Независимое военное обозрение | Владимир Иванов | 23.09.2005 |
Владимир Иванов
Страны мира продолжают вооружаться, но вопросы обеспечения международной безопасности не становятся менее острыми и еще весьма далеки от разрешения. В современной ситуации ни одно государство, даже находясь на пике военного и экономического могущества, не способно единолично положить конец раздорам конфликтующих сторон, а тем более победить в войне с мировым терроризмом, используя только силовые методы. Такой вывод содержится в вышедшем в 37-й раз аналитическом труде экспертов Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ). Это — «Ежегодник СИПРИ 2005: вооружение, разоружение и безопасность».
НЕСКОНЧАЕМЫЕ КОНФЛИКТЫ
Ход событий в Ираке в 2004 году показал, что контроль за ситуацией в этой стране «потребует возможностей и профессиональных навыков, отличных от способности вести крайне напряженные боевые действия». Для обеспечения стабильности должны быть привлечены существенно большие людские и финансовые ресурсы, чем это было необходимо на этапе проведения военной кампании против армии Саддама Хусейна с использованием самой современной техники.
В предисловии к исследованиям ученых и экспертов директор СИПРИ доктор Алисон Бейлс так сформулировала итоги 2004 года в сфере противодействия угрозам сегодняшнего дня: «Современный мир не может быть безопасным, если не будет обеспечена безопасность всего населения земли. Однако события нескольких последних лет мало способствовали приближению мира к принятию глобальных решений по данной проблеме». Как отмечает г-жа Бейлс, трудности в ее разрешении частично обусловлены тем, что «традиционные способы оценок и обеспечения сбалансированности степени влияния различных участников процесса обеспечения безопасности в глобальном масштабе не соответствуют требованиям современности».
По мнению директора СИПРИ, огромная военная и экономическая мощь США не дает ныне полной гарантии эффективного решения задач Белого дома на Ближнем Востоке. Вашингтон оказался не способен обеспечить достижение своих целей в Ираке без соответствующей институциональной поддержки ведущих стран и поэтому вынужден расходовать громадные средства. Итоги усилий США по стабилизации положения в этом регионе свидетельствуют о том, что все попытки решения подобных проблем в одностороннем порядке и с преимущественным применением силы в значительной мере обречены на провал.
Ряд стран Европейского союза в разрешении кризисных ситуаций в различных регионах пытается идти по пути консолидации действий своих политических, административных и общественных структур, ресурсов. Это специалисты СИПРИ рассматривают как наиболее приемлемую и действенную форму обеспечения безопасности мира в современных условиях.
Эксперты также подчеркивают, что большая часть дискуссий по вопросам строительства нового мирового порядка проходит на политическом макро-уровне. Однако практика показывает, что все провалы в обеспечении безопасности в различных регионах происходят из-за неспособности мирового сообщества вывести эти дебаты на более приземленный уровень, локализовать местные конфликты, обеспечить верховенство закона и способствовать проведению политических, экономических и социальных реформ с максимальной степенью эффективности в каждом конкретном случае.
Угроза стабильности в мире, исходящая главным образом с юга планеты, и попытки противостояния этой опасности со стороны развитых стран показывает малую эффективность чисто военных методов решения данной проблемы. Поэтому многие политики все больше начинают склоняться к мысли о том, что противодействие современным вызовам и угрозам безопасности должно обрести форму согласованных глобальных акций.
ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ
По мнению аналитиков, масштабный рост военных расходов определяется прежде всего политикой США, объявивших глобальную войну мировому терроризму. Военный бюджет Америки в прошлом году вырос на 12% и составил 455 млрд. долларов, т. е. почти половину расходов 32 наиболее мощных в военном отношении стран мира. В эту сумму вошли затраты на борьбу с терроризмом и проведение операций в Ираке и Афганистане, не включаемые в официальный военный бюджет. Специалисты СИПРИ прогнозируют рост ассигнований Пентагону в 2010 году до 502 млрд.
Особенно быстро военные расходы США увеличивались в 2002—2004 годах. Общая сумма дополнительных финансовых вливаний, запрошенных военным ведомством у американского Конгресса на проведение антитеррористических операций после известных событий 11 сентября 2001 года, к февралю этого года составила 341 млрд. долларов.
По данным СИПРИ, суммарные затраты США, Великобритании (47, 4 млрд.), Франции (46,2 млрд.), Японии (42,4 млрд.) и Китая (35,4 млрд.) на содержание своих вооруженных сил в 2004 году приблизились к 2/3 общих расходов остальных 154 стран мира. Россия по объему военного бюджета занимает восьмое место на планете. В 2004 году расходы Министерства обороны РФ увеличились до 19 млрд. долларов- на 5% по сравнению с предыдущим годом.
Особенно интенсивный рост военных расходов в прошлом году отмечался в странах Южной Азии, Северной Африки и Северной Америки. А члены ЕС даже несколько снизили военные ассигнования. Постоянное увеличение военных бюджетов государств Ближнего Востока продолжается с 1996 года, и эта тенденция остается неизменной. Государства региона практически не имеют никаких ограничений на приобретение обычных вооружений. Однако стремление отдельных стран получить доступ к оружию массового уничтожения вызывают серьезную озабоченность в наиболее развитой части мирового политического сообщества.
Приводя свои оценки, эксперты СИПРИ указывают на то, что их экономические данные могут не полностью отражать реальные масштабы военных приготовлений. Это обусловлено тем, что оборонные ведомства некоторых развитых стран все в большей мере начинают использовать практику так называемого «аутсорсинга», когда некоторые виды тылового обеспечения вооруженных сил и обучения военнослужащих выполняются частными фирмами. В результате в определенной мере уменьшаются суммы, выделяемые на оборонные цели, особенно там, где у личного состава ВС высокий уровень зарплаты, поскольку сокращаются объемы накладных расходов. Наиболее активно эту форму экономического взаимодействия с бизнесом использует Пентагон. К подобной практике начинают склоняться и некоторые страны НАТО. По оценкам экспертов СИПРИ, в 2004 году объем «аутсорсинга» в военном деле составил 100 млн. долларов, а к 2010 году эта цифра может удвоиться или даже возрасти еще более существенно.
ПРОИЗВОДСТВО И ПРОДАЖА ОРУЖИЯ
Эксперты отмечают активизацию процесса адаптации производителей вооружений к новым условиям. Современное военное производство США ориентировано на проводимую Пентагоном глобальную модернизацию национальных ВС, на приватизацию некоторых сфер услуг в военной области, а также на возрастание значимости задач по обеспечению внутренней безопасности страны. В странах ЕС основной упор делается на объединение оборонных производств и на консолидацию усилий по выходу европейских производителей вооружений на расширяющийся американский рынок. В 2002—2004 годах суммарная доля США, России, Франции, Германии и Великобритании в мировой торговле оружием составила 81%. Остальные 19% рынка занимали 25 стран ЕС.
В настоящее время наблюдается некоторое замедление процесса концентрации военных отраслей производства путем слияния компаний разных стран и образования международных консорциумов. В 2003 году состоялась купля-продажа шести оборонных фирм, при этом каждый раз фигурировала цифра, превышающая миллиард долларов. В 2004 году зафиксирована только одна такая сделка на сумму в 1,98 млрд долл.
В прошлом десятилетии ведущим компаниям оборонной отрасли мировой экономики удалось существенно повысить свои активы, главным образом, за счет слияния. По своей значимости они вышли на уровень многонациональных корпораций гражданских отраслей промышленности. Объемы продаж ведущих игроков мирового оружейного бизнеса превышают величину валовых национальных продуктов большей части беднейших стран и вполне сопоставимы с ВНП развивающихся стран и даже небольших индустриальных государств. В 2003 году они продали оружия на сумму, равную суммарному экспорту товаров 61 страны третьего мира. Сегодня эти компании начинают занимать все более значимые места и играть важную роль не только в национальных экономиках, но и в мировой.
По сведениям СИПРИ, по международной торговле оружием в 2003 году (последний год, по которому в сборнике приводятся полные данные) лидером являлись США. Однако за пятилетие (2000−2004 годы) на первое место по продажам обычных вооружений впервые вышла Россия. Правда, стокгольмские аналитики предрекают неизбежный спад объемов российского экспорта ВВТ. Это может произойти в том случае, если отечественной оборонке не удастся преодолеть наметившееся отставание от ведущих западных стран в сфере расширения объемов, ориентированных на экспорт военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Тот же фактор не позволяет делать радужные прогнозы относительно перспектив России в торговле оружием с Индией и Китаем. Сегодня каждая из этих стран почти целиком зависит от экспорта российских вооружений. Однако в будущем, если РФ будет не в состоянии предлагать высокотехнологичную и способную выдержать мировую конкуренцию военную технику, ситуация может стать диаметрально противоположной: Дели и Пекин могут повернуться в сторону западных производителей.
Эксперты СИПРИ особенно отметили невозможность получения в большинстве случае полных и достоверных данных по торговле оружием и предоставлению частными фирмами услуг в военной сфере. А информация о ведущихся исследованиях и разработках практически вообще не выходит за пределы компаний. Это обусловлено тем, что не существует жесткого национального и международного регламента, обязывающего производителей вооружений предоставлять исчерпывающую информацию по проводимым ими торговым сделкам и перспективным направления работ. Аналитики могут оперировать только теми сведениями, которые оборонные фирмы предоставляют общественности преимущественно на добровольных началах. Из 150 компаний ОПК развитых стран, оцененных специалистами Стокгольмского института на предмет прозрачности их деятельности, только в документах 41 из них содержалась исчерпывающая информация по объемам продаж.
Как считают эксперты, такое положение вещей с информацией в сфере оружейного производства и торговли крайне затрудняет возможность создания твердой основы для политических и общественных дискуссий по проблеме сдерживания процессов накопления вооружений и военной техники в различных странах. Только создание необходимой международной юридической базы, обязывающей производителей и торговцев регулярно и в жестко установленные сроки предоставлять исчерпывающие отчеты о своей деятельности, может способствовать установлению действенной системы контроля за распространением вооружений и укреплению стабильности мира.
По поводу остальных задач и проблем строительства безопасного мира и по конкретным направлениям их решения в новом труде аналитиков СИПРИ не появилось чего-то особенного нового. Отсутствуют и какие-то радикальные конструктивные предложения. Эксперты только отметили, что в рамках шагов по нераспространению, контролю за вооружениями и разоружению в апреле 2004 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию # 1540. Этот документ является своеобразной инструкцией членам Организации и обязывает их привести в порядок национальные законодательства в части введения эффективных мер контроля за распространением технологий и компонентов, способствующих созданию ядерного, химического и биологического оружия. Однако вопрос о потенциальной возможности использования с санкции СБ силовых методов против государств, отказывающихся выполнять эту резолюцию, так и остался открытым.
Определенные разногласия членов СБ по вопросу о ядерных программах Ирана и Северной Кореи подняли новую волну дебатов по направлениям решения этой проблемы, вызывающей крайнюю озабоченность лидеров Запада. В частности, все громче зазвучали предложения о введении международных ограничений на развитие мощностей для обогащения урана и производства плутония в секторе атомной энергетики.
В целом же выводы ведущих ученых СИПРИ свидетельствуют об одном: обеспечение подлинной безопасности откладывается на очень и очень далекую перспективу.