Независимое военное обозрение | Вадим Соловьев | 09.09.2005 |
Новому главкому Владимиру Масорину досталось тяжелое наследство, а потому общественность с нетерпением ожидает, что адмирал предложит стране здравую концепцию по выводу флота из кризиса. Однако уже на второй день после вступления в должность — 5 сентября, на срочно созванной пресс-конференции Владимир Масорин сообщил, что ему поставлена совсем иная важнейшая задача: «Сделать так, чтобы флот не сотрясал общественное мнение».
Сразу надо отметить: тот, кто давал подобное ценное указание нынешнему главкому, великого открытия не совершил: аналогичное ЦУ искусно претворялось в жизнь в советское время, а потому никто не знал, например, о страшной гибели нескольких подводных лодок, других катастрофах. Удалось даже скрыть от народа бунт на эсминце «Сторожевой», который возглавил заместитель командира корабля по политчасти Валерий Саблин. Имя этого человека около двух десятков лет, до начала 1990-х, никто не знал ни в СССР, ни на Западе.
Есть кому в этом плане подражать и в демократической России. Экс-главком Куроедов всеми правдами и неправдами пытался замолчать весь драматизм катастрофы «Курска» в первые ее дни. Такой же стереотип действовал и при аварии батискафа АС-28 в августе этого года — чисто случайно правда вырвалась наружу.
Конечно, слова о не сотрясающем общественное мнение флоте могут означать и выбор другого пути — кардинальным образом перестроить не только ВМФ, но и царящие на нем порядки. Но, похоже, у адмирала Масорина иные планы, если судить по его заявлению — абсолютно исчерпывающему и безапелляционному: «Надо сохранить те направления, которые есть, они прорабатывались не конкретным лицом, а Главным штабом ВМФ, если мы будем делать все по новой, то ни к чему не придем… У нас флот строится не так, как захочет Масорин, Иванов или Сидоров, есть основополагающие документы, и я в первую очередь намерен следовать им».
Получается, что шея крутит головой. В соответствии с основополагающими военными документами, штабы — именно те рабочие органы, которые реализуют замыслы командиров, командующих, руководителей Минобороны — того же Владимира Масорина, Сергея Иванова (или даже Сидорова, буде тот станет военачальником). Это — Альфа и Омега военного управления. Кому как не военно-политическому руководству определять основные направления оздоровления, возрождения ВМФ. А штаб обязан сделать все необходимое для воплощения намеченного в жизнь, контролировать, как идет исполнение разработанных им для этого приказов и распоряжений.
Тезис о том, что Масорин намерен следовать в первую очередь основополагающим документам есть не что иное, как обещание продолжить линию своего предшественника Куроедова. Поскольку именно под его руководством они готовились. Но сам факт преждевременного смещения с должности адмирала Куроедова говорит о том, что эти самые «основополагающие документы» следует пересмотреть, причем — коренным образом. Иначе — все военно-морские неурядицы будут повторяться. Поскольку не устранены условия, их порождающие.
Больше всего Масорина удручает то, что в техническом спасательном отношении Российский флот отстает от ВМС ведущих стран мира. «Однако, — добавляет при этом адмирал, — в теории и подготовке водолазов-подводников мы на уровне». То есть техника у нас плохая, зато специалисты — высококлассные. Какой-то парадокс: как же можно пестовать профессионалов на уровне мировых стандартов, если аппараты, приборы, суда ни на что не годятся?
И тем не менее новый главком заявляет: «Хотел бы обратиться не столько к кораблям, сколько к людям. Хотелось бы сделать так, чтобы у нас командующие флотами, командиры крейсеров, офицеры заняли достойное место». Интересно, как этого достичь, если признается отсутствие главного условия их деятельности — надежной техники.
А как раз техника-то и напомнила о себе в тот день, когда Масорин делился с журналистами ближайшими замыслами. На флоте произошло очередное громкое ЧП. При посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов» истребитель Су-33 сорвался с палубы и затонул. Вспомнилось, как полтора года назад, при Куроедове, на том же авианосце и также при посадке произошла авария с штурмовиком Су-25, который чуть не разнес корабельные надстройки…