Отечественный авиапром сегодня выступает своеобразным локомотивом, способным на своих плечах, а вернее — крыльях, вытянуть всю российскую промышленность из бездорожья на широкий тракт. Казалось, февральское заседание Госсовета, давшего «зеленый свет» Объединенной авиастроительной компании, — еще один шаг на этом пути. Однако если отойти от деклараций и посмотреть на реальность, то картина открывается довольно противоречивая. Еще одно тому подтверждение — острейшая ситуация вокруг авиализинговой компании ОАО «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК).
Тревогу бьют главы администраций Воронежской и Ульяновской областей, высказав в обращении к Президенту России свою серьезную озабоченность положением дел, и депутат Государственной Думы РФ, президент Национального инвестиционного совета Александр Лебедев. Их обеспокоенность понять можно, ведь речь идет не столько о колоссальном ущербе российскому авиапрому, срыве выполнения крупных контрактов, хотя и это крайне важно, сколько о непредсказуемой социально-экономической обстановке на двух крупнейших предприятиях регионов, судьбе десятков тысяч рабочих и их семей.
Напомним нашим читателям, что ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» учредил ИФК в 1999 году для возобновления сбыта российских самолетов на внутреннем и внешнем рынках. Речь идет об авиалайнерах Ил-96, Ту-204 и Ан-148, которые производятся на заводах ВАСО (Воронеж) и «Авиастар СП"(Ульяновск). В 2001 году ИФК привлекла в свой капитал инвестиции Национального резервного банка и Внешэкономбанка СССР на общую сумму 3,6 млрд. рублей. В том же году ИФК стала одним из победителей конкурса, проводимого Минэкономразвития по отбору лизинговой компании для оказания государственной поддержки, и получила инвестиции в капитал от государства в размере 2,5 млрд. рублей в обмен на пакет акций в объеме 38 процентов. При этом государство приобрело акции ИФК по цене на 15 процентов ниже, чем их приобретали частные инвесторы.
До сегодняшнего дня ОАО «Ильюшин Финанс Ко» (Росимущество — 38 процентов, Внешэкономбанк — 16, Национальная резервная корпорация — 36, остальное — менеджмент) было крупнейшим и самым успешным поставщиком новых российских гражданских самолетов на внутренний рынок и — впервые со времен перестройки — на экспорт. Деятельность ИФК доказала эффективность государственно-частного партнерства в авиастроении: на каждый рубль из бюджета было привлечено 3,5 рубля из внебюджетных источников, а за 4 года работы компании государство вернуло внесенные в капитал средства в виде налогов.
На средства, полученные от государства и частных акционеров, уже построены и переданы в лизинг два Ил-96−300, четыре Ту-204. Организовано финансирование экспортного контракта поставки двух Ил-96 на Кубу. Завершается постройка Ту-204 для «Владивосток Авиа». Привлечено свыше 100 млн долл. банковских кредитов. Пакет твердых заказов от авиакомпаний включал 10 Ил-96 разных модификаций, 15 Ан-148. В стадии завершения подготовка контрактов на Ил-96, Ту-204, Ан-148 и
Ан-124 — всего более 80 самолетов. Размещение заказов осуществлялось на Воронежском (ВАСО) и Ульяновском («Авиастар-СП») авиазаводах, являющихся основой гражданского самолетостроения в создаваемой Объединенной авиастроительной компании (ОАК).
Благодаря финансовой поддержке ИФК была проведена реструктуризация долгов завода ВАСО, который выведен из предбанкротного состояния. Сохранен потенциал для строительства, технического обслуживания и ремонта больших самолетов, в т. ч. обслуживающих Президента РФ. Общий объем твердых заказов и подготавливаемых контрактов ИФК составлял в сумме более 2,5 млрд долл. Эти заказы должны были размещаться на ВАСО и «Авиастар-СП», чтобы вывести их на доперестроечный уровень загрузки производства и обеспечить заказами на 7−10 лет.
Но вот наступил 2005 год, в бюджет которого государство предусмотрело выделение 6 млрд. рублей на увеличение капиталов лизинговых компаний ИФК и ФЛК. По всей видимости острая конкуренция за распределение этих денег и стала причиной обращения в правоохранительные органы о якобы неправомерном формировании ИФК уставного и добавочного капитала и о низкой кредитоспособности компании. Прокуратурой Воронежской области по повторному указанию Генеральной прокуратуры было возбуждено уголовное дело против генерального директора ИФК по факту превышения должностных полномочий, несмотря на то, что первоначальная проверка не выявила никаких нарушений.
Однако сама практика деятельности компании опровергает обвинение, поскольку ИФК за последние два года получила долгосрочные кредиты от крупнейших российских банков в размере более ста млн. долларов CШA, а также разместила свои векселя на рынке на сумму свыше 2,5 млрд. рублей, из которых около 1,5 млрд. погашено. Более того, Счетная палата РФ в марте — апреле этого года проверила деятельность ИФК и подтвердила целевое расходование средств, полученных из федерального бюджета на авиализинговые проекты.
В настоящее время работа ИФК полностью парализована. ИФК не может нормально функционировать, т.к. ее персонал подвергается постоянным допросам. Действия правоохранительных органов привели к тому, что ИФК сегодня находится на грани выживания. В ситуации, когда активы негосударственных акционеров арестованы, привлечение каких-либо инвестиций от них невозможно. Приостановлена программа привлечения краткосрочных кредитов — банки не только опасаются выделять ИФК дополнительные средства, но обращаются с требованиями о досрочном погашении взятых компанией обязательств. Заключенные контракты срываются, авиакомпании занимают выжидательную позицию и не переводят авансы, не погашаются вексельные программы, заморожены переговоры с иностранными покупателями.
Уже сейчас прекращено финансирование производства самолетов Ил-96 и Ту-204 на Воронежском и Ульяновском заводах. Срыв заключенных контрактов при отсутствии других заказчиков вернет ВАСО и «Авиастар-СП» в состояние банкротства — уже сейчас на Воронежском заводе приостановлены выплаты зарплаты и налогов за июль. В случае развития ситуации в неблагоприятном направлении потребуется трудоустроить порядка 20 тыс. работников. Без заказов и, следовательно, работы окажутся более ста тысяч работников смежных предприятий. Государство лишится предприятий, производящих широкофюзеляжные самолеты типа Ил-96 и Ан-124. Возникнут проблемы с техническим обслуживанием и ремонтом самолетов Ил-96−300ПУ, предназначенных для авиаперелетов Президента РФ. Ликвидация ВАСО и «Авиастар-СП» существенно ослабит создаваемую «Объединенную авиастроительную компанию» (ОАК), поскольку существенно ограничит модельный ряд производимой гражданской и военно-транспортной авиатехники, отодвинет Россию в ряд развивающихся авиастроительных государств типа Бразилии, Австралии, Израиля, закроет перспективу равноправного конкурирования на мировом рынке с «Боингом» и «Эйрбасом», что откроет доступ в Россию подержанным самолетам этих компаний.
По мнению Александра Лебедева, ситуация, сложившаяся вокруг компании «Ильюшин Финанс Ко», требует неотложного вмешательства высшего руководства страны. Депутат высказал удивление в связи с тем, что Правительство РФ, являющееся непосредственно и через Внешэкономбанк владельцем контрольного пакета акций ОАО «Ильюшин Финанс Ко», до сих пор никак не отреагировало на события последнего месяца. Лебедев уверен, что, если кампания по ликвидации ИФК не будет немедленно прекращена, это может привести к уничтожению отрасли гражданского авиастроения в России. Более того, сама идея и основополагающие принципы государственно-частного партнерства, жизненно необходимого для модернизации нашего народного хозяйства, окажутся поставлены под большой вопрос.
И еще. Не может не настораживать то, с какой легкостью организуется и проводится дискредитация ведущего производителя авиатехники гражданского назначения. Следуя этой схеме, довольно просто «помножить на ноль» и предприятия, отвечающие за производство военной авиатехники.
— Что касается судьбы боевой авиации, — считает Александр Лебедев, — то она очень тесно связана с гражданской. Ведь конструкторская мысль не существует отдельно. Совершенно понятно, что за гражданским авиастроением мы точно утратим боевое. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Чтобы не наступили эти самые последствия, руководству страны необходимо уже сегодня обратить самое пристальное внимание на ситуацию вокруг ОАО «Ильюшин Финанс Ко». Иначе завтра будет попросту поздно.
http://www.redstar.ru/2005/09/1709/501.html