Независимое военное обозрение | Владимир Иванов | 23.09.2005 |
Вновь введенная штатная единица была ликвидирована в МО, как и в других министерствах и ведомствах, весной прошлого года в рамках административной реформы. А уже в октябре, всего лишь через несколько месяцев, министр экономического развития и торговли Герман Греф предложил на заседании правительства рассмотреть возможность восстановления отмененной было должности. Коллегу поддержал министр финансов Алексей Кудрин, который заявил, что «статс-секретари — это адекватная и необходимая функция каждого министерства». Однако тогда это предложение не нашло понимания у премьера Михаила Фрадкова.
В начале апреля этого года уже депутаты Госдумы попросили главу правительства рассмотреть вопрос о возрождении института статс-секретарей. По мнению законодателей, его упразднение отрицательно сказалось на взаимодействии парламента и кабинета министров в сфере законотворческой деятельности. В частности, как утверждал вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин, отсутствие данного административного звена стало причиной систематических задержек представлений законопроектов правительства в нижнюю палату Федерального собрания.
Теперь, видимо, идея окончательно вызрела, и отныне у министра обороны вместо квартета — целый квинтет заместителей: генерал Панков стал пятым по счету. Ранее же таковыми являлись четыре генерала, два из которых — начальник Генштаба генерал армии Юрий Балуевский и генерал-полковник Александр Белоусов — имеют категорию первых замов Сергея Иванова. Начальник Тыла ВС генерал армии Владимир Исаков и начальник вооружения ВС генерал армии Алексей Московский — просто замы главы военного ведомства.
Как пояснил журналистам Сергей Иванов, «генерал Панков будет курировать Главное управление кадров и Главное управление воспитательной работы. Кроме того, на него возложены статс-секретарские обязанности. Таким образом, у него останется все старое и к нему прибавятся статс-секретарские функции». То есть Николаю Панкову достались все самые хлопотные и продолжающие будоражить российский социум проблемы Вооруженных сил. Ему предстоит остановить покидающих их ряды молодых офицеров, разбегающихся контрактников, пробудить в студентах патриотические чувства и заставить добровольно идти в армию. Да еще надо удержать гражданский персонал, который требует повышения зарплат.
Вдобавок, статс-секретарю придется решать больной вопрос военных вузов, который сегодня свелся к фактическому выводу из Москвы и Санкт-Петербурга большей части старейших школ подготовки офицерского корпуса России. Этот процесс начался еще три года назад в рамках федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» и вызвал множество нареканий военных ученых и педагогов.
Сегодня принят и исполняется целый ряд решений Минобороны по передислокации военных вузов Москвы и Санкт-Петербурга в «другие Палестины».
К примеру, знаменитая «Дзержинка», а ныне Военная академия РВСН, к 2007 году переедет в подмосковный Серпухов, Высший военный университет радиационной, химической и биологической защиты отправится в Кострому, Общевойсковую академию ВС, по некоторым данным, планируется перевести Солнечногорск. На ее место, как утверждают некоторые военные, вроде бы могут поселить Академию Генерального штаба. А Военно-инженерную академию, находящуюся в самом центре Москвы, просто ликвидируют. В военно-морской среде ходят разговоры о переводе Военно-морской академии в Кронштадт. Всего не перескажешь.
Как объяснил обозревателю «НВО» бывший начальник инженерных войск РВСН Виталий Лысов, происходящее в сфере военного образования иначе как «окончательным решением вопроса подрыва обороноспособности страны» назвать нельзя. «Разве можно по- другому объяснить ситуацию с массовой ликвидацией военно-учебных заведений, с переименованием и снижением статуса пока еще существующих военных академий, училищ, университетов и институтов. Вот и сейчас в аппарате Минобороны усиленно говорят о готовящейся ликвидации еще семнадцати вузов», — возмущался генерал. Он напомнил, что, когда Германии после Версальского мира запретили иметь большую армию, ей удалось сохранить систему подготовки военных кадров, и «именно это позволило Гитлеру в кратчайшие сроки возродить вермахт».
По словам Виталия Лысова, министр обороны Сергей Иванов утвердил план о ликвидации ВИА 16 августа этого года. А до 1 октября должно появиться постановление правительства и соответствующий приказ главы Минобороны.
Военные специалисты почти в один голос выражают свое резкое несогласие с мероприятиями по реформированию военного образования. Многие из них видят в этом вульгарную борьбу за собственность. «Уж слишком лакомые куски находятся в Москве. А земля здесь стоит сами знаете сколько. Да и загородные учебные базы некоторых академий в сотни гектаров земли с ценой в тысячи долларов за сотку тоже крайне интересны», — заявил обозревателю «НВО» один из них. «Вряд ли профессорско-преподавательский состав будет мотаться из Москвы в какой-нибудь Серпухов, Ногинск или Солнечногорск, а тем более там жить, побросав московские квартиры. Большая часть преподавателей просто уйдет. Развалятся десятилетиями создававшиеся научные школы, предельно затормозится процесс подготовки научных кадров. Да и во всех остальных смыслах перевод академий из столицы — крайне негативное явление. Я не думаю, что удаление учебных заведений из центров мировой культуры, какими являются Москва и Санкт-Петербург, на периферию, будет способствовать повышению общего уровня будущих офицеров. А в поле или на морских просторах, где они после выхода из аудиторий будут проводить свою жизнь, в Эрмитаж или в Большой театр не сходишь», — заключил собеседник «НВО».
Так что, судя по всему, не очень легко будет служить генералу Панкову в новой должности. Но если следовать логике министров и депутатов, убедивших Михаила Фрадкова в необходимости удовлетворения их насущной административной потребности, теперь законы по приведению Российской армии в божеский вид должны полететь в Думу, как ласточки, а вопрос демилитаризации Москвы будет решен полностью и окончательно.
Из досье «НВО»
С сентября 1998 года — руководитель аппарата Совета безопасности России. В апреле 2001 года назначен начальником аппарата Министерства обороны Российской Федерации — помощником министра обороны РФ. С июля 2001 года — начальник Главного управления кадров Министерства обороны РФ, с июня 2002 года — начальник Главного управления кадров — заместитель министра обороны РФ по кадрам. С октября 2004-го по сентябрь 2005 года — начальник службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны РФ.
Типовой должностной регламент статс-секретарей — заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти (выписка)
l организует подготовку предложений федерального органа исполнительной власти по проектам планов и программ законопроектной деятельности правительства РФ и осуществляет контроль за выполнением федеральным органом исполнительной власти указанных планов и программ;
l организует подготовку федеральным органом исполнительной власти ведомственных годовых планов организации законопроектной работы и осуществляет контроль за выполнением указанных планов;
l организует подготовку федеральным органом исполнительной власти проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, а также разработку проектов федеральных законов в установленной сфере деятельности и представление их президенту РФ и в правительство РФ;
l осуществляет в установленном порядке координацию деятельности заместителей руководителя федерального органа исполнительной власти и руководителей структурных подразделений федерального органа исполнительной власти по вопросам законопроектной работы, а также организует участие подведомственных федеральному органу исполнительной власти служб и агентств в законопроектной работе федерального органа исполнительной власти по вопросам их деятельности;
l организует подготовку федеральным органом исполнительной власти предложений, касающихся выработки позиции президента РФ и правительства РФ по проектам федеральных законов (законам), рассматриваемым палатами Федерального собрания РФ, а также направляемым в правительство РФ субъектами права законодательной инициативы;
l участвует в заседаниях Комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности, обеспечивает выполнение принятых ею решений;
l представляет при необходимости на заседаниях комитетов и комиссий палат ФС РФ позицию президента РФ или правительства РФ по проектам федеральных законов (законам), затрагивающим вопросы, относящиеся к сфере деятельности федерального органа исполнительной власти;
l обеспечивает сбор и обобщение сведений о проектах федеральных законов (законах), рассматриваемых палатами ФС РФ, присутствует на заседаниях палат ФС РФ при рассмотрении проектов федеральных законов, затрагивающих вопросы, относящиеся к сфере деятельности федерального органа исполнительной власти, и информирует правительство РФ;
l организует работу федерального органа исполнительной власти по рассмотрению парламентских запросов, запросов и обращений комитетов и комиссий палат ФС РФ, а также запросов и обращений членов СФ ФС РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ;
l взаимодействует с членами СФ ФС РФ и депутатами ГД ФС РФ, а также с депутатскими объединениями по вопросам законопроектной деятельности.