С момента вынужденного падения российского самолета Су-27 на территорию Литвы прошло три недели. Вокруг трансграничного эпизода, к которому добрые соседи должны были бы отнестись с соответствующим пониманием, все это время создавались новые искусственные трудности. Все это время генеральная прокуратура муссировала версию о «несанкционированном проникновении майора Троянова в воздушное пространство Литвы».
В среду решение по делу пообещали принять «на этой неделе». При этом прозвучали степенные прогнозы о возможности предъявления Троянову обвинения со всеми отсюда вытекающими последствиями. Прокурор генеральной прокуратуры Литвы Миндаугас Дуда, ведущий дело Троянова, в частности, заявил, что ему еще «необходимо выполнить определенные процедурные действия» и еще раз встретиться с пилотом. «Существуют две возможности: следствие будет прекращено, пилот получит разрешение вернуться на Родину или после составления обвинительного акта дело будет направлено в суд», — сказал он. Дуда не сообщил в тот день, какой из этих возможностей намерен воспользоваться, сказав лишь, что «тщательно ознакомился с выводами литовской комиссии, расследовавшей причины аварии российского истребителя, и приобщил их к делу». Литовская же комиссия признала, что причиной катастрофы Су-27 стала «совокупность технических, организационных и человеческих факторов».
И вот Валерий Троянов свободен. Трехнедельный домашний арест закончился, и российский пилот получил возможность вернуться на Родину.
Между тем, как стало известно, Вильнюс призвал НАТО поднять на переговорах с Россией вопрос о полетах «технически ненадежных» российских истребителей. По словам министра иностранных дел Литвы Антанаса Валиониса, «необходимо обсудить вопрос, почему вооруженные до зубов, но находящиеся в плохом техническом состоянии российские истребители совершают полеты на воздушных международных трассах». Глава внешнеполитического ведомства также выразил убежденность, что размещение крупных военных контингентов России в Калининградской области «представляет реальную угрозу для Литвы».
Из сказанного совершенно очевидно, что литовская сторона отнюдь не желает полюбовного завершения нечаянной истории, наоборот, она полна решимости использовать возникшую ситуацию для некоего примерного наказания России.
В аналогичном плане высказывается министр обороны Гедиминас Киркилас. Будут ли возвращены России обломки самолета и система распознавания «свой — чужой» — этот вопрос должна, по его мнению, решить генеральная прокуратура Литвы. При этом Киркилас посетовал на замечания уполномоченного Министерства обороны РФ генерал-майора Сергея Байнетова, назвавшего выводы литовской комиссии «субъективными».
Должностные лица Литвы официально еще раз подтвердили, что литовская сторона обладает системой «свой — чужой» с разбившегося Су-27. «Мы нашли все основные узлы самолета и уже в первый день, приехав на место падения самолета, нашли систему „свой — чужой“, и в настоящее время она находится под охраной», — сообщил глава межведомственной комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы бригадный генерал Виталиюс Вайкшнорас. При этом он не ответил на вопрос, действует ли система и доступны ли ее коды военным Литвы и НАТО.
В то же время министр обороны РФ Сергей Иванов опроверг заявления литовских представителей о том, что в их руках находится система распознавания «свой — чужой». «Разговоры о том, что эта система могла попасть в руки других, — это спекуляции и колебания воздуха», — сказал он. Российская сторона вскоре после падения самолета заявила, что система «свой — чужой» была уничтожена при катапультировании пилота.
http://www.redstar.ru/2005/10/0710/301.html