Независимое военное обозрение | Виктор Мясников | 23.09.2005 |
ШИРОКИЙ КРУГ ЗАДАЧ
Во время Второй мировой войны широко использовались привязные аэростаты как средство ПВО и наблюдательно-корректировочные пункты. В США имевшиеся 10 жестких дирижаблей использовали для патрулирования прибрежных вод и сопровождения конвоев. Под их охраной прошли 90 тыс. судов, и ни одно судно при этом не было потеряно. Дирижабли оказались идеальным средством обнаружения подводных лодок. В СССР дирижабли использовались для транспортировки газа и перевозки грузов на дальние расстояния. Последний советский дирижабль был построен в 1944 году и получил название «Победа». После войны он использовался для поиска невытраленных морских мин и затонувших судов.
Высокая стоимость и аварийность, а также успехи в создании большегрузных самолетов, более рентабельных и скоростных, в конце 1940-х подписали дирижаблям смертный приговор. Хотя отдельные опыты по их строительству продолжались до 1960-х.
К началу 1990-х интерес к дирижаблям снова вспыхнул во многих странах. Оказалось, они обладают рядом свойств, недоступных спутникам и самолетам. Во-первых, дирижабли стали гораздо дешевле. Это произошло после удешевления производства гелия и создания новых материалов для оболочек. Во-вторых, они могут неделями и даже месяцами находиться в воздухе на высотах свыше 20 тыс. метров, работая в беспилотном режиме. В-третьих, дирижабль может нести огромный груз различной аппаратуры массой до нескольких сотен тонн.
Дирижабли способны выполнять широкий круг задач. Это и традиционные: доставка грузов, патрульная служба, разведка. Но к ним могут добавиться новые, в частности включение в систему ПВО/ПРО. На дирижаблях можно размещать радиолокационные станции, у которых в отличие от наземных нет мертвых зон. Можно также размещать на них пусковые установки ПРО. Тактические дирижабли способны обеспечивать наземные операции в условиях господства в воздухе. Например, при проведении полицейских или антитеррористических операций. Тактический дирижабль может использоваться для поддержки связи, особенно в гористой местности; вести разведку с помощью аппаратуры видеонаблюдения и радиоперехвата, отслеживая перемещение противника.
Американский проект армии будущего споткнулся о транспортную проблему. В стратегии Пентагона центральным пунктом являются аэромобильные операции, в которых требуется переброска тяжелой техники. Пример из недалекого прошлого — Афганистан. Туда так и не смог попасть ни один танк «Абрамс». Дорог нет, через горные перевалы тяжелую технику не перетащить, от моря далеко — с судна не выгрузишь, ни в один транспортный самолет этот танк не помещается. Проблему мог бы решить большегрузный дирижабль, но таковых в распоряжении Пентагона не оказалось.
Бронетехника в будущем будет только массивней и тяжелей, поскольку приходится серьезно наращивать средства защиты. Более мощные и вместительные самолеты нет смысла создавать хотя бы потому, что для них потребуются специальные взлетно-посадочные полосы большой протяженности. А таких аэродромов в горячих точках скорее всего не окажется. Дирижабль же способен доставлять груз в любой пункт планеты.
Агентство передовых оборонных исследовательских проектов армии США (DARPA — Defense Advanced Research Projects Agency) начало работу над программой строительства сверхтяжелого транспортного дирижабля «Walrus» грузоподъемностью до 1000 тонн. Предполагается, что он будет тяжелее воздуха и будет состоять из газонаполненных оболочек, имеющих крылья и двигатели. Практически неограниченная площадь крыльев и компенсация значительной массы груза с помощью оболочек, наполненных легким газом, позволяют создать весьма экономичный летательный аппарат высокой грузоподъемности. Для создания подъемной силы ему потребуются гораздо меньшие усилия, чем самолету. Дальность действия дирижабля должна составить не менее 12 тыс. морских миль (22 200 км). Это расстояние он будет преодолевать за неделю.
Пока специалисты DARPA разрабатывают общую концепцию и исследуют свойства материалов, которые планируют использовать при строительстве. Тем временем работу в этом же направлении — скрещивание дирижабля с самолетом — ведут и другие фирмы. Американская корпорация Hunt Aviation Corp. приступила к разработке гибрида планера и дирижабля, которому вообще не нужно будет горючее.
БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ ПЕНТАГОНА
В январе-марте нынешнего года на полигоне Пентагона в Аризоне прошли испытания мини-аэростата «Combat SkySat Phase I», построенного компанией Space Data Corp. По словам генерал-лейтенанта Дэниэла Лифа, заместителя командующего Космическим командованием ВВС США, аэростат должен был подняться на высоту 21 км. «Со временем подобные аппараты смогут отслеживать передвижения войск, защищать военные конвои, определять масштабы ущерба и выполнять другие боевые задачи, — заявил генерал-лейтенант Дэниэл Лиф. — Пока же мы планируем использовать стратосферные аэростаты и планеры для обеспечения связи между наземными частями, командованием воздушной поддержки и патрульными истребителями». Предполагается, что на аэростат могут быть также установлены системы обнаружения радарных и инфракрасных устройств противника.
На испытаниях в марте в районе города Финикс мини-аэростат «Combat SkySat» позволил наземным службам связаться с самолетом, находившимся на расстоянии 320 км от них. Прототипом этого военного аэростата послужил гражданский «SkySat», использующийся нефтедобывающими компаниями США для контроля за работой буровых установок в местах, где отсутствует мобильная связь. Масса мини-аэростата всего 2 кг, стоимость — 20 тыс. долларов. При массовом производстве стоимость может быть уменьшена в 10 раз.
Такой миниатюрный аппарат почти невозможно обнаружить на высоте свыше 20 км. А для его уничтожения потребуется послать высотный истребитель и истратить ракету «воздух-воздух» ценой в несколько сотен тысяч долларов. При этом в короткое время аэростат может быть заменен другим таким же.
В Федеральную авиационную администрацию США компания GlobeTel обратилась за разрешением на испытательный запуск дирижабля «Stratellite». Этот летательный аппарат может нести несколько тонн аппаратуры и предназначен для поддержки беспроводной связи на территории 800 тыс. кв. км. Стоимость дирижабля около 30 млн. долларов. Однако пока разрешения на испытания не дано, поскольку авиационных чиновников не удалось убедить, что автоматический аппарат способен гарантированно поддерживать заявленную высоту полета. В принципе «Stratellite» способен заменить спутник связи, будучи в 10 раз дешевле.
Компания Defense Advanced Research Projects Agency, по словам начальника штаба ВВС США Джона Джампера, разрабатывает по заказу ВВС разведывательный аэростат, способный подниматься на высоту 80 км. Это будет фактически суборбитальный летательный аппарат, располагающийся на границе космоса и земной атмосферы. Поскольку в нем не будет металлических деталей, он окажется абсолютно невидим для радаров. В настоящее время существует серьезная юридическая и политическая проблема — воздушное пространство над государствами не свободно для пролета зарубежных летательных аппаратов. Но там, где начинается космос, кончается суверенитет. Да и аппарат, находящийся на высоте свыше 40−50 км, даже если его и удастся обнаружить, ни наземные средства ПВО, ни истребители просто не достанут.
NASA в июне нынешнего года запустило на воздушном шаре телескоп BLAST (Balloon-borne Large Aperture Sub-millimeter Telescope) с двухметровым зеркалом и массой около 2,5 тонны. Наполненный гелием аэростат диаметром 120 м, длиной 170 м и объемом около миллиона кубометров поднялся на высоту 40 км. Через 4 суток ветер погнал его в сторону Северного полюса, и с земли была послана команда завершить эксперимент. На высоте 38 км контейнер с телескопом и аппаратурой открепился от аэростата и через 35 минут приземлился на парашюте на канадский остров Виктория. Техника не пострадала, астрономы занялись расшифровкой собранных материалов. Этот эксперимент лишний раз доказал перспективность строительства стратосферных аэростатов и дирижаблей. Телескоп BLAST лишь чуть меньше знаменитого космического телескопа «Hubble», но оказался почти так же эффективен при стоимости в сотни раз меньшей.
ОТ ТАКТИЧЕСКИХ ДО СТРАТЕГИЧЕСКИХ
Но и в тактическом звене аэростаты и дирижабли уже сейчас начинают брать на себя ряд функций. Так, в Ираке прошел испытания дирижабль, получивший официальное название «Ретранслятор воздушного базирования морской пехоты США» (MARTS — Marine Airborne Re-Transmission Systems). Его назначение — поддерживать связь между действующими в отрыве от основных сил отрядами морской пехоты и командованием. MARTS снабжен приемопередающей аппаратурой и оптико-волоконным кабелем связан с командным пунктом. Он обеспечивает связь с подразделениями в радиусе 180 км. Испытания в Ираке прошли еще в феврале 2005 года, и командование Корпуса морской пехоты намерено разместить в стране четыре таких воздухоплавательных аппарата. Их общая стоимость — 14 миллионов долларов. Это на порядок дешевле, чем создание сети ретрансляторов и вышек, которые к тому же придется усиленно охранять. Дирижабль способен выдержать обстрел из легкого стрелкового оружия и может безопасно приземлиться, даже получив несколько пулевых пробоин. Он способен противостоять ветру силой 90 км/ч и гарантированно находиться в воздухе 2 недели без дозаправки газом.
Для оболочек дирижаблей создаются высокотехнологичные композиционные материалы, способные удерживать гелий, обладающий чрезвычайно высокой текучестью. Кроме этого они обладают целым рядом других необходимых качеств — стойкостью к воздействию солнечной радиации, мороза, влажности, ударопрочностью, радиопроницаемостью. Металлические прочностные элементы — шпангоуты, балки — заменяются легкими композитами на основе карбонатных волокон, что не только облегчает конструкцию, но и делает ее незаметной для радаров. Кроме того, металлические детали на больших высотах подвергаются воздействию озона, усиливающего коррозию.
Американская компания JP Aerospace закончила строить и готовит к испытаниям V-образный дирижабль «Ascender» длиной 53 метра. По программе полигонных испытаний, «Ascender» должен по командам с земли подняться на 30-километровую высоту, пролететь из одного пункта в другой, зависать в определенных точках на некоторое время, а затем благополучно вернуться и приземлиться. По результатам испытаний Пентагон должен будет принять решение о финансировании второго этапа этого проекта — строительстве еще более крупного дирижабля. Конечная цель конструкторов — создать дирижабль V-образной формы шириной в 3 километра и грузоподъемностью около 1000 тонн. На 30−50-километровой высоте он будет недоступен для средств ПВО, в том числе истребителей.
«Ascender» стоит всего 500 тысяч долларов, что гораздо ниже, чем разведывательный самолет, схожий по классу и возможностям. Трехкилометровый супердирижабль совместит качества самолета-разведчика и спутника, но при этом будет висеть в стратосфере месяцами без расходов на горючее и обслуживание. Но в отличие от спутников он будет способен легко менять свое местоположение.
Компания JP Aerospace работает еще над двумя проектами. Один из них называется «Dark Sky Station», это дирижабль длиной 1,8 км. Он предназначен для длительного пребывания на высоте 30−42 км. Второй проект — обслуживающий челночный дирижабль для связи стратосферной станции «Dark Sky Station» с землей. Челнок обеспечит дозаправку станции-дирижабля, замену аппаратуры, ремонт и обслуживание.
Известная авиакосмическая корпорация «Локхид Мартин» по заказу Агентства противоракетной обороны при Министерстве обороны США разрабатывает дирижабль для системы противоракетной обороны (ПРО). Предполагается, что этот дирижабль будет иметь размеры около 170 м в длину и 50 м в диаметре. Он окажется способен не менее месяца находиться на высоте 20 км, а полезная нагрузка составит две тонны. Мощность аппаратуры — 10 киловатт. Электроэнергию он должен получать от солнечных элементов, которыми покрыта оболочка. Задача дирижабля — засекать приготовления к запуску баллистических ракет или их запуск. Он снабжен аппаратурой автоматического контроля полета. Первый демонстрационный полет прототипа намечен на 2006 год. Дирижабль раннего предупреждения будет включен в систему наблюдения и раннего предупреждения наравне с наземными радарами и спутниками. Стоимость одного дирижабля с аппаратурой может составить около 50 млн. долларов. Это существенно дешевле спутника.
НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Как сообщил источник в белорусском военном ведомстве, российские и белорусские конструкторы работают над станцией радиоэлектронного подавления систем прицеливания самолетов потенциального противника. Это будет своего рода оружие самозащиты дирижабля. Материал оболочки подбирается с таким расчетом, чтобы превратить дирижабль в невидимку для радаров и визуального наблюдения.
В России программу военного воздухоплавания пытались возродить в 1956 году. Тогда ОКБ-424 (г. Долгопрудный, Московская область) поручили заниматься этой тематикой в рамках Министерства авиационной промышленности. Но тема государственного развития не получила, и только в 1990-х ОКБ, к тому времени переименованное в ДКБА — Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики приступило к разработке экспериментального полумягкого дирижабля 2ДП грузоподъемностью до 3 т. Из-за недостаточного финансирования работы затянулись, но в перспективе могут быть скоро закончены. Часть агрегатов в конструкции дирижабля взята с выпускающихся вертолетов и самолетов — двигатели, шасси, авионика, — что значительно удешевляет и облегчает постройку образца.
Уже построенные дирижабли демонстрировала на МАКС-2005 компания «Авгуръ». Это гражданские относительно небольшие пилотируемые модели, но переоборудовать их для военных целей не составит труда. Было бы желание. Такие аппараты могут найти широкое применение в различных отраслях народного хозяйства: для контроля трубопроводов, ретрансляции связи, борьбы с лесными пожарами, для транспортировки грузов в зоне бездорожья, заменяя вертолеты и экономя немалые средства.
По мнению экспертов, аэростаты и дирижабли являются оптимальной техникой по критерию «эффективность-стоимость» для контроля морских и сухопутных границ. В частности, они могли бы вести круглосуточный мониторинг степной границы с Казахстаном, которую обычными средствами прикрыть невозможно.
Компания «Авгуръ» еще в 2000 году провела на территории тульского аэропорта испытания привязного унифицированного аэростата УАН-400 с комплексом радиолокационного наблюдения и связи «Кордон-2». Объем аэростата — 400 кубометров, полезная нагрузка — 120 кг, высота подъема — 1200 м. Три треугольных стабилизатора обеспечивают аэродинамическую устойчивость, препятствуя сносу аэростата ветром. Аппарат опускается и поднимается из кузова грузовика «ГАЗ-66» с помощью лебедки. К аэростату подвешена РЛС «Кредо-1Е» (разработка тульского НИИ «Стрела») со щелевой антенной, работающая в диапазоне 2 см. С высоты 300 метров РЛС способна засекать движущиеся и неподвижные объекты на расстоянии 40 км, как на земле, так и низко летящие. Минимальная скорость движущихся объектов — 2,5 км/ч, это скорость прогуливающегося не спеша человека. Станция способна распознавать тип движущихся целей, сопровождать их и отображать обстановку на карте местности. Оператор РЛС может наблюдать за передвижениями техники и живой силы врага, корректировать артогонь.
Комплекс был создан в инициативном порядке на средства предприятий. Ожидалось, что такие аэростаты будут востребованы Чечне. С них удобно контролировать подходы к блокпостам и важным объектам, перевалы и пр. Однако Минобороны ими не заинтересовалось. Мало того, Минобороны запретило использовать дирижабли ГУВД Москвы. Московская милиция должна была получить два дирижабля «Ау-12» и три аэростата «БАРС» для обстановки на городских дорогах.
Эти и другие воздухоплавательные аппараты демонстрировались на авиакосмическом салоне МАКС-2005. «Ау-12М» имеет длину 34 м, объем — 1250 куб. м. Скорость до 90 км/ч, время пребывания в воздухе — 6 часов, дальность полета — 350 км. Экипаж — 2 человека. Кроме того, может быть взят пассажир и до 130 кг груза. Высота подъема — 1500 м.
После пожара на Останкинской башне была разработана беспроводная аэростатная радиосеть («БАРС»). Одноименный аэростатный комплекс на базе аэростата «Ау-17» был испытан в 2001 году на территории РНЦ «Курчатовский институт». В дальнейшем система обеспечивала бесплатный доступ в интернет для всех школ Северо-Западного округа Москвы и очень дешевый доступ для обычных пользователей. Более современная модификация «БАРСа» получила наименование «Рысь». Он поднимается с полезной нагрузкой на высоту до 2 км и в течение 20 дней способен сохранять устойчивое положение при скорости ветра до 25 м/с. Комплекс «Рысь» открывает возможности для серьезных телекоммуникационных проектов, в том числе и в военной области. Среди перспективных разработок стратосферный дирижабль «Беркут», выполняющий роль телекоммуникационной платформы. Его объем 500 тыс. куб. м, длина — 290 м, диаметр — 58 м. Площадь солнечных батарей — 11 тыс. кв. м. Ежедневный средний энергоресурс — 300 кВт. Рабочая высота — 20 км. Продолжительность полета — 6 месяцев. Обеспечивает передачу сигнала на площадь от 200 до 500 тыс. кв. км.
Поскольку отечественные силовые ведомства не заинтересовались дирижаблями, аэростаты военного назначения «Пума» и «Ягуар» российские компании «Авгуръ» и «РосАэроСистемы» представили на авиасалоне в Фарнборо. Там ими заинтересовались некоторые арабские страны. Эти летательные аппараты имеют объем 8900−11 800 куб. м, поднимаются на высоту до 5000 м и выдерживают ветер силой 30−46 м/с. Стоит заметить, что скорость ветра во время тропического шторма — свыше 33 м/с (12 баллов по шкале Бофорта). Аэростаты способны до месяца быть в воздухе с полезной нагрузкой 1700−2200 кг.
В США запатентован гибрид аэростата и радиоантенны. Первый образец — шар диаметром 20 м изготавливается по заказу штаба ракетных войск в Алабаме. Верхняя половина шара покрыта металлической пленкой, которая служит антенной, а нижняя выполнена из радиопроницаемого материала. Сам передатчик находится внутри шара, наполненного газом. Питание подается по кабелю с земли. Такая конструкция проще, дешевле и мобильней обычных антенн-тарелок.
Следует ожидать настоящего бума летательных аппаратов легче воздуха, в том числе военных.