Красная звезда | С. Медведев | 08.10.2005 |
К «9 роте» Федор Бондарчук шел давно, возможно, всю свою 38-летнюю жизнь. Но идея создать фильм «про войну» пришла ему лет семь назад. При этом он вначале решил снять римейк отцовского фильма 1959 года «Судьба человека», действие которого происходит в Чечне. Сценарий начал писать Петр Луцик, но, написав всего 20 страниц, ушел из жизни. И проект оказался нереализован, потому что, когда сценарист Юрий Коротков предложил свою помощь, Федор уже был готов к созданию большого полотна про афганскую войну.
— С ребятами, служившими в Афганистане, я дружил, взрослел вместе с ними. Я чувствую этих ребят своим нутром, своей кровью, — сказал Федор Бондарчук в одном из интервью. — После войны их обвинили во всех тяжких, а потом и забыли вообще, что они там воевали. После того как в 1989 году Съезд народных депутатов СССР официально осудил ввод советских войск в Афганистан, государство, испытывая стыд и вину перед брошенными в пекло парнями и обеспечив им кое-какие льготы, старалось лишний раз не вспоминать об этой войне. Общество тоже нечасто говорило о ветеранах афганской кампании.
Своим фильмом Федор хотел, по его словам, рассказать про людей, которые внутри себя выиграли войну, независимо от политических ее оценок, напомнить обществу о героях Афгана, изменить сложившееся отношение к словосочетанию «ветеран афганской войны». Насколько это ему удалось, сегодня должен сказать зритель. Но уже первые отклики свидетельствуют, что фильм «9 рота» никого не оставляет равнодушным. А некоторые, давая оценку работе режиссера, даже сравнивают Федора с его великим отцом, снявшим много отличных фильмов про войну. На что сын реагирует весьма спокойно: «Ну и пусть. Что же мне теперь ничего не снимать?» Тем более что отец дал ему первые уроки режиссерского мастерства еще в детские годы.
А вообще-то Федор не раз признавался, что его жизнь в этой самой бомондной семье была не такой уж простой. Ни у его мамы Ирины Скобцевой, ни тем более у Сергея Бондарчука явно не хватало времени, чтобы заняться детьми. Тем не менее о них Федор говорит с чувством высокой благодарности.
— Сказать, что отец мало уделял нам внимания, — значит ничего не сказать, — говорит Федор. — Но при этом он оказал на нас громаднейшее влияние. Может быть, он не сюсюкал с нами и не возил в коляске, не кормил мороженым, прогуливаясь по Тверской. Но он сделал главное — сумел вложить в нас и развить глобальные вещи: основные человеческие и религиозные постулаты, жизненные позиции и жизненную мораль — как раз то, что по большому счету каждый отец и должен дать своим детям.
И тем не менее он вынужден был оставить семью. Правда, до этого Федор поступил во ВГИК, куда его буквально за руку отвел Сергей Бондарчук, предварительно сняв сына в «Борисе Годунове». В институте курс, на котором учился Федор, называли «звездным». Кроме Бондарчука там учились Иван Охлобыстин, Александр Баширов, Сергей Козлов, Михаил Мукасей. На соседнем курсе училась Рената Литвинова.
Была за плечами Федора и армейская служба, которую он сам хотел пройти, так как считал ее совершенно необходимой для каждого настоящего мужчины. Службу он начал в «учебке» в Красноярске, откуда был прямой курс в Афганистан. Но по ходатайству отца Федор был переведен в Таманскую дивизию, где стал рядовым кавалерийского полка. Этот полк был создан для съемок фильма «Война и мир» и остался после подспорьем для «Мосфильма». В нем и прослужил Бондарчук-младший до окончания срока в должности сигнальщика.
— В армейский режим я вписался легко, — говорит Федор. — Только с командирами постоянно стычки происходили: я им не нравился. И сейчас я армию тепло вспоминаю, с однополчанами мы иногда даже встречаемся. Хотя на вопрос корреспондента одной из газет: «Видит ли Федор Сергеевич себя воином?» — Бондарчук ответил: «Не приведи Господь. Я думаю, что для этого есть люди более профессиональные. Но если Отечество позовет, не заставлю себя долго ждать. Прятаться не буду».
На армейский период жизни приходится и появление первой и, как Федор надеется, последней любви. Со Светланой он познакомился негаданно, когда, будучи в увольнении, зашел в гости к бывшей однокласснице. Находившаяся там красивая блондинка сразу привлекла его внимание. Он даже сфотографировался с ней на «полароид». Прошло полтора года. Федор уже дослуживал, когда попал в больницу с язвой ноги. Лежать в больничной палате было скучно, и он попросил одноклассницу привести к нему ту самую блондинку. И вот однажды, проснувшись с тяжелой головой, которая у него болела из-за того, что накануне распивал с товарищем по палате спирт, он увидел… белокурого ангела. Ангел был в школьной форме и помахивал мешочком со сменкой. С этого момента и начинается отсчет их безумной любви. Каждый день Света бегала к Федору в больницу, а потом и в часть.
Закончилось это свадьбой, хотя как таковой у них ее тогда не было. Просто утром по телефону позвонила Светина мама Софа и сказала: «Вставайте, а то ЗАГС проспите». Они не стали жить в его семье. Почему? «Такой экстремизм моих родителей, мой юношеский максимализм», — отвечает Федор. И вот живут уже более пятнадцати лет «в глубоком замужестве», как выражается счастливый муж и отец, — у них двое детей: сын Сергей и дочь Варвара.
Ну, а тогда надо было зарабатывать на эту жизнь. Федор занялся тем, о чем в нашей стране было весьма отдаленное представление, — производством видеоклипов. Буквально прорубил видеоокно в Европу. Для этого с другом детства Степаном Михалковым в 1991 году организовал первую в России частную фирму по производству видеоклипов «Арт Пикчерз групп». Затем у него был фестиваль «Поколение». Снял, помимо клипов, фильм «Люблю», ставший бенефисом Людмилы Гурченко. И снялся сам — в «Бесах», «Кризисе среднего возраста», «81/2 долларов», «Даун-хаус», сериале «Мужская работа», «В движении», «Свои», «Статский советник».
Он помирился с отцом на сцене, когда тот передавал Федору «Овацию». Вернулся в семью Федором Бондарчуком, который интересен людям не как отпрыск знаменитого отца, а потому, что делает нечто новое и очень необычное.
— В последние годы жизни отца я общался с ним достаточно плотно, — говорит Федор. — Именно как с другом и советчиком. За этот небольшой промежуток времени он очень помог в профессиональном становлении меня как творческой личности. Да, отца мне всегда не хватало и безумно не хватает сейчас. Я его боготворил и буду боготворить всегда. И очень часто задаюсь вопросом: почему отец ушел так рано? Но сам же себе и отвечаю, что в этом тоже было его воспитательное кредо — оставить меня выплывать в жизненном океане самостоятельно.
Возможно, отсюда и то, что Федор, по существу дебютант в «большом кино», сразу же отважился на масштабный и амбициозный проект. «На бюджет, что был собран для „9 роты“, можно спродюсировать пару картин про любовь и еще какой-нибудь маленький фильм снять самому», — признается он. На съемки, которые велись в том числе и на полуострове Крым, украинская армия «одолжила» Бондарчуку-младшему 300 военнослужащих, 20 танков и бронетранспортеров, самолеты и вертолеты, системы залпового огня. «Мы победили», — произносит в финале фильма единственный из оставшихся в живых солдат 9-й роты. И это режиссерское решение можно целиком отнести к жизни самого Федора Бондарчука.
Ему удается все. Сегодня Федор Бондарчук и клипмейкер, и актер, и режиссер, и телеведущий, и бизнесмен. Он постоянно занят и весь в идеях. Единственное, чего ему катастрофически не хватает, это времени.