На Тоцком полигоне ПурВО прошли дивизионные тактические учения с боевой стрельбой. План учений, утвержденный их руководителем, командующим общевойсковой армией генерал-лейтенантом Александром Студеникиным, предусматривал реализацию объемного перечня мероприятий. Предстояло осуществить переброску железнодорожным транспортом из мест постоянной дислокации в район учебных боевых действий нескольких воинских частей, организовать оборону и вступить в бой с наступающим «противником». Маневры показали, что длительные перерывы в проведении подобных масштабных мероприятий крайне негативно сказываются на боеспособности войск.
Учение началось с приведения воинских частей соединения в различные степени боевой готовности. Получив соответствующий приказ, оперативный дежурный дивизии подполковник Олег Стицюк в целом действовал уверенно. За тем, как идет оповещение, насколько твердо дежурные по частям знают свои обязанности, следили группы контроля. Если проверяющие в ходе работы выявляли недостатки, то подсказывали обучаемым, как их лучше устранить.
В то же время решение командира дивизии полковника Алексея Салмина на перевод соединения с мирного на военное время носило общий характер. Недостаточно конкретно он определил задачи дивизии и направление сосредоточения основных усилий. Такого рода доклады желательно производить с максимально возможным количеством наглядных схем и плакатов. Это существенно упрощает понимание должностными лицами подаваемой информации.
Загрузка материальных средств частей на технику шла в соответствии с графиком. Но из-за отсутствия средств механизации погрузочно-разгрузочные работы проводились в недостаточно высоком темпе. Да и сам график загрузки материальных средств был составлен таким образом, что все части дивизии начали погрузку одновременно. Это привело к неразберихе на площадках погрузки.
Накануне проведения учений в частях и подразделениях прошел большой комплекс мероприятий по подготовке техники к предстоящим учебно-боевым действиям. Но по различным причинам более 30 ее единиц оказались неисправными. К тому же на некоторых автомобилях, которым предстояло принять участие в учениях, отсутствовали запасные колеса, зеркала заднего вида, щетки стеклоочистителей, огнетушители.
Оставляло желать лучшего формирование колонн. План комендантской службы верстался в спешке. Поэтому он, как показала динамика событий, был исполнен не лучшим образом. Колонна танкового полка вынуждена была в течение полутора часов бездействовать, ожидая прохождения мотострелков, а колонны других воинских частей и подразделений совершили марш по дороге руководства.
Что касается документов и распоряжений на выход дивизии в районы сосредоточения, то формально они были исполнены, казалось бы, безупречно. Но практически ни одна из запланированных задач по инженерному обеспечению в ходе марша не была выполнена. Инженерная разведка маршрутов выдвижения не велась, отряды обеспечения движения и группы разминирования во многих воинских частях так и не были созданы. Вследствие этого было условно уничтожен несколько единиц техники.
Один из мотострелковых полков в соответствии с легендой учения прошел прямо через участок «пожаров», а командир этого и… не заметил. Соответственно личный состав не предпринял никаких действий, чтобы обезопасить себя и технику от огня. Отдельные подразделения не отреагировали на подрыв имитационного фугаса, хотя находились в зоне условного поражения. Можете представить себе результат такого марша, будь бой реальным…
Выполнение этих и последующих мероприятий осуществлялось на фоне динамичной и сложной обстановки, создаваемой посредническим аппаратом. В период выдвижения пунктов управления в реальные районы наращивания обстановки подавались вводные о действиях «бандформирований» и «диверсионных» групп. Боевое охранение мотострелкового полка, которым командует подполковник Вячеслав Рыченко, не допустило нападения «диверсионно-разведывательной группы» («ДРГ»). Мотострелки своевременно и на нужном направлении организовали засаду, которая «уничтожила» разведчиков противоборствующей стороны. А вот отдельный батальон связи проигнорировал возможность нападения «диверсантов». Но стоит ли этому удивляться, если ранее, в ходе уточнения задач, начальник разведки дивизии подполковник Владимир Пегасин докладывал обстановку не по своей карте, а по карте командира дивизии. Естественно, информация о «ДРГ» была расплывчата и неконкретна. Многие подчиненные так и не уяснили, какие же силы и средства разведки необходимы для решения поставленных задач.
Угрожающее положение в ходе этого этапа учения сложилось с организацией управления войсками. Так, в отдельном противотанковом артиллерийском дивизионе поступившую кодограмму смогли декодировать лишь через 40 минут. Большие нарекания вызвало качество связи. В некоторых частях не подготовили должным образом единые переговорные таблицы. В ходе выдвижения в район сосредоточения управление осуществлялось в радиосети командира соединения, а не в радиосети комендантской службы, как это положено. На марше многие офицеры продемонстрировали слабое владение правилами ведения радиообмена. В результате были раскрыты в эфире частоты радиосети командира дивизии и начальника артиллерии одного из мотострелковых полков.
С получением предварительного и боевого распоряжения на подготовку обороны в условиях отсутствия соприкосновения с противником работа командира и штаба дивизии была организована правильно, алгоритм работы по организации боя выдержан.
Распоряжения командирам частей на выдвижение и занятие участков и районов обороны, позиционных районов достаточно ясно трактовали порядок и сроки выполнения этой задачи. Но почему-то все части и подразделения практически одновременно ринулись занимать свои места в боевом порядке. Ни о какой плановости и речи не велось.
Инженерное оборудование полосы обороны в основном провели по правилам современного общевойскового боя. Но в отдельных частях умудрились разместить подразделения под вероятными траекториями огня своей артиллерии.
Основным содержанием заключительного этапа учений было практическое управление подчиненными, приданными частями и подразделениями в ходе оборонительного боя дивизии как днем, так и ночью. В целом вопросы этапа были отработаны в полном объеме, однако непрерывность и качество управления подчиненными частями и подразделениями по-прежнему оставляли желать лучшего.
Вновь подкачала разведка. Она не в полной мере обеспечивала командира дивизии своевременными и достоверными данными о «противнике». Особые трудности в управлении частями дивизии возникли при бое ночью, которые усугублялись не только ограниченной видимостью, но и недостоверной информацией со стороны командиров частей. Начальник артиллерии дивизии полковник Григорий Степанов в ходе работы излишне увлекся выполнением непосредственной задачи, при этом общую обстановку не отслеживал, не давал командиру дивизии конкретных предложений.
Низкая обученность экипажей боевых машин мотострелкового полка полковника Николая Захарова привела к тому, что тактические учения для этой части превратились в отработку задач по эвакуации техники. В результате этап боевой стрельбы роты второго эшелона в этой воинской части был сорван.
* * *
За действия на Тоцком полигоне соединение получило лишь удовлетворительную оценку. Но следует подчеркнуть, что подобные мероприятия не проводились в Вооруженных Силах более десяти лет, а в округе — более двадцати. За это время выросло целое поколение офицеров дивизионного и полкового звена, которое не принимало участия в таких крупномасштабных учениях на местности.
Главный результат учений заключается в том, что проверяющие и руководитель учения генерал-лейтенант Александр Студеникин прояснили картину истинного положения дел в соединении, наметили задачи на завтра, чтобы научить командиров качественно решать поставленные боевые задачи.
Основная причина наблюдавшейся неорганизованности во время выполнения различных задач в ходе учения, сделали вывод проверяющие, — отсутствие достаточного опыта и необходимых профессиональных навыков у офицеров дивизионного и полкового звена при низком общем уровне подготовки офицеров звена взвод — рота (батарея) — батальон (дивизион). Для совершенствования навыков боевой работы в воинских частях соединения необходимо в первую очередь поднять качество командирской учебы.
Одним махом устранить недостатки, выявленные в ходе учения, конечно, невозможно. Командование объединения понимает, что предстоит долгая кропотливая работа, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
http://www.redstar.ru/2005/09/2309/201.html