Красная звезда | Юрий Авдеев | 17.09.2005 |
Эффективным средством разведки является и БПЛА Ка-137. Реализуемость отечественных проектов БПЛА вертолетного типа доказана испытаниями демонстратора технологий Ка-37 и серийным производством его корейского аналога. На новых аппаратах предполагается установить стандартные системы оптико-электронной разведки в устройствах ГОЭС.
Для повышения вероятности уничтожения целей в первой атаке в район предстоящих боевых действий на легких разведывательных вертолетах Ка-226 перебрасываются передовые авианаводчики (ПАН) и разведывательные группы.
После принятия решения офицер управления ГБУ организует вывод в район нахождения цели группы ударных вертолетов в составе Ка-50 (принят на вооружение в 1996 году), Ми-28Н (находится на испытаниях) и командирской машины Ка-52 (прошел первую часть испытаний).
Огневое поражение бронецелей и других объектов можно возложить на штурмовики Су-25СМ, вооруженные ПТУР «Вихрь», и фронтовые бомбардировщики
Су-24М, применяющие контейнеры с самоприцеливающимися суббоеприпасами. Возможность подсветки целей вертолетом Ка-50 в интересах истребительно-бомбардировочной, фронтовой и штурмовой авиации уже продемонстрирована и подтверждена на одном из полигонов российских ВВС.
Прикрытие ударных сил от авиации противника осуществляют истребители и зенитно-ракетные части ВВС и сухопутных сил, получающие целеуказание от тех же вертолетов РЛД Ка-31. Помимо этого обнаружение низко летящих целей выполняется вертолетами Ка-52, которые оснащены двумя РЛС. Унифицированные приборные панели с многофункциональными дисплеями и индикаторами тактической обстановки КАБРИС на этих вертолетах позволяют передавать и получать всю тактическую информацию телекодом, т. е. в закрытом режиме.
Здесь необходимо особо подчеркнуть, что до настоящего времени армейская авиация подобной возможности не имела. Опыт боевых действий в Чечне показывает: вынужденный обмен информацией по открытым радиоканалам зачастую приводит к ничем не оправданным потерям в личном составе и технике.
Вернемся к перехватам воздушных целей. Выполнение этой задачи не составит проблем и для экипажей вертолетов Ка-52, вооруженных УР класса «воздух-воздух» «Игла-С» или РВВ-АЕ. В дуэльной ситуации, когда вертолетной группе под управлением Ка-52 будут противостоять лучшие иностранные вертолеты, преимущество останется на стороне отечественных машин. Для такого оптимистического заявления есть веские причины. Прежде всего, бортовая РЛС «Арбалет-52» в сравнении с зарубежными аналогами имеет лучшие характеристики по дальности обнаружения и разрешающей способности. А ПТУР «Вихрь» не имеет равных по дальности и мощности боевой части. Отличительной чертой вертолетов нового поколения Ка-50, Ка-52 и Ми-28Н является расширение унифицированных средств поражения с штурмовой авиацией. При этом артиллерийские системы ударных «вертушек» аналогичны БМП-2 и БМП-3.
В бою важна не только номенклатура средств поражения, но и то, когда их можно использовать. Круглосуточность применения системы армейской авиации гарантируется наличием в ее составе как комплексов РЛД, так и «ночных» вертолетов Ка-52 и Ми-28Н. Основные проблемы создания в России ударных вертолетных группировок, способных применять управляемое оружие и летать ночью, полностью решены. Освоены в серии приборы ГОЭС, очки ночного видения «Гео-ОНВ» (приняты на снабжение Вооруженными Силами) и «Скосок». На модернизированных Ми-24ПН апробирован круглосуточный комплекс «Радуга».
Устойчивость рассматриваемой системе армейской авиации придают унификация элементов комплексов БРЭО и их построение по схеме с открытой архитектурой. Кроме того, комплексы БРЭО вертолета РЛД Ка-31, ударных Ка-50 и Ка-52, транспортного Ка-60 и разведывательно-ударного Ка-60ТР построены по модульному принципу и взаимозаменяемы поблочно, что сокращает номенклатуру запасных частей, перебрасываемых в район боевого применения.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что Вооруженные Силы РФ уже в ближайшем будущем могут получить армейскую авиацию нового поколения, создаваемую на проверенных технических и технологических решениях. В частности, на ОАО «ААК «Прогресс» все готово к серийному производству Ка-50 и завершается подготовка к выпуску Ка-52. Вертолеты Ка-31 серийно изготовляются в Кумертау, БРЭО выпускается в подмосковном Жуковском, оптико-электронные системы — в Екатеринбурге. На Урале подготовлено серийное производство ПТУР «Вихрь», корпорация «Тактическое ракетное вооружение» готова к поставкам РВВ-АЕ, а Коломенское КБМ — комплексов «Игла-С».
Все это не только сводит технические и экономические риски к минимуму, но и делает идею качественного изменения армейской авиации вполне реализуемой. Во главе угла перевооружения армейской авиации должен лежать системный подход, комплексирование уже созданных вертолетов и наземных (воздушных) средств управления. Для завершения создания системы армейской авиации и придания ей возможности выполнять боевые задачи круглосуточно и в любых метеоусловиях необходимо завершение опытно-конструкторских работ по перспективной технике — ударным Ми-28Н, Ка-52, сухопутной модификации вертолета РЛД Ка-31 и среднему многоцелевому Ка-60. В такую систему могут и должны быть интегрированы Ми-8АМТШ, Ми-24ПН и Ка-50.