Независимое военное обозрение | Владимир Иванов | 12.11.2005 |
Война цивилизаций
Власти Франции лихорадочно ищут выход из создавшегося положения. В стране введен в действие закон 1955 года, который был принят для подавления восстания в Алжире, бывшей французской колонии. Он позволяет местным административным органам устанавливать комендантский час. На подмогу к 8 тыс. полицейских, брошенным на борьбу с бесчинствующими группировками, мобилизованы 1500 резервистов. Регулярные армейские подразделения пока не привлекаются. Волна беспорядков начинает охватывать и другие страны Европы. В частности, поджоги автомашин, проходящие по сходному с Францией сценарию, были отмечены в Брюсселе, а также в Берлине и Бремене. Эксперты не исключают вероятность того, что волна погромов может прокатиться по всем странам Евросоюза.
В России также внимательно следят за развивающимися событиями и дают им оценку. В частности, председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов заявил журналистам, что «перемирие в „войне цивилизаций“ на европейском континенте прервано». По словам сенатора, «зарево пожаров во Франции высветило проблему, непредвзятому обсуждению которой мешали либо политкорректность, либо просто нежелание включать в повестку дня больные темы. Но факт остается фактом — иммигранты во Франции не то что не ассимилируются, но даже не адаптируются к культуре и быту приютившей их страны». В Москве прозвучало еще несколько суждений по поводу французского мятежа — в основном из уст российских парламентариев, политологов. Но не государственных мужей РФ. Правда, они, похоже, необходимые меры на всякий случай предпринимают.
Так, 8 ноября главнокомандующий Внутренними войсками МВД России генерал-полковник Николай Рогожкин внезапно проинспектировал одну из подчиненных ему специальных моторизованных воинских частей, дислоцированную в Москве, и, как сообщила пресс-служба ВВ, «проверил подготовку военнослужащих к несению службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в столице». Военнослужащие Внутренних войск, как известно, совместно с милицией патрулируют улицы и площади столицы, охраняют станции Московского метрополитена, обеспечивают безопасность при проведении массовых мероприятий, таких как спортивные соревнования, массовые гулянья, демонстрации и митинги.
«В Москве в каждом административном округе имеются такие специальные моторизованные воинские части Внутренних войск МВД России. Ежедневно они получают расчет на выделение военнослужащих для выполнения задач в своих зонах ответственности, которые закреплены за каждой воинской частью. Помимо этого личный состав привлекается к выполнению разовых задач по плану ГУВД Москвы», — сказал генерал-полковник Николай Рогожкин.
По словам главнокомандующего Внутренними войсками, ежедневно на службу по охране общественного порядка в стране заступает до 60% личного состава ВВ в 47 крупных городах, в том числе в девяти — с миллионным населением. С 1 ноября Внутренние войска переведены на усиленный режим несения службы. Но это сложившаяся практика в связи с проведением праздничных мероприятий, пояснил генерал Рогожкин.
Есть над чем задуматься
По мнению российского эксперта по проблемам безопасности Иосифа Линдера, совершенно очевидно, что предпосылки беспорядков во Франции, их переход на Бельгию и Германию появились не сегодня и не вчера, их создавало само государство. Абсолютно не подконтрольная миграция во Францию людей, которые никоим образом не хотели встраиваться в государственную систему, как раз и стала причиной такого исхода социальной напряженности в иммигрантских кварталах Парижа и других городов страны.
Выходцы из Азии и Африки, переселившиеся во Францию, получают достаточно большое социальное пособие — от 600 до 800 евро, и при этом французские власти не требуют от них каких-то действий по интеграции в гражданское общество страны. Любые разговоры политиков на эту тему воспринимались мигрантами как крайняя форма национализма. Когда-то эти настроения должны были привести к социальному взрыву, который мы наблюдаем сегодня. Предместья Парижа давно уже не французские.
Возникает вполне естественный вопрос, полагает Линдер: кто организует и управляет действиями молодых иммигрантов. Первое, что приходит на ум, это исламские экстремисты. На самом же деле подобные вылазки может спровоцировать любая уголовная структура. Многие молодые арабы и африканцы занимаются криминальным бизнесом.
В России подобный поворот событий, считает Линдер, пока маловероятен. Здесь политика в отношении мигрантов несколько иная. Хотя любой бесконтрольный наплыв населения, которое не хочет встраиваться в социальную систему страны проживания, рано или поздно приводит к подобным взрывам. В нашей стране еще нет такого количества социально опасных мигрантов. Однако если в Россию будет разрешен свободный въезд выходцев из Центральной Азии и из любых других стран, которые не могут или не хотят приспосабливаться к новому обществу, то социальные взрывы вполне вероятны.
Когда государство заставляет новых граждан интегрироваться в свою систему, уверен Линдер, таких проблем возникать не может. Кем бы ни был прибывший в страну человек по национальности, цвету кожи или исповеданию, он должен становиться гражданином принявшей его страны и следовать всем ее законам.
В России действуют соответствующие ведомства по вопросам иммиграции. Здесь важно понимать, насколько наше государство сегодня готово к приему новых граждан и какая методология будет поставлена во главу регулирования этих процессов. При этом государство должно строго контролировать потоки мигрантов.
Бывший сотрудник СВР Станислав Лекарев считает, что во Франции идет отработка варианта расовой революции. Этот опыт будет изучаться соответствующими силами, спровоцировавшими выступления молодежных банд, чтобы организовать нечто подобное в любом другом регионе. За всем этим стоят определенные финансовые круги, которые ставят своей целью обретение контроля над экономическими зонами в различных странах мира и в защите своих интересов.
Возможность организации массовых беспорядков во Франции, которая как только не пестует своих иммигрантов, очень знаковое явление, которое должно всех насторожить. Если даже в такой демократической и заботящейся о своих гражданах стране возможны подобные вспышки беспорядков, то что говорить о России, где демократия и гражданские свободы только начали появляться в той или иной пока слабо выраженной форме. Французский опыт вполне может быт перенесен и на Кавказ, и на внутренние регионы РФ, тем более что там есть и нефть, и газ, и многие другие экономически привлекательное вещи.
Политикам есть над чем задуматься, говорит Лекарев. Обойти стороной случившееся и делать вид, что это чисто французская проблема, как это сейчас делают многие европейские страны, просто некорректно. Все это должно быть тщательно проанализировано и проиграно на аналитическом уровне. В противном случае будет невозможно разработать систему мер по профилактике и противодействию подобным явлениям.
Справка «НВО»
Сегодня во Франции насчитывается около 700 общин, в которых компактно проживают выходцы из других государств. Мусульманская община считается самой крупной в Западной Европе. По некоторым оценкам, ее численность — 6−7 млн. человек. 50% из них являются иммигрантами, а остальные родились уже во Франции. Более 60% «новых граждан» прибыли в страну из Марокко, Алжира, Туниса, Португалии и Турции. Основную часть исламских мигрантов составляют выходцы из бывших французских колоний.