Независимое военное обозрение | Артур Блинов | 15.10.2005 |
Важные сдвиги произошли в позиции даже тех американцев, что служат политической базой Республиканской партии. Люди, настроенные консервативно и приведшие Буша в Белый дом, все чаще высказываются за то, чтобы каким-то образом отвести американских граждан от линии огня. Спонсорами выдвинутого в Конгрессе проекта резолюции с требованием вывода войск из Ирака стали не только демократы, но и несколько республиканцев. С критикой Белого дома выступил единственный на данный момент претендент на президентский пост на выборах 2008 года в рядах республиканцев — сенатор от штата Небраска Чак Хейгел. Популярный политик, ветеран вьетнамской войны, с одной стороны, осудил Буша за то, что он направил в Ирак недостаточно солдат для выполнения боевых задач, а с другой — потребовал начать вывод войск в будущем году.
До выборов 2008 года еще далеко, но немаловажны и так называемые промежуточные выборы 2006 года. Если к этому времени не начнется вывод войск из Ирака, этот вопрос грозит превратиться в центральную тему предвыборной борьбы и стать той арбузной коркой, на которой поскользнется республиканское большинство в конгрессе.
Именно это обстоятельство побуждает Буша воспользоваться бесплатным советом сенатора Хейгела. Под прикрытием громогласных заявлений о существовании некоей победной стратегии Буш дал приказ Пентагону планировать поэтапное сокращение войск. При этом громкие речи звучат как прикрытие, способ не допустить компрометации первоначального решения о военном походе на берега Тигра и Евфрата.
Что касается «победной стратегии» Белого дома, то она сводится к известным шагам по пестованию нового иракского режима и его армии. Главные вехи на новом пути — референдум 15 октября по Конституции Ирака, выборы в парламент 15 декабря, а затем формирование нового правительства. Параллельно этим шагам, направленным на легитимизацию новой власти, быстрыми темпами ведется набор солдат в армию и их обучение. Иракцы принимают все более активное участие в боевых действиях совместно с американскими войсками. Ныне войска коалиции насчитывают 147 тыс. солдат, новая иракская армия — 60 тыс. Им противостоят, по оценкам, около 30 тыс. повстанцев, включая 3 тыс. иностранных моджахедов.
А что потом? Планированием этого «потом», как обнаруживается, уже занимаются офицеры штаба Центрального командования вооруженных сил США, в чье ведение входит театр военных действий в Ираке. Но сначала об исходной посылке всех этих мер, прозвучавшей в ходе недавнего визита в Вашингтон президента Ирака Джаляля Талабани. Появившись 13 сентября вместе с Бушем перед журналистами в Белом доме по завершении встречи, Талабани всячески подчеркивал прогресс в военной и политической обстановке. «Мы надеемся, что к концу 2006 года наши силы безопасности достигнут такого уровня, когда с полного согласия американцев на них можно будет переложить обязанности, которые выполняет значительная часть американских войск», — заявил Талабани.
Глава иракского государства начал если не с конца, то по крайней мере с середины — назвал срок, когда на плечи иракских солдат ляжет значительная часть боевых задач. О том, когда начнется отъезд солдат коалиции, оба президента не сказали. Уже после визита прояснились некоторые детали. В частности, то, что Талабани категорически просил не допускать каких-либо внезапных объявлений о выводе войск. Он также против оглашения жесткого графика эвакуации. Все это, по его словам, будет на руку противнику. Буш дал иракскому гостю необходимые заверения.
Надо отметить, что к моменту визита Талабани американские генералы уже открыто говорили, что с весны будущего года начнут отводить войска из Ирака. Так, командующий войсками генерал Джордж Кейси предсказывал в июле, что с начала будущего года из Ирака можно будет вывести «значительную часть» подчиненных ему сил, а один из ближайших к нему командиров генерал Джон Вайнс даже уточнил: 4−5 из имеющихся 17 батальонов. В других сообщениях говорилось о возможности сокращения американского контингента на 10−20 тыс. солдат.
И это несмотря на то, что в закрытом докладе за подписью генерала Питера Пейса (будущего председателя ОКНШ) лишь малая часть иракских войск — три батальона были признаны способными самостоятельно, без поддержки войск США вести военные действия, при наличии же такой поддержки способны воевать две трети иракских войск.
В конце августа начальник оперативного отдела Центрального командования генерал Дуглас Льют сообщил в интервью, что он уже планирует отзыв части войск. Правда, оговорился он, «масштабы вывода и их темпы будут зависеть от политических условий и степени готовности иракских подразделений». Генералы отмечали, что эвакуация войск коалиции начнется с относительно спокойных районов 14 провинций, не входящих в так называемый «суннитский треугольник», где в основном и идут боевые действия.
Сразу после отъезда иракского президента в Багдад американские высшие военные чины стали вести себя уклончиво. Глава Центрального командования генерал Джон Абизаид и уже упомянутый генерал Кейси отказались даже обсуждать в Конгрессе предполагаемый график вывода войск — до нового года, мол, говорить об этом рано. Более того, генерал Абизаид вообще понизил оценку боеготовности иракцев. По его словам, лишь один из 100 батальонов новой иракской армии способен воевать самостоятельно. Еще 30 батальонов могут воевать при американской поддержке, 55 проходят обучение.
Генералы не только оглядываются на строгий взгляд из Белого дома, но и на военную обстановку — в Ираке наблюдается всплеск боевой активности, которая должна еще более усилиться к периодам референдума и выборов. В декабре Вашингтон будет даже вынужден несколько усилить группировку — в ходе ротации войск, отъезд сменяемых военных будет несколько отсрочен, и на момент проведения выборов в Ираке будет 150 тыс. солдат коалиции.
Но отменился ли сам отъезд? Судя по «утечкам» сведений в других странах — участницах коалиции, нет. Первой о согласованном между Лондоном и Вашингтоном плане вывода британского контингента (8,5 тыс. человек), самого крупного из иностранных войск, не считая США, сообщила лондонская газета «Обсервер». Сначала британские войска передадут обязанности по патрулированию местности иракцам, а сами будут пребывать в казармах, в случае необходимости оказывая боевую поддержку иракцам. Затем наступит время поэтапного отъезда. Эвакуация британцев начнется в мае и завершится к концу 2006 года.
Позднее поступили сообщения из Австралии — в течение будущего года австралийцы также отзовут своих солдат (570 человек). Затем из Японии. Из-за эвакуации англичан и австралийцев должны будут отъехать и дислоцированные по соседству с ними 600 японских солдат. Дело в том, что японцы заняты в небоевых функциях, в основном в строительстве, и их безопасность полностью зависит от союзнических войск. На прошлой неделе должно было пройти совещание экспертов трех стран по согласованию графика вывода войск.
Все это — признаки более крупномасштабной эвакуации союзников из Ирака, чем это вытекало из летних обмолвок американских генералов. Но пока трудно представить себе, как в реальности будет она проходить. Ясно лишь одно: Вашингтон выполнит просьбу нынешнего иракского режима не прибегать к внезапному отзыву войск и проведет их сокращение порциями.
Один из важнейших вопросов: надеются ли Вашингтон и союзники на то, что к началу эвакуации войск война затихнет? На него уже содержится ответ в плане, согласованном между Вашингтоном и Лондоном: вывод войск будет проходить независимо от того, ослабнут ли действия противника.
Получается, что Вашингтон планирует постепенный выход из затеянного им и еще не затихшего вооруженного конфликта, не передоверяя при этом дела какой-либо союзнической структуре. В других местах после активной части войны дальнейшая работа перепоручалась международным структурам, обладающими необходимыми полномочиями и силами. Например, на Балканах — для Боснии и Косово сконструированы сложные схемы, в которых нашли себе место и назначенные Советом Безопасности ООН высокопоставленные представители, и войска НАТО, и силы Евросоюза. Но в Ираке расчет делается на самих иракцев.
Ирак становится экспериментальной площадкой для претворения в жизнь новой формулы, где ставка, похоже, делается исключительно на способность к выживанию нового режима, возникшего в ходе войны. Притом в условиях, когда вряд ли кто может определенно и со всей ответственностью предсказать, что будет, когда боевые действия перерастут в стопроцентную гражданскую войну. Ведь даже планировщики Центрального командования вряд ли знают, насколько будет способна в действительности воевать иракская армия. Столь же трудно предсказать и перспективы политической стабилизации в Ираке. Ведь пока нельзя даже считать окончательно сложившимся сотрудничество между главными составляющими нынешнего режима в Багдаде — шиитскими и курдскими политическими партиями.