Русская линия
Вiйсько УкраiниАрхиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич)17.05.2010 

«Победа в Великой Отечественной войне является свидетельством величия православного духа»

Тема Великой Отечественной войны неразрывно связана с Православной Церковью, и чем дальше во времени удаляются от нас события 1941−1945 годов, тем чаще перед каждым из нас встают следующие вопросы: в чем духовные истоки Великой Победы? Какую роль сыграла Церковь во время войны? В поисках ответа на эти вопросы корреспондент нашего журнала обратился к председателю Совета по вопросам пастырской опеки при Министерстве обороны Украины, председателю Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины архиепископу Львовскому и Галицкому Августину (Маркевичу).

— Ваше Высокопреосвященство, что для Православной Церкви означает дата 9 мая? Какое историческое, моральное и духовное наполнение имеет она для христиан, верных УПЦ?

— Прежде всего, эта знаменательная дата для нас всегда была, есть и будет свидетельством величия православного духа нашего народа — народа-победителя. Украинцы, россияне и белорусы (а именно вокруг них, как вокруг ядра, группировались другие нации и народности Советского Союза) принесли огромную жертву, защищая человечество и его историю. Именно их менталитет, ценности и традиции, пропитанные Православием (и в этом особенность этих трёх народов, которую ярко подтвердили дни военных испытаний) формировали дух всех национальностей. Подчеркиваю, не идеология, а именно православное наследство в ментальности народа было по-настоящему действенным и значимым. И это было чудом, ведь ни для кого не секрет, что после революции и до 1943-го года Церковь была в гонении, её хотели открыто уничтожить — и духовно, и физически. И вот агрессия нацистской Германии (что, кстати, стало неожиданностью и для самих фашистов) открыла всему миру то, что, несмотря отход от веры отцов значительной части советских людей, Православие тайно жило в сердцах многих.

Великая Отечественная война имеет чрезвычайно выразительную духовную символику. Враг словно бы сам подписал себе приговор, напав на нас 22 июня 1941 года — в день Всех святых. Церковь земная тогда объединилась с Церковью Небесной в молитве пред престолом Божиим о спасении земли Русской. Первой, кто призвал к отпору агрессору, была не власть, а Церковь. После того, как стало известно о вероломном вторжении врага, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Старогородский) обратился с посланием к «пастырям и верным Христовой Православной Церкви», провозгласив о благословении Небесной Церкви на всенародный подвиг. Текст заканчивался словами: «Господь нам дарует победу». Народ бросился в ещё действующие храмы, где стали служить особый молебен. Этот молебен служили ещё в 1812 году во время нашествия полчищ Наполеона. А вскоре мир услышал величественную и грозную в своей незыблемой вере в победу песню «Священная война», которая стала гимном народа в Великую Отечественную.

Мы знаем из истории, что в 1943 году Сталин впервые принял делегацию Православной Церкви и дал разрешение созвать Поместный Собор, поскольку тоже понимал, что Церковь в освобождении страны играет отнюдь не второстепенную роль. Тогда же как Верховный главнокомандующий он обратился к слушателям по радио, назвав их всех братьями и сестрами. С той поры наступило облегчение для Церкви.

И, наконец, День Победы. Это был всенародный подъем одновременно и в обращениях к Богу. Молились за тех, кто положил свою жизнь за свободу и будущее, освободил человечество от фашистского плена. В 1945 году день Светлого Христова Воскресения, Пасха, совпал с днем памяти великомученика и победителя Георгия — 6 мая. В ночь со вторника на среду Светлой седмицы (неделя после Пасхи) Германия подписала Акт о безоговорочной капитуляции. Таким образом, долгожданная Победа соединилась с радостью Светлой седмицы. 24 июня на Красной площади состоялся Парад Победы. И надо же так, чтобы Жуков, который как полководец стал символом Победы, принимал парад на белом коне. И имя его — Георгий! Это не случайно, ведь в мире случайностей не бывает. Это духовный знак. Конечно, можно вспомнить, что Жуков был бездушным и жестоким, однако, признаемся, грехом не обделен ни один из смертных.

После войны (знаю по рассказам отца-священника) происходил какой-то чрезвычайно положительный духовный всплеск. Звучали по селам песни, справлялись свадьбы, крестины. Хотя в каждом доме не вернулись отец и сын или брат — каждая семья заплатила высокую цену за Великую Победу, — был чрезвычайно большой духовный подъем, радостное восприятие жизни. Очень высокой была привязанность к Церкви.

— Таким образом, как сказано в исторических книгах Священного Писания, за моральную дикость, преступления против народа Божьего наступает неизбежная кара, а за покаяние и обращение к Богу — помилование и процветания. В годы войны наш народ, почувствовав глубокую скорбь, стал ближе к Богу. Однако были и те, кто выбрал предательство.

— Проблема коллаборационизма у нас никогда не была определяющей. Так, разного рода издания приводят цифры, разнообразные факты о перебежчиках. Однако я с твердостью могу сказать: православный народ никогда не был предателем. Пример: Отечественная война 1812 года, где ярко проявился менталитет простого люда. Они шли в партизаны, организовывали сопротивление, уничтожали продуты питания, чтобы агрессор не получил никакой помощи. А то, что в 1941—1942 годах некоторые пошли в полицаи, это, наконец, было спровоцировано коммунистическим режимом, который навязывал безбожие. Тогда нередко высказывались такие убеждения: «Вот, проклятые большевики! Немцы нам помогут освободиться от вас!» Это был самообман, но в принципе такая мотивация понятна. Хотя лично я её не разделяю. Доказательство тому — семьи моих родителей, которые тоже пострадали от безбожной власти, но никто ни из близких, ни из далеких моих родственников не перешёл на сторону фашистов. По отцовской линии дед погиб на фронте, защищая родную землю, а по матери — на деда пришла похоронка, однако он всё же вернулся домой. Дядя погиб в первые дни войны под Гродно — был пограничником. Отец и другой дядя подростками помогали партизанам. Село Глушковичи Гомельской области, где я родился, значится на карте в музее Хатыни, как-то, что было уничтожено до тла. Моя мать с тёткой вместе с другими односельчанами убежали в лес и чудом спаслись. К счастью, село потом возродилось. Но сколько таких сёл, так и не восстали из пепла … Однако, несмотря на горе, страдания и смерть, наш народ не сломался. Воевал не за коммунистический режим, а за родную землю.

В последние годы прозвучало много обвинений против Сталина, в частности в том, что было пролито море крови. Это так. Но у меня короткий аргумент: где вы видели народ, который вот так мужественно и сознательно был готов жертвовать своей жизнью ради победы? Говорят, их заставляли. Конечно, было и такое. Но сколько зафиксировано фактов, когда люди самоотверженно и жертвенно клали свою жизнь за Родину. Поэтому то, что написано Резуном под псевдонимом Суворова, выдающегося героя-полководца, — кощунство и неправда. Почему бы ему не подписаться Власовым или Геббельсом?

— Однако была ещё и эмиграция. В первые дни войны не только белогвардейские офицеры, но и архиереи приветствовали в своих статьях поход вермахта на Восток. Некоторые считали Третий рейх меньшим злом, чем коммунистический режим, и надеялись на пробуждение духовных сил народа.

— Заметьте, вы правильно отметили, что это было в первые дни войны. А ещё нужно добавить, что это были единичные случаи. В общем, ни священники, ни бывшие царские офицеры, дворяне не были на стороне фашистов. Твёрдый ответ тем, кто соблазнился коллаборационизмом, дал генерал Деникин, в своё время возглавлявший белое движение. Вот его слова: «Мне хотелось бы сказать — не тем, кто продался, с ними говорить не о чем, — а тем, кто искренне ошибается, собираясь в поход на Украину вместе с Гитлером: если Гитлер решил идти, он обойдется без вашей помощи …».

А ещё не стоит забывать: от гражданской войны тогда прошло всего около 20 лет … Вот мы с 1991 года также прожили почти 20 лет, однако от советских штампов отошли не так уж далеко. Тем более, белогвардейцы … А интервал тот же …

Итак, ещё раз отмечу: Победа стала возможной благодаря величию православного духа. И даже несмотря на репрессии и чистки, совершенные сталинским режимом, народ был на стороне Красной армии. К этому призывал дух, который формировался не из деклараций или пропагандистских акций, а рос с раннего детства в родительском доме.

Недавно в прокат вышел фильм Владимира Хотиненко «Поп». Там есть интересный эпизод. Священник, смиренный, любящий ближних человек, отказывается отпевать полицаев, которых убили красные партизаны. На вопрос «почему?», Отвечает коротко: «Это — предатели, иуды». Я думаю, что это отголосок живой истории, которая имела место в Беларуси. Только реальная история была более драматичной. В фильме не было немцев рядом, на священника просто не донесли родственники погибших полицейских. А вот реальность: православный священник в Беларуси, который также отказался отпевать полицейского, потому что тот предал свой народ, сказал это в присутствии немцев. И его расстреляли …

— По канонам этот священнослужитель мог провести богослужебный чин, поскольку христиане молятся и за врагов своих, однако не сделал этого. Почему?

— Это был его личный моральный выбор. Думаю, я поступил бы так же. Церкви не нужно было ориентироваться. Церковь всегда с народом, независимо от того, в духовной пропасти он или на подъеме. Поэтому, когда пришло испытание войной, народ доверился Церкви, поверил в её авторитет и Сталин. В тылу священник вместе с председателем поселкового совета и председателем колхоза были поставлены «на бронь». Так вот, когда с представителями власти всё понятно, то со священником — нет. Это знак того, что даже атеизм, который боролся с Церковью, считал ее за опиум, который мешал советским людям идти к коммунизму, проиграл. И когда случилась беда, Церковь призвали. И её влияние признано. В частности, установлено, что обращение митрополита Сергия к духовенству и всем верным Православной Церкви считать предателем, иудой того, кто будет поддерживать фашистов, нашло широкий отклик в сердцах и душах людей. Казалось бы, засилье большевизма, нажим коммунистической идеологии, но, тем не менее, авторитет Церкви оставался.

— Известны факты, что Церковь помогала фронту не только молитвенно, но и материально. Однако, фактически, в то время религиозные общины были разогнаны, а священники принадлежали далеко не к богатым слоям населения …

— Да, Церковь заботилась о защитниках Родины. Мне рассказывали очень трогательные случаи. Даже после того, как у людей «добровольно-принудительно» забирали всё, что можно забрать, потом шёл ещё и священник (не по указанию, по собственной инициативе), и люди отдавали последнее, то, что хранили как реликвию или же, чтобы не умереть с голоду. Это ещё одна иллюстрация, когда вера подтверждалась делами. Представьте, были и цыгане, и бедняки, и семьи, которые видели много горя. И вот священник обращается в этих тяжелых условиях — братья и сестры, пожертвуйте на фронт. И жертвовали! Часто Церкви доверяли больше, чем официальным учреждениям. Таким образом, появилась эскадрилья Александра Невского и танковая колонна Димитрия Донского. Церковные общины всячески оказывали помощь нашим воинам в концентрационных лагерях, отправляли посылки с теплыми вещами на фронт. Многие из офицеров и солдат, получая эти передачи, вспоминали знакомые с детства молитвы. Точно известно из рассекреченной в последнее время переписи населения 1937 года, что более половины жителей (57%) определяли себя как верующие. В трагические годы войны не только солдаты, но и генералы действующей армии вспоминали богослужения, которые посещали в детстве, обращались к Богу. Верующие православные были даже в ставке Верховного главнокомандующего. По свидетельству очевидцев, маршал Борис Шапошников носил образ святителя Николая и ежедневно молился. Он не скрывал своих религиозных убеждений, часто говорил со Сталиным, многие его советы были приняты. Именно по его рекомендации на смену ему начальником Генштаба назначен Александр Василевский, бывший штабс-капитан Императорской армии, выпускник духовной академии, сын священника и дочери псаломщика. Сохранилась молитва прославленного командарма — защитника Сталинграда Василия Чуйкова, написанная его рукой. Можно назвать и другие имена …

— Есть свидетельства, что и сам Георгий Жуков возил с собой на фронт икону …

— Да, это правда. Есть свидетельства, что иногда он закладывал её под крышу своего «газика». Она служила ему духовной охраной. Впоследствии маршал лично в знак благодарности и почтения передал киевскому Владимирскому собору большую икону Божией Матери. Об этом мне рассказывал отец-священник, которому, в свою очередь, об этом знаменательном факте пересказал знакомый служитель собора — фронтовик. А ещё я знаю случай, когда крестьяне написали Жукову письмо о том, что во время оккупации немцы сняли и вывезли колокола с церкви. И вот в ответ на это Георгий Жуков прислал им целый контейнер с колоколами. Это также факт!

— История хранит немало свидетельств небесного покровительства Русской земли от врагов. Можно ли говорить о таких фактах во время Великой Отечественной войны?

— Верно отметил в своем военном дневнике католический священник Альдо Дель Монте: отвергнутый Бог делал своё правосудие. Россияне искупали своё отступничество, немцы — своё, а итальянцы — своё. Но этот капеллан прозрел и записал, что со временем союзники-немцы с их идеологией, основанной на зверинном инстинкте, начали вызывать у него больший страх, чем враг, который становился всё более понятен в своём стремлении отстоять родную землю. Позволю себе процитировать ещё один эпизод его записей. Поскольку эти строки написаны верующим человеком, их можно считать вполне достоверными. Речь идёт о битве за Москву. Попутно напомню, что началась она 5 декабря. А 6-го, когда Церковь праздновала память святого благоверного великого князя Александра Невского, под ударами наших войск немцы начали панически отступать. Так вот что пишет капеллан, служивший в итальянской армии, союзной немцам: «… Однажды ночью, во время возобновления боевых действий, когда машины должны были ринуться в последнюю атаку на город, немецкие части вздрогнули от ужаса. Неожиданный скачок температуры превратил трассы в ледовое бездорожье, прибил к мерзлой земле и людей, и танки. Осознав это, немцы почувствовали растерянность, граничащую с ужасом; принимались отчаянные, нечеловеческие усилия, чтобы продолжить движение. Все бесполезно … В ответ — тишина: колеса не крутятся. … Разве не видно руки Божией в том, как неожиданно и бесповоротно отказали машины перед тайными силами природы? И почему люди не умеют прозревать этот лик Бога, который величаво идёт на крыльях бури?».

Это свидетельство Божьей милости к нашему народу. А ещё — ответ тем, кто хочет унизить подвиг наших солдат под Москвой, объясняя поражение немцев «неожиданными» морозами. Победу одержали люди, которым помог Бог. И случаев небесного заступничества много. В частности, сохранены свидетельства фронтовиков о явлении Божией Матери во время обороны Сталинграда, в ходе битвы на Курской дуге… Рейх с его фактически новейшей оккультной религией стремился к мировому господству, но потерпел полный крах!

— И в завершение. Как Вы относитесь к попыткам переоценки характера войны, её итогов, которые в частности делаются и в Украине?

— Реальность различного отношения к войне на западе и востоке Украины воспринимаю как трагедию. Для меня — герои Ватутин, Ковпак, Кожедуб. Как с ними можно уважать Бандеру? На Западе говорят, что советские воины были оккупантами … Эта позиция недопустима. Доходит до того, что возникают инициативы по ликвидации памятников и мемориалов воинам-освободителям … Куда ведёт такой путь? К беспамятству! Одновременно возникает вопрос: на каких именах, учитывая историческое различие между западом и востоком нашей страны, воспитывать подрастающее поколение? Уверен: здесь нельзя брать сомнительные имена регионального масштаба, которые по-разному оцениваются и у нас, и за пределами страны. Имена героев должны быть абсолютно авторитетными. Александр Невский, Федор Ушаков — вот бесспорные авторитеты у наших соседей — россиян. Чтобы нам добиться понимания по этому важному вопросу, следует пройти через продуктивный диалог. А до этого каждой из его сторон следует посмотреть на собственные тёмные пятна истории. То есть путь к примирению лежит через покаяние.

Беседовал Руслан Ткачук

http://www.vu.mil.gov.ua/index.php?part=article&id=944

Перевод с украинского — Русская линия


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru