Независимое военное обозрение | Игорь Плугатарев | 30.09.2005 |
В декабре 1941-го была построена первая взлетно-посадочная полоса для переведенной сюда из Сталинграда (а в город на Волге — из Одессы) авиационной школы. В конце Великой Отечественной ее преобразовали в авиаучилище, которое с 1956 года готовило летные кадры для государств Азии, Африки, Центральной и Латинской Америки, считавшихся в Москве дружескими. Мухаммед Хосни Мубарак (нынешний президент Египта), Хафез Асад (покойный глава Сирии), а также три летчика-космонавта из Монголии и Индии (Дилбах Синг стал маршалом авиации своей страны) — самые известные выпускники этого секретного вуза ВВС СССР. Курсанты осваивали здесь первые реактивные самолеты: сегодня устремленный в небо тупоносый истребитель МиГ-15 — на постаменте в центре военного городка недалеко от плаца. После развала великой державы авиаструктура Канта захирела. Но в 2003-м у нее состоялось второе рождение — здесь была открыта одноименная российская авиабаза…
В очередной раз посетивший ее 21 сентября министр обороны РФ Сергей Иванов, выйдя из «Мерседеса», проследовал мимо памятника МиГу, даже не взглянув на него, а возле стенда с «исторической справкой» задержался лишь секунд на 20. Главнокомандующий ВВС генерал армии Владимир Михайлов хотел было просветить шефа, но тот остановил его: «Это все мне уже известно. Доложите, что сделано за год». Главу военного ведомства подвели к другому стенду, на котором схематически было изображено «планов громадье» и ход их реализации. Позже к деловой экскурсии Сергея Иванова подключился президент Киргизии Курманбек Бакиев.
На шефов надейся, но сам не плошай
В Кант обозреватель еженедельника прилетел в составе делегации, возглавляемой депутатом Мосгордумы (МГД) полковником Александром Ковалевым. Он уже в пятый раз в нынешнем году отправляется в путь для оказания шефской помощи от московской мэрии частям Российской армии. Помощь эта — от пакетов с сорочками до коробок с холодильниками, кондиционерами и компьютерами с плазменными мониторами — была выставлена на плацу и в присутствии личного состава авиабазы «Кант» торжественно передана ее командиру полковнику Виноградову.
Это второй приезд Александра Ковалева в Кант. Первый состоялся год назад. Кроме материальных ценностей, посланец мэра Москвы Юрия Лужкова и депутатов МГД привозит с собой артистов, которые радуют военнослужащих и членов их семей музыкальными приветами из далекой России. На сей раз между Москвой (в лице депутата Ковалева) и авиабазой «Кант» (в лице командарма Евгения Юрьева) было подписано соответствующее соглашение. Пользуясь случаем, командарм попросил гостя поспособствовать появлению на территории военного городка 25-метрового бассейна (спортзал здесь уже возводится благодаря губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю). Но что бассейн — столица готова построить для авиабазы и жилой дом… А еще раньше в «Кант» по шефским делам прилетала мэр Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.
Похоже, что к этой внебюджетной помощи здесь уже так привыкли, что главком Михайлов при докладе министру обороны как бы невзначай обмолвился в том смысле, что «вкладывают — и пускай себе вкладывают, раз есть деньги». На что Иванов заметил: «Это мы, государство, должны в первую очередь вкладывать!»
За два года с момента создания авиабазы «Кант» на ее реконструкцию было выделено почти 300 млн. рублей (примерно 10,5 млн. долларов). На содержание объекта ежегодно выделяется по 130 млн. рублей (4,5 млн. долларов). Этих государственных перечислений, как удалось заметить обозревателю «НВО», явно недостаточно (для сравнения: в 2004 году Пентагон для нормального функционирования своей авиабазы в узбекском Карши-Ханабаде истратил 163 млн. долларов). Так, самолет Ил-62, на котором глава российского военного ведомства прилетел в республику, сел не на «родную» полосу в «Канте» (наверное, это было бы логично и с политической точки зрения). А приземлился в столичном аэропорту Манас, в котором дислоцируется американская военная авиационная база им. Ганси (за нее Пентагон отстегивает в местный бюджет по 100 тыс. долларов ежедневно). А все потому, что «взлетка» российской авиабазы до сих пор не готова к приему таких VIP-лайнеров. И не только их. Если, скажем, президенту Путину захочется прилететь сюда на стратегическом бомбардировщике, совершить на нем посадку в «Канте» не получится (как и самому Сергею Борисовичу, тоже любителю оседлать кресло пилота «стратега» Ту-160). Хотя еще в августе прошлого года на учениях «Рубеж-2004» российское военное руководство божилось, что к концу 2004-го взлетно-посадочная полоса авиабазы будет способна принимать любые типы самолетов. «Вплоть до самых тяжелых», — как снова пообещал Сергей Иванов, находясь в Канте.
К этому же сроку база должна была быть и «существенно — в два раза согласно принятым ранее решениям — усилена»: 700 человек личного состава (500 военнослужащих и 200 гражданских лиц), 20 единиц авиатехники, включая истребители Су-27, штурмовики Су-25, самолеты Л-39, вертолеты Ми-8. Но и этого не случилось. По словам командующего 5-й армией генерала Юрьева, сегодня число военнослужащих на базе не превышает 250 человек. (По данным «НВО»: 110 офицеров, 50 прапорщиков, 90 солдат-срочников.) Штурмовиков на летном поле автор этих строк насчитал 5.
Кроме них на бетонке стояли два зачехленных Л-39 и два Ми-8, а на «заднем плане» — транспортник Ан-12 и еще пара каких-то «небоевых» самолетов.
Впрочем, как предложил в докладе министру обороны тот же главком ВВС Михайлов, «было бы рационально расширяться по мере создания инфраструктуры базы. Построим еще одну казарму — увеличим численность личного состава в полтора раза, а с выполнением всех планов строительства — и в два раза». Иванов с таким подходом согласился. И действительно, это тот редкий случай в практике Министерства обороны, когда разумность данного решения нельзя оспорить. Неужто что-то изменилось, и — если перефразировать слова известной песни авиаторов, — «первым делом, первым делом — социалка, ну, а самолетики — потом»? А то ведь на Арбатской площади как привыкли: сначала выводить войска в голое поле, а потом вспоминать, что жить офицерам и солдатам негде.
Непонятно только, зачем год назад надо было давать обещания, которые к обозначенным срокам их реализации выполнять никто не спешит.
«Социалка» быта и кармана
Иванов также просветил кантовцев-россиян насчет того, что с законодательной стороны они могут чувствовать себя очень комфортно, ибо «юридически ваши права, как граждан России, надежно защищены двусторонним соглашением». Статус у личного состава авиабазы «Кант» в Киргизии действительно беспрецедентный! Он, отметил начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник Анатолий Мазуркевич, «фактически соответствует статусу административно-технического персонала посольства России в Киргизии». Это означает, пояснил генерал, что «российские военнослужащие неприкосновенны, не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме, они освобождаются от уголовной, гражданской и административной ответственности за действия, совершенные ими при исполнении своих обязанностей в рамках упомянутого соглашения».
Мазуркевич также указал, что «личный состав авиабазы не обязан давать показания в качестве свидетеля. Он освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, взимаемых в Киргизии. Более того, статус неприкосновенности распространяется также на служебные и жилые помещения, имущество, документы, корреспонденцию персонала». Главный международник МО подчеркнул, что «ни одно наше воинское формирование, расположенное за пределами России, не имеет такого высокого статуса».
«Есть ли какие-то вопросы?» — спрашивал министр офицеров, прапорщиков, их жен, детей, а также солдат. Зал нового клуба был, конечно, заполнен. Правда, на четверть — журналистами, в основном — киргизскими: видно, что президент Бакиев придавал весьма важное значение данному визиту — в Кант освещать посещение базы было приглашено 80 представителей местных СМИ (против 20 российских)! Трудно сказать, в присутствии ли их и Бакиева слушатели Сергея Иванова постеснялись задать ему свои «меркантильные» вопросы, но желающих обратить внимание на кое-какие проблемы в зале не нашлось.
Между тем некоторые вопросы у военнослужащих вертелись на языке.
Да, жильем, причем довольно комфортабельным, они все здесь обеспечены (лишь 7 человек снимают квартиры в Канте, но тут вся загвоздка в строительстве дома, которое вскоре должно завершиться). Но вот зарплата… Обозревателю «НВО» довелось переговорить с прапорщиком, который недавно перевелся в Кант из Оша, где закрыли пограничную тыловую базу после вывода из Таджикистана российских «зеленых фуражек». Собеседник сказал, что получает в Канте в два раза меньше, чем в Оше. Это «меньше» составляет всего 6 тыс. рублей (у офицеров — 8−10 тыс.). Успокаивает его лишь то, что «цены здесь такие, что кажешься себе миллионером», ведь средняя зарплата в городе не превышает 500−600 сомов (1 сом = 1,4 рубля). Однако, заметил прапорщик, в Канте шашлык стоит 30 сомов, а в Оше — в два раза дешевле.
Для сравнения: американцы на «смежной» авиабазе в Манасе получают в среднем 10 тыс. долларов. В месяц. Плюс имеют за тяготы службы вдали от родины и обеспечение антитеррористической операции в Афганистане тьму всяких льгот.
Кроме того, в Канте выслуга рассчитывается как «год за год».Что довольно странно: в Таджикистане военнослужащие 201-й дивизии служат в подобных же условиях, но там идет день за три, и зарплата соответствующая. Верно, в Таджикистане по сию пору действует некий «чрезвычайный режим» прохождения службы, оставшийся с тех времен, когда там полыхала гражданская война. И представляется, что по отношению к военнослужащим с «Канта» государство ведет себя, скажем так, неадекватно. Если необходимость их нахождения в Канте как «авиационного компонента Коллективных сил быстрого развертывания» обуславливается потенциальными террористическими угрозами, то и готовность их к немедленным действиям в целях предотвращения вылазок исламских экстремистов должна соответствующим образом оплачиваться. Да и условия службы: жара, возможность схлопотать гепатит, вода питьевая — та еще…
К тому же с повестки дня не снята угроза очередной какой-нибудь «тюльпановой революции». Командующий армией генерал Юрьев рассказал, что в марте, когда горел и разграбливался Бишкек, какой-то особой угрозы базе с «внешней стороны» не наблюдалось, «население вело себя спокойно». Но, как удалось узнать обозревателю «НВО», в эти дни и недели принимались дополнительные — и весьма серьезные! — меры по охране войсковой части. Из Екатеринбурга прилетел отряд спецназа ГРУ, а из Душанбе — десантно-штурмовое подразделение. По свидетельству местных офицеров, военный городок они охраняли весьма профессионально и надежно. Кроме того, командование базы «выходило» на местные органы власти, дабы, с одной стороны, не допустить возможных провокаций, а с другой — предупредить соответствующим образом. Обсуждался и вопрос эвакуации жен и детей. А это все — нервы, напряжение, напряги в обычном несении службы.
Во всем этом и заключаются «особые условия пребывания», за которые государство «не доплачивает» военнослужащим с «Канта». И когда этот вопрос будет должным образом поправлен, неизвестно. Сергей Иванов не обмолвился об этом ни словом.
Но, как сообщил «НВО» командующий 5-й армией ВВС и ПВО генерал Юрьев, данный вопрос должен решиться еще до начала 2006 года. Как подчеркнул командарм, «по информации, которой я располагаю, сроки выслуги и размеры денежного довольствия военнослужащих авиабазы „Кант“ будут приведены в то соответствие, которое касается других российских баз на территориях зарубежных стран».
Только летай!
Все, наверное, так и есть. Лишь с наркотрафиком неувязка. „Сухие“ не участвовали в обеспечении ни одной операции по предотвращению проходов героиновых караванов через Пяндж и — при наличии в Душанбе авиагруппы таких же самолетов 201-й дивизии — вряд ли будут участвовать. Да перед авиабазой в Канте, собственно, такие задачи и не стоят. Это — „прерогатива“ пограничников. Теперь, к сожалению, — только таджикских: Россия, как известно, свою войсковую группировку на „героиновой реке“ полностью свернула.
Командарм Юрьев дополняет министра: на базе делается все для того, чтобы боевые летчики совершенствовали свое профессиональное мастерство и могли летать в любых погодных и прочих условиях. Однако от прямого ответа на вопрос о том, сколько часов проводят в воздухе пилоты „Грачей“, генерал уклонился. Обозревателю „НВО“ удалось узнать, что ко дню приезда министра обороны в „Кант“ Су-25 не летали уже полтора месяца. А до этого времени, по словам одного из офицеров, непосредственно организующих летную практику, постоянно взмывали в небо по 2−3 раза в неделю. Столь долгий перерыв в воздушной работе, конечно, выглядит странно. То ли топлива дефицит, то ли с летчиками что? Тем не менее, утверждает тот же офицер, „на Канте“ летчики летают значительно больше, чем в России».
По причине, как следует полагать, временной «нелетности» президенту Киргизии Бакиеву полеты «сушек» тоже не показали. Но, в конце концов, авиабаза — это не авиасалон «МАКС», это там авиашоу более чем уместны.
Вообще-то для обеспечения жизнедеятельности базы за два года действительно сделано очень много. Помещение для личного состава можно смело назвать казармой-люкс: она хоть и «общая», то есть не разделена на кубрики, но весьма просторная. В ней есть все вплоть до кондиционеров и стиральных машин последнего поколения (спасибо шефам-«спонсорам»). Военнослужащие и члены их семей на жизнь тоже особо не жалуются: видят, что трудности, которые они в чем-то пока испытывают, «временные» не на долгие годы, как это повсеместно происходит в России, а устраняются в течение месяцев. Ропщут только, как уже было сказано, по поводу зарплаты и сроков выслуги.
Закупки продовольствия также осуществляются на месте. «Куда выйти» тоже есть: в Канте и рынок, и немало мест, «где можно посидеть». До Иссык-Куля, правда, далековато (часа 3 езды), но тоже удается окунуться в воды «жемчужины Киргизии».
Население ведет себя доброжелательно, к тому же в городе сплошь и рядом мелькают русские лица. Военные рассказали характерную историю. С гор спустились некие лихие люди и потребовали в связи с фактом возникновения здесь российской базы поднять на рынке цены. Поговорить с «альпинистами» вышли местные аксакалы и… послали их. Обратно в горы. Со словами: «Базу россиян не трогайте, она нас всех здесь кормит».
Но из местного населения работают на базе только те, кто имеет российское гражданство. В настоящее время таких 23 человека. Сергей Иванов общался с ними, например, в столовой. По его словам, они весьма довольны возможностью служить в «Канте».
Так что «тылы» заботой государства более или менее подкреплены и укрепляться будут дальше, только летай!
Вертолет — подарок царский
Оба военных министра подписали соглашение об оказании Россией военно-технической помощи Киргизии. До конца года в страну будут доставлены 10 автомобилей «КамАЗ», стрелковое оружие, а также запчасти к автомобилям и бронетехнике. А пока высокий российский гость передал гостеприимным хозяевам «подарок» (самый крупный в рамках заключенной договоренности) — на аэродроме авиабазы «Кант» Иванов лично передал президенту Бакиеву вертолет Ми-8МТВ. Неделей раньше пару «вертушек» привез сюда воздушный тяжеловоз Ан-22 («Антей»).
Ми-8МТВ (лучший в мире вертолет, способный забираться до высоты 6 тыс. м) — это поистине царский дар Киргизии с учетом того факта, что за последние полтора года она потеряла два своих последних винтокрыла. Оба разбились в горах по вине экипажей: один в марте 2004 года, другой — в августе 2005-го. Курманбек Бакиев был более чем доволен: «Это то, что нам необходимо, потому что в киргизской армии нет ни одного вертолета». Киргизский президент несколько лукавил. Журналисты, которых привезли к площадке передачи краснозвездного геликоптера позже, не успели запечатлеть, как он осматривал салон. Но более внимательные могли заметить по ту сторону иллюминаторов занавески. Как удалось выяснить обозревателю «НВО», переданный «киргизской армии» Ми-8 — это вертолет-салон, оборудованный внутри с истинно VIP-овским размахом (вплоть до туалета на борту). Скорее всего авиамашина предназначена для вояжей главы государства по республике. А вот второй Ми-8, который привез «Антей», и будет эксплуатироваться киргизскими МЧС или армией.
Общий объем военных поставок в Киргизию в 2005 году, по словам Иванова, оценивается в 3 млн. долларов. Есть смысл напомнить, что до мартовской «тюльпановой революции» в республике Россия оказала военно-техническую помощь вооруженным силам Киргизии на 2 млн. долларов. Тогда, в «Канте» же, было передано оружие для национальных подразделений специального назначения, входящих в том числе и в состав КСБР, — автоматы «Абакан», пулеметы «Печенег», пистолеты «Гюрза», снайперские винтовки, оптические приборы, бронежилеты, средства связи и обмундирование. Позже «Рособоронэкспорт» выделил 1 млн. долларов на капитальный ремонт одного из боевых вертолетов ВВС Киргизии.
Журналисты выудили у Курманбека Бакиева признание в том, что его не устраивает американское присутствие на тех «началах», которые были оговорены в 2001 году в момент старта антитеррористической операции сил западной коалиции в Афганистане. По словам президента, существующие ныне расценки по обслуживанию авиабазы им. Ганси (пожарного, погибшего в 2001 году при тушении высоток в Нью-Йорке после памятной воздушной атаки террористов) «очень низкие и не соответствуют реальности». Но выдворять американцев, как это сделал его узбекский коллега Ислам Каримов, Бакиев спешить не намерен. Он будет ждать стабилизации обстановки в Афганистане («очаги напряженности там еще остаются»), а уже потом «речь пойдет о сроках нахождения у нас в республике этой авиабазы».
Сергей Иванов и Курманбек Бакиев сделали также важные заявления о том, что «второго Канта» в Киргизии не будет (с момента смены власти в республике пересуды об открытии еще одной российской базы, в Оше, возникали не раз). «Зачем распыляться, — сказал киргизский президент, — надо наращивать имеющиеся силы».
И тут Сергей Иванов обронил еще одну примечательную фразу (первая была на счет авиаатак по афганскому наркотрафику): «Если нужно будет усилить российскую группировку в Канте, то мы это сделаем за два часа. Главное — чтобы любой самолет, вплоть до самых тяжелых, мог здесь сесть, все остальное — семечки». Дело в том, что, как мог бы сказать классик, далеко не каждый «самый тяжелый» самолет за два часа долетит из России до Канта. Ну, разве что — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160. Неужто министр обороны намекнул на эту машину?