзьями ЦРУ и палили по нашим самолетам американскими «Стингерами», в фильме ни слова! И рецензенты с критиками об этом ни слова не говорят, и сам Бондарчук помалкивает в тряпочку, а девушка из «Российской газеты» и вовсе решила историю переписать. Оказывается, страшный «Бен» проходил подготовку «именно в той «учебке», где снималась «9 рота». («Российская газета», 30 октября 2005 года). То есть был, не американским, а советским агентом! За что нам, очевидно, следует до страшного суда каяться перед погибшими 11 сентября 2001 года брокерами и маклерами!
Само собой в фильме тема американского финансирования афганских боевиков замалчивается тотально. Даже офицер в «учебке», не забыв напомнить солдатам о невозможности завоевания Афганистана, обязательный тогда рассказ о происках империализма обходит стороной. И совершенно правильно делает. Иначе фиг нашему гению когда-нибудь «Оскара» дадут, не говоря уже о финансировании следующего блокбастера. Вон режиссер фильма «Полумгла» вопреки сценарию, всунул в картину первоначально не предусмотренную историю с расправой бериевских садистов, над высокодуховными пленными солдатами вермахта и сразу огрёб целую кучу премий!
Думаю, теперь и Федор Сергеевич получит их сколько душе угодно. И за деньжатами и боевой техникой для очередного проекта дело не станет. Ведь, по словам обозревателя подберезового «Коммерсанта» Михаила Трофименкова, «Бондарчуку удалось разрушить фашизоидную мифологию «суперменов-афганцев» («Рulse», октябрь 2005 год).
А такие кадры всегда нарасхват. Не одному же Никите Михалкову учить русских офицеров идти на каторгу ради американских потаскух.