Наша страна по праву считается законодателем мод в мировом танкостроении. А его столица располагается в Нижнем Тагиле. И это не случайно, ведь именно здесь находится ФГУП «Производственное объединение «Уралвагонзавод» («ПО «Уралвагонзавод») — «главная танковая кузница» России. На базе ведущего предприятия отечественной «оборонки» прошла научно-практическая конференция, посвященная 85-летию танкостроения, перспективам развития бронетанкового вооружения и техники.
О важности и значимости этого мероприятия говорит то, что в работе конференции приняли участие советник Президента России Александр Бурутин, начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский, начальник Управления промышленности обычных вооружений Роспрома Александр Потапов, губернатор Свердловской области Эдуард Россель, директора ведущих предприятий «оборонки».
Танкостроение наравне с другими отраслями промышленности является основополагающей для экономического развития государства. Здесь, как и во всем ОПК, должны быть задействованы самые современные научные разработки и передовые технологии. Как это ни банально звучит, но иметь современное оружие при устаревшей производственной базе невозможно. И «оборонка» должна быть ориентирована в первую очередь не на экспорт, а на обеспечение собственных Вооруженных Сил.
Однако у России нет средств на многочисленные и масштабные программы вооружений. Экономические возможности любого государства небеспредельны. Насколько они реальны при нахождении в войсках 17 модификаций танков, такого же количества ракетных комплексов стратегического назначения, 23 комплексов радиолокационных средств и т. д., по многим параметрам просто дублирующих друг друга, понятно без лишних объяснений. Для сохранения боевого потенциала армии надо думать о технике, отвечающей условиям боя завтрашнего дня.
С начала 1990-х годов отечественное танкостроение стояло на грани выживания. Реформаторам казалось, что перевести страну на новые экономические рельсы весьма просто, достаточно директивных указаний. Даже загрузку заводов гособоронзаказом 5−10 процентов в год считали лишней. Все расчеты опирались на прогнозируемую прибыль от экспорта военной продукции. Вот только покупатели не спешили выстраиваться в очередь за российской военной техникой и оружием. Результаты популистского реформирования и «реструктуризации» производства оказались весьма плачевными. Началась деградация оборонно-промышленного комплекса, в том числе и танковой отрасли.
В то время военное ведомство могло лишь поддержать производственников в Нижнем Тагиле и Омске только заказами на выполнение некоторых работ по опытной модернизации. Танкостроители, предоставленные сами себе, выбирали стратегию и тактику для выживания. Каждый «примерял на себя» новые экономические условия.
На Омском заводе транспортного машиностроения ожидали зарубежных заказов. Итог получился плачевный. Танковое производство на ОЗТМ по сути разрушено. Руководству предприятия удалось сохранить производство основной номенклатуры запасных частей танков Т-80. В последние годы восстановлено производство гусеничных лент. Однако до сих пор не решен вопрос о создании рационального по форме и масштабам спецпроизводства. В итоге выполнение программы вооружения по номенклатуре завода находится под угрозой.
Руководство «ПО «Уралвагонзавод» выбрало свой путь. Оно смогло найти решения, позволившие сохранить танковое производство. Завод получил поддержку на областном уровне и стал наращивать темпы выпуска гражданской продукции. В настоящее время «ПО «Уралвагонзавод» выпускает по сто вагонов в сутки. Уральцы серьезно занялись выставочной деятельностью, и это дало свои плоды. Только на прошедшем недавно форуме «Магистраль-2005» производственное объединение заключило ряд договоров на поставку различной продукции.
Полученные средства идут на серьезное техническое перевооружение всего предприятия. Под руководством его генерального директора Николая Малых разработана программа, предусматривающая к 2010 году полную модернизацию Уральского вагоностроительного завода. А это значит, что УВЗ способен ежегодно выпускать несколько сотен современных танков Т-90.
Казалось бы, ситуация стабилизируется. Уральцы сохранили производство, сибиряки его восстанавливают. Некоторые видят решение всех проблем только в финансировании, забывая о других подводных камнях. Например, об отсутствии четкой оценки стоимости военной техники, устаревших сроках по опытно-конструкторским работам (некоторые из которых начаты еще в 1980-х), налаживании серийного производства. А ведь за это время изменились элементная база, возможности промышленности и требования военных. Выход видится только один. Необходимо критическое осмысление достигнутого и безжалостное избавление от груза «потемкинских деревень». Государство не должно финансировать «прожекты» вчерашнего дня.
Военным и оборонщикам пора научиться говорить на одном языке. Хватит вводить в заблуждение друг друга, когда заказчик «кормит» обещаниями выделить средства, заложенные в бюджет страны, а промышленники раз за разом отодвигают сроки выполнения ГОЗ, ожидая реального финансирования.
Не менее злободневная проблема — ничем не обоснованное повышение стоимости сырья и энергоресурсов. Цены на них из месяца в месяц растут как на дрожжах. В таких условиях ни о каких долгосрочных контрактах не может идти речь. И последнее слово за государством. Иначе ни о какой программе перевооружения можно не говорить.
В настоящее время на вооружении нашей армии находится около 20 тысяч танков и другая бронетехника. Удельный вес современных боевых машин составляет не более 20 проц. Для сохранения боевого потенциала сухопутных сил необходимы модернизация стоящих на вооружении Т-72, Т-80, БМП-2, БТР-60, БТР-70 и выпуск новой бронетехники Т-90, БМП-3, БМП-4, БТР-80. В связи с этим нельзя допустить дальнейшего снижения мобилизационных мощностей предприятий страны, которые уже сократились по выпуску танков в 20 раз, по БМП и БТР — в 5 раз.
На высшем государственном уровне определены меры для вывода отросли из кризиса. Со следующего года запланировано увеличение гособоронзаказа на военную продукцию. Планирование на трехлетний период можно считать только начальным этапом работы государства на перспективу. В дальнейшем сроки программы танкостроения станут рассчитываться на 5-летний и более длительные периоды.
Теперь о конструировании. Здесь в числе первых шагов государства специалисты называют выделение средств на разработку перспективных образцов в рамках комплексных программ. На нынешнем этапе развития отечественного танкостроения необходима консолидация научных, технологических и производственных потенциалов. Пора вернуться к хорошо зарекомендовавшей себя в прошлом практике создания советов главных конструкторов и руководителей проектов из должностных лиц промышленности и руководящего состава Минобороны. ОКР по созданию перспективного танка нужно дать «зеленый свет».
В ходе модернизации серийной и разработке новой бронетехники следует учитывать основные мировые тенденции ее развития. Прежде всего делается ставка на боеприпасы повышенной мощности, разработку новой брони, информационно-управляющих систем с использованием современной вычислительной техники, малогабаритных высокоэнергетических силовых установок.
Танк XXI века невозможен без высокого информационного потенциала. Еще совсем недавно кое-кто отвергал многофункциональные дисплеи на боевых самолетах, видя в них «дорогое излишество». А сегодня конструкторы и военные считают жизненно важным обеспечить подобными комплексами, в том числе и спутниковой навигацией, танковые экипажи. Это позволит не только заметно увеличить боевые возможности машины, но и выполнять диагностику всей аппаратуры.
Если мы хотим остаться лидером в танкостроении, то нам необходимо преодолеть наметившееся отставание по тепловизионным приборам наблюдения и прицеливания.
Россия имеет хорошие заделы в конструировании танков. Стабилизация экономики позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
http://www.redstar.ru/2005/09/2009/201.html