Независимое военное обозрение | Владимир Заборский | 07.10.2005 |
В этом пассаже сразу несколько неточностей. Во-первых, после войны в Корее 1950−1953 годов советские пилоты «с равным по силе противником» дрались, причем весьма успешно. Было это в небе Северного Вьетнама, где в воздушных боях с американцами участвовали наши летчики. Правда, так сказать, «неофициально», поскольку их направили во Вьетнамскую народную армию в качестве инструкторов и советников.
Во-вторых, первый «блин комом» получился как раз у израильтян. 22 июня 1970 года прибывшие в Египет советские пилоты сбили «Скайхок» ВВС Израиля. В-третьих, «над Суэцким каналом», как утверждает Колыванов, наши летчики в воздушных боях не участвовали, поскольку для них зона боевых действий в воздушном пространстве Арабской Республики Египет (АРЕ) строго ограничивалась рубежом, пролегавшим в 10 км западнее канала.
Что касается вывода г-на Колыванова о «слабой тактической подготовке» и «шаблонах» в действиях наших летчиков, то мне непонятно, на каком основании он делает подобные оценки.
Здесь уместно напомнить читателям «НВО», что по просьбе правительства АРЕ в феврале 1970 года в Египет, находившийся в состоянии войны с Израилем, были переброшены из СССР (операция «Кавказ»): дивизия зенитно-ракетных войск ПВО, 135-й истребительный авиационный полк (иап) и 35-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья (оиаэ) усиленного состава. Сразу отмечу, что в соответствии с организацией египетских ВВС они числились и действовали соответственно как 106-я и 108-я истребительные авиационные бригады (иабр).
Наши войска ПВО и ИА с ходу, как говорится «с колес», вступили в боевые действия. Вместе с тем одной из их задач было прикрытие кораблей 5-й (Средиземноморской) эскадры ВМФ СССР. Оно было полностью отработано уже в марте 1970 года (мне, в то время исполнявшему обязанности начальника ПВО эскадры, пришлось непосредственно заниматься данными вопросами).
Надо сказать, что нашим летчикам пришлось действовать в Египте в весьма своеобразных условиях. С самого начала прибытия советских частей в АРЕ израильское радио, как сообщали наши разведчики, несколько раз передало, что русские авиаторы «не дураки», чтобы воевать «за этих арабов». Поэтому, мол, мы с ними тоже сражаться не будем (?!). Однако израильские летчики (часть из них офицеры ВВС США, американские евреи с двойным гражданством) просто остерегались боевых столкновений с нашими пилотами. При каждом налете израильской авиации, как только в воздухе появлялись советские истребители, израильские самолеты тут же прекращали выполнение боевой задачи и уходили за Суэцкий канал. Ввиду стесненности маневра наших МиГов (как уже упоминалось, они не могли пересекать рубеж в 10 км от канала) преследование исключалось.
Тогда было решено применить иную тактику. Скрытно, с применением мер тактической маскировки (израильская разведка знала в Египте все), группы истребителей перебрасывались в «засады» на аэродромы подскока (вблизи канала) и с началом налета вступали в бой. В результате 22 июня летчик 108-й иабр капитан Сальников сбил израильский «Скайхок». Как рассказывал офицер разведки штаба главкома советских войск в АРЕ, якобы израильское радио передало, что русские нарушили «нейтралитет». Хотя от боев с нашими летчиками израильтяне продолжали уклоняться, тем не менее их командование, видимо, тщательно спланировало воздушную операцию против советской авиагруппы. Именно 30 июля она и была проведена.
В тот день я встретился с полковником — нашим советником командира дивизии войск ПВО АРЕ (фамилию его, к сожалению, не помню) для уточнения взаимодействия и ряда вопросов организации противовоздушной обороны эскадры. Он был страшно расстроен. «Володя, — говорит он мне, — работать не будем. Сегодня черный день нашей авиации! Сбито четыре наших самолета. Пойдем к командиру эскадры. Надо доложить».
Что же тогда произошло? Излагаю события по собственным воспоминаниям и книге «Тогда в Египте…». Утром со стороны Синая в районе к северу от Суэца появилось звено «Фантомов» и атаковало артиллерийскую батарею. КП 106-й иабр поднял в воздух с аэродрома Бени-Суэйф дежурное звено капитана Юрченко и с аэродрома Комаушим звено капитана Каменева. После этого «Фантомы» (как оказалось демонстрационная группа, игравшая роль приманки) ушли за канал на Синай. Оба звена были поставлены в зоны дежурства на средней высоте для прикрытия своих аэродромов. Через 10 минут в направлении полета на Каир на средней высоте была обнаружена группа воздушных целей, которая оценивалась, по данным РЛС, как звено (группа шла в сомкнутом строю). Оба наших звена стали наводиться на противника на встречных курсах. Когда до неприятеля оставалось около 60 км, группа израильских самолетов разомкнула строй — в нем оказалось 16 «Миражей». Наши летчики не уклонились от боя — закрутилась карусель.
Первым атаковало «Миражи» звено Юрченко, затем — Каменева. В это время с малой высоты на большой скорости оба наших звена атаковала группа «Фантомов» (8 машин). Юрченко удалось выйти в атаку с задней полусферы на «Мираж». Но в это время пара «Фантомов» выпустила ракеты по его самолетам. Ведомый Юрченко капитан Макара предупредил ведущего: «Коля, ракеты!» Тот, выполняя пуск ракеты по «Миражу», ответил: «Сейчас». Макара успел совершить противоракетный маневр, а вот Юрченко «увернуться» не удалось — от прямого попадания ракеты МиГ-21 взорвался. Командир звена погиб. Также были поражены осколками ракет самолеты летчиков Сыркина и Яковлева. Оба они катапультировались. Но Яковлев разбился насмерть при приземлении на парашюте, поскольку местность в районе была скалистой, а ветер достигал 25 м/сек. Сыркин остался жив и невредим. МиГ капитана Журавлева был сбит пушечной очередью «Миража». Пилот катапультировался, но из-за предельно малой высоты парашютная система не успела сработать…
«Мираж», по которому выпустил ракету Юрченко, видимо, был уничтожен, поскольку израильские поисково-спасательные вертолеты очень долго кого-то разыскивали за каналом.
Таким образом, наши летчики не уклонились от боя с троекратно превосходящим по силам противником (24 против 8), как это делали постоянно израильские пилоты, и продемонстрировали истинно бойцовский характер. Недаром американский журнал «Лайф» отметил тогда: «Русские остаются русскими».
А теперь я хочу спросить Георгия Колыванова: где же тут «слабая тактическая подготовка» и «шаблон» в действиях наших летчиков? Как можно, не зная обстановки, бросать такие упреки в адрес погибших летчиков?
Всех участников того боя наградили советскими орденами, а капитанов Юрченко, Яковлева, Журавлева — посмертно — еще и египетскими. Капитан Сыркин приезжал к нам на флагманский корабль эскадры с информацией офицерам штаба о некоторых деталях боя (привожу по памяти). «Когда мы сблизились по наведению с групповой целью, — рассказывал он, — она вдруг рассыпалась, и перед нами почти в строю фронта как бы облавой оказалось больше десятка — не успел сосчитать — самолетов. Опознал их визуально как „Миражи“. Передаю ведомому: „Атакуем третью слева пару“. Начал маневрирование. Вдруг слышу от ведомого: „Осторожно! Внизу „Фантомы“! Ракеты!“. Начал противоракетный маневр — вдруг удар, и я кувыркаюсь. В хвосте, видимо, ракета. Катапультировался. Правда, на земле, вернее, там скалистое плато, пришлось чуть ли не отстреливаться от египетских солдат, пока они поняли, что я „руси хабир“, то есть русский специалист, а не израильский сбитый пилот, за которого, неважно живого или мертвого, им бы хорошо заплатили».
К сожалению, наши летчики отомстить израильтянам не успели — 8 августа началось перемирие, которое длилось до Октябрьской войны 1973 года.