Поминовение павших воинов — древний обычай Руси. И вот в сентябре 2005 года на Куликовом поле не просто проходят торжества, посвященные 625-летию победы Дмитрия Донского и его витязей над ратью Мамая. Молитвы, возносимые там, — о душах всех воинов, живот за Отечество положивших. Куликовская победа явилась одним из важнейших военных событий в нашей истории. Она стала символом всей ратной славы Отечества — славы наших предков, наших дедов и отцов, наших братьев, жизнями своими заплативших за существование России и ее народов.
Это значение Куликовской битвы было осознано уже князем Дмитрием Донским и его современниками. Именно поэтому Донской установил особый день поминовения павших — Дмитровскую субботу, приуроченную к дню памяти (8 ноября нов. ст.) святого воина Дмитрия Солунского — покровителя православного воинства.
Традиционно считается покровителем православного и вообще христианского воинства святой Георгий Победоносец. Но для Руси особо почитается и святой воин-мученик Дмитрий Солунский. И это, как представляется, неразрывно связано с победой Дмитрия Донского на Куликовом поле. После нее появилась на Руси новая чтимая икона святого — он на коне поражает Мамая. Не случайно и то, что Дмитрий Донской установил особый праздник поминовения воинов, а не ограничился возведением храма. Не случайно и то, что одной из наиболее чтимых икон на Руси считается чудотворный образ Божией Матери Донской.
Сама битва явилась решающей развязкой противостояния Руси с Мамаем в 1374 — 1380 годах. После ряда набегов войск Мамая и сражений (неудачное для русских в 1377 году на Пьяне, удачное — в 1378 году на Воже) силы изготовились к решающей схватке. Мамай собрал большое войско и договорился о военном союзе с великим князем литовским. Поддержать их должен был рязанский князь Олег (который, однако, как и в 1378 году, уклонился от участия в событиях). Ягайло и Мамай должны были соединиться в верховьях Дона, но не успели. Когда литовское войско было в двух переходах от Куликова поля, на него уже вышла русская рать под рукой великого князя московского и владимирского Дмитрия. Он навязал противнику сражение до того, как успел подойти Ягайло. И его стратегический расчет полностью оправдался. Поначалу битва шла с переменным успехом, однако прекрасная тюркская конница начала-таки теснить левое крыло русских и ситуация для них стала критической. Но в этот момент из засады на правое крыло ордынцев обрушился засадный полк под рукой князей Владимира Серпуховского и Боброка Волынского. Разгром ордынцев был полный. Не помогла им и наемная генуэзская пехота. Мамай бежал, весь его стан попал в руки победителей. Эта победа на Куликовом поле и стала рубежом, после которого Русь называют Великой.
В связи с этим представляется необоснованным преувеличивать политические последствия набега хана Тохтамыша на Москву в 1382 году. Якобы сожжение Москвы и ряда других городов аннулировало Куликовскую победу и восстановило ордынское иго над Русью. Да, последствия набега Тохтамыша были ужасны. Но были и не менее страшные набеги крымских татар и турок, к примеру в 1521 и 1571 годах. Тем не менее о зависимости Москвы от Крыма и речи не было. Так и Тохтамыш, обманом взяв Москву, поспешил немедленно убраться. Сама особая скрытность подготовки нападения и стремительность ухода после известия о победе князя Владимира Серпуховского над отрядом ордынцев под Волоком свидетельствуют прямо: Тохтамыш даже не ставил задачи восстановления прямой зависимости. Ему требовалась дань, а война за полное подчинение Руси в его планы не входила.
Победа на Куликовом поле является началом подлинного возвышения Великой Руси. Да, после 1382 года была возобновлена выплата дани Орде. Но это уже была по сути дела не дань, а «отступное», для того чтобы ордынцы набегами не разоряли страну. Именно это «отступное» и платили затем с частыми и долгими перерывами до 1476 года. Не случайно затем на протяжении XVI—XVII вв.еков крымские ханы упорно пытались заставить Москву называть выплаты в Крым «выходом», то есть данью, в то время как из Москвы хладнокровно отвечали — это «поминки», то есть подарки. Но такие же «поминки» достаточно часто шли в то время в Крым и от польско-литовских государей. Таковы были реалии того времени — или «гуманитарный» набег с гибелью и уводом в рабство тысяч подданных, или плати.
При этом давно пора сказать, что уплата дани не была чем-то из ряда вон выходящим. Так, после поражения сербов и македонцев в битве на реке Марице от турок в 1371 году дань турецкому султану стал платить император Византии. Более того, он обязан был выставлять войска в султанское войско во время походов и в конце XIV века византийские отряды участвовали во взятии турками-османами последних греческих городов в Малой Азии. А во второй половине XVI века дань османскому султану за часть Венгрии платил даже австрийский император! Более того, ряд государств Европы в XVI—XVIII вв.еках платил алжирским пиратам за право судоходства на Средиземном море.
Стоит также отметить особое место Куликовской битвы и в ряду крупнейших мировых событий того времени, решавших судьбы Европы и Азии. Во второй половине XIV века в важнейших битвах европейских народов с тюрками только Русь смогла одержать решающую победу. Так, в 1371 году турки-османы разгромили превосходящие силы сербов на Марице, в 1389 году на Косовом поле они же истребили сербское войско, в 1396 году они же уничтожили при Никополе крестоносное войско, собравшееся со всей Европы, а в 1399 году Едигей разнес в пух и прах войско Витовта на Ворскле. И только Русь в 1380 году разгромила наголову войско Орды. Подчеркнем, что речь идет о величайших битвах того времени. И если победы осман 1371, 1389, 1396 годов предопределили на века историю не только Европы, но и Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, поражение Витовта — последующую незавидную участь Литвы, то Куликовская победа дала Руси шанс создать могущественную державу, со временем ставшую одним из вершителей судеб мира (в частности, и тех же осман).
Пора отказаться от примитивных схем («Куликовская битва 1380 года — первая победа; Стояние на Угре 1480 года — свержение монголо-татарского ига»), и понять, что «иго» (притом, что Русь никогда не видела настоящего ига, которое пережили под турками-османами балканские народы), как таковое было свергнуто еще в 1370-х годах, а Куликовская битва 1380 года покончила с ним окончательно. Далее идут лишь эпизодическая выплата дани и политические комбинации, где использование ордынцев в политических интересах Москвы чередуется с борьбой против их отдельных враждебных выступлений.
Меч Донского, политический гений его воспитателя — святого митрополита Алексия и духовный подвиг святого Сергия Радонежского создали действительно Великую Русь.
И это была такая Русь, что уже в 1396 году византийский император обратился к Москве за денежной помощью в борьбе против турок. И великий князь московский Василий Дмитриевич отправил ему 20.000 рублей — огромную по тем временам сумму! А в 1411 году последовала новая просьба из Царьграда (Константинополя) — выдать замуж за византийского царевича Иоанна дочь великого князя московского Анну. Великий князь Василий Дмитриевич потребовал, чтобы жених лично прибыл в Москву. И царевич Иоанн действительно приехал в Москву, где и состоялась свадьба, после чего молодоженов сопроводило в Царьград большое московское посольство. Вот какова была Русь ПОСЛЕ Куликовской битвы. И если мы сегодня мало обращаемся к собственной истории и часто не знаем реальных фактов, это вовсе не отменяет подлинного величия Руси, России, которое было завоевано на Куликовом поле.
http://www.redstar.ru/2005/09/2209/409.html