Русская линия
Независимое военное обозрение Александр Бабакин23.09.2005 

Скоро взводами будут командовать полковники
Впервые после шестилетнего перерыва войска Тыла Вооруженных сил РФ смогли провести масштабные командно-штабные учения

Не случайно говорится, что вода ошибок не прощает. Поэтому учения в Центральном автомобильно-дорожном управлении (ЦАДУ) Тыла Вооруженных сил всегда связаны с немалым риском для военнослужащих. К слову, здесь будет неуместен возможный скепсис: подумаешь, маневры тыловиков. Мол, знаем, как они воюют. Однако 17-я мостостроительная бригада, которой командует полковник Евгений Жуков, прошла всю Великую Отечественную. Награждена орденом Красной Звезды. Отличились воины-мостовики и в двух чеченских войнах. Так, под руководством главного инженера бригады полковника Алексея Лосева в 1999 году на месте взорванного боевиками железобетонного моста через Терек в предельно сжатые сроки был сооружен автомобильный мост из металлических конструкций. Он действует уже шесть лет.

Да и на сей раз дело предстояло нешуточное: наведение через Оку неподалеку от Каширы наплавного моста, паромной переправы, ложного моста, среднего автомобильного разборного моста, организация их охраны и обороны, пропуск автомобильных колонн. Причем ширина реки в районе учения составляет без малого 200 м, глубина — до 10 м, плюс течение. Поэтому в район учений были выдвинуты наиболее подготовленные воинские части центрального подчинения Тыла ВС РФ: помимо мостостроительной бригады — еще и автомобильная, а также автобатальон.

ЗА СЧИТАНЫЕ МИНУТЫ

Командиры всех воинских частей доложили на КП руководителю учений — начальнику ЦАДУ генерал-майору Федору Алексакову о готовности к форсированию. А потом по сигналу к урезу воды пошли мощные КАМАЗы с секциями понтонного моста. Мост длиной 187 м возникал буквально на глазах. Вот уже смонтированы на обеих берегах специальные устройства для въезда и съезда. К ним крепится лента понтонов. Зазор между элементами несколько миллиметров, что обеспечивает жесткость всей конструкции.

Сразу же создается и противодиверсионная оборона. Вверх по течению в 1−2 км от моста размещается верховая речная застава, в 700 м вниз по течению — низовая. На угрожаемых направлениях расположились сторожевые посты. Кроме того, мост со всех сторон прикрыт от возможного нападения так называемыми закрытыми зонами, где выставляются противопехотные, сигнальные мины и различные инженерные заграждения. Патрули днем и ночью охраняют свои участки протяженностью от 300 до 500 м.

Довольно внушительный наплавной мост через Оку был собран примерно за 40 минут. Специально для «НВО» начальник дорожного отдела полковник Анатолий Сафронов пояснил, что максимально на подобную работу может уйти час — все зависит от количества звеньев-понтонов всей конструкции. Грузоподъемность наплавного автодорожного понтонного моста 40−60 тонн с проезжей частью 6,8 м. «У этих мостов есть немалые перспективы, — пояснил офицер, — их боевые возможности наращиваются».

Специальными площадными масками помех из угловых отражателей переправа защищена от радиолокационной разведки противника. Для скрытия от оптической разведки была поставлена дымовая завеса, которая плотно окутала сам мост и довольно большой участок реки с берегами.

Неожиданно откуда-то катер потянул через всю реку вереницу каких-то странных черного цвета больших бочонков. Как пояснил начальник пресс-службы Тыла ВС РФ полковник Александр Колпаков, это ложный мост из резиновых отражателей. И еще вызвало недоумение, почему солдаты в обычном обмундировании защитного песочного цвета работали по пояс в уже холодной воде. Александр Колпаков объяснил, что на солдатах — не обычная форма одежды, а специальная — пропитанная особым влагоотталкивающим составом и совершенно непромокаемая.

На противоположной стороне реки из леса внезапно начали выезжать КАМАЗы — топливозаправщики, бортовые грузовики. Машины сразу же пошли на довольно приличной скорости по понтонному мосту на противоположный берег сквозь облака маскировочного дыма и дорожной грунтовой пыли. Вел колонну на легковом вездеходе командир автомобильного батальона полковник Евгений Виноградов. В это время комендантские подразделения обнаружили диверсантов противника и вступили с ними в огневой бой. Сквозь дымовую завесу замерцали огни автоматных и пулеметных очередей, хлопушками взрывались имитаторы боевых гранат.

Со стороны было заметно, как раскачивался понтонный мост. В этом месте у Оки довольно сильное течение. Для поддержания всей шаткой конструкции в него уперлись носами два катера. Буруны за ними показывали напряженную работу мощных дизелей.

Учебный бой на берегу не утихал, и в это время на мост устремился один из лучших автобатальонов Тыла ВС РФ из Дмитровской автобригады под командованием майора Вадима Шатохина. Это единственная тыловая воинская часть, которая за участие в войне в Чечне впервые в истории Тыла ВС РФ награждена вымпелом министра обороны РФ «За мужество и воинскую доблесть». Более 168 военнослужащих этой бригады удостоены государственных наград за выполнение боевых задач на Северном Кавказе. Огромные могучие «Уралы"-автозаправщики, казалось, ехали по воде. На бортах надписи «Огнеопасно». Во всех машинах со стороны водителей в кабинах висят бронежилеты. Так поступать подсказал полученный боевой опыт.

Наконец из леса показался последний «Урал"-тягач. Он словно санитар проследовал за своей колонной. К счастью, его помощь не потребовалась.

И все же не обошлось без потерь, правда, условных. Руководитель заявил, что из-за нападений авиации, диверсионных групп «урон» в личном составе автомобильного батальона — примерно 10%. Но часть сохранила управление и боеспособность. То есть при форсировании широкой водной преграды удалось доставить войскам крайне необходимое горючее. Однако и сам наплавной понтонный мост был поврежден. И тогда командир мостового батальона принял решение организовать из имеющихся секций понтонов паромную переправу. Уцелевшие звенья подтянули к берегу, и примерно через 10 минут они были переоборудованы в несколько самоходных паромов грузоподъемностью по 40 тонн. А вскоре по подъездным аппарелям на них въехали грузовые КАМАЗы, через 5 минут оказавшиеся на другом берегу Оки.

ВСЕГО ШЕСТЬ ЛЕЙТЕНАНТОВ

Автомобильные колонны ушли в пункт передачи материальных средств войскам. И вот там удалось застать генерал-майора Федора Алексакова. Он отметил, что подобные учения не проводились шесть лет, а сегодня стали возможны благодаря тому, что в военном бюджете наконец-то появились средства для должной боевой подготовки. Именно поэтому 1500 военнослужащих, 500 единиц техники и вооружения отработали в районе Оки необходимые задачи. Маневры подобного масштаба должны происходить один раз в два года. Конечно, если и впредь будут выделяться деньги.

С явным удовлетворением генерал отметил, что на этих учениях «воевали» 6 молодых офицеров — выпускников военных вузов этого года. У них, мол, неплохая подготовка. После этого естественно возникли вопросы: почему на 1500 военнослужащих всего 6 лейтенантов и кто же тогда командует взводами? Однако они повисли в воздухе.

Объективную оценку учений на Оке дал присутствующий на них бывший начальник Главного автомобильного управления Минобороны РФ генерал-полковник Николай Зазулин: «Думаю, что руководитель учений все правильно организовал. Более того, понтонно-мостовую технику надо всегда держать в боеготовом состоянии. Ведь не только во время боевых действий, на войне она необходима, но и в мирное время — для оказания помощи населению при ликвидации последствий природных катастроф, наводнений, что, в общем-то, и делают эти тыловые войска».

Потом демонстрировался монтаж среднего дорожно-разборного моста, предназначенного для скоростного восстановления разрушенных и строительства новых высоководных мостов над реками и озерами, были показаны паромы большой мощности, установки завинчивания и забивания свай в грунт, другая техника мостовых бригад. Возле поднявшегося над озером на высоте 3−5 м довольно внушительного автомоста два полковника объяснили обозревателю «НВО», как возводится это сооружение. Оказалось, что скорость работ зависит от времени установки свайно-ростверных опор. Сами пролеты очень быстро собираются на сборочной площадке. На предыдущих учениях примерно за сутки через Оку был построен такой мост длиной 362 м. И сразу по нему пошли потоком танки и машины. При этом один из полковников в сердцах посетовал, что мало осталось в частях подготовленного личного состава из-за прошедших реформенных сокращений. Людей — минимальное количество. По мнению этих офицеров, прошедших через Афганистан и Чечню, главное сейчас для мостовых бригад — не потерять боевой опыт.

Но кто будет его передавать? И кому? Хорошо, что шесть лейтенантов пополнили ряды мостовиков и автомобилистов. Да, пока в части Тыла приходит молодежь. Но в то же время из этих войск 30-летние капитаны и майоры уходят на гражданку из-за низкого денежного содержания, отсутствия жилья. Не хотят ждать годами лучшей доли. Те же два полковника откровенно сказали, что нажили в своих войсках седину в волосах да болячки в теле. А после увольнения в запас в пятьдесят лет уже не будет сил начинать новую карьеру. Поэтому не прельщает сейчас молодежь армейская служба.

Так что через два года на будущих масштабных учениях Тыла ВС РФ на Оке или Дону, вполне возможно, мостовые и автомобильные взводы поведут «в бой» седые полковники. Хотя не хочется в это верить.

http://nvo.ng.ru/forces/2005−09−23/3_vzvody.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика