Александр Бабакин | 09.09.2005 |
ГЕНЕРАЛА ХРУЛЕВА — В ПРИМЕР
К сожалению, сразу после июньского заседания Совбеза трудно было получить хоть какой-то вразумительный ответ на данные вопросы. В Минобороны, например, отделывались лишь невнятными репликами. Некоторые источники «НВО» вместе с тем утверждали, что сложности обусловлены конфликтом руководителей российского силового блока, борьбой между ними за право контролировать огромные финансовые потоки, направляемые на тыловые нужды всей военной организации государства.
Только в конце июля, накануне праздника Дня Тыла Вооруженных сил РФ его начальник — заместитель министра обороны генерал армии Владимир Исаков раскрыл суть происходящего. Оказалось, действительно внедрению МУСТО мешают острые ведомственные противоречия. И как результат — не выполнен план перехода к всеобщей системе тылового обеспечения. Поэтому на заседании Совбеза президент РФ весьма резко критиковал силовиков, поддержав тем самым министра обороны Сергея Иванова и генерала Исакова.
Видимо, ободренный этим Иванов 29 июля в приказе за # 285, посвященном Дню Тыла, особо подчеркнул, что в 2005 году исполняется 305 лет учреждения «структур, осуществляющих централизованное тыловое обеспечение армии и флота». Далее не могут не броситься в глаза слова: «Единая структура, в полном объеме отвечающая за тыловое обеспечение войск, была создана в самом начале Великой Отечественной войны — 1 августа 1941 года».
Конечно, сей приказ не являлся только поздравлением тыловиков Вооруженных сил с их профессиональным праздником. Сергей Иванов высказал свою точку зрения: вот, мол, в дни тягчайших испытаний все же смогли организовать единый тыл, а теперь никак не получается.
Однако здесь уместно вспомнить о том, кто и как в тот трагический период отечественной истории занимался централизованным тыловым снабжением, без которого наша страна вполне могла погибнуть. Долгие годы у нас почти не вспоминали о талантливом военном администраторе, генерале армии Андрее Хрулеве. Он со всей остротой поставил вопрос о едином Тыле перед Верховным главнокомандующим Сталиным и тем самым вызвал недовольство очень влиятельных людей. Почему в конце концов в 1951 году и был удален из Министерства Вооруженных сил (так тогда называлось Минобороны).
Очевидно, Владимир Исаков прежде всего по чисто экономическим соображениям решил творчески использовать опыт одного из своих выдающихся предшественников. Ведь по оценке военных экспертов, объединение всех отдельных тыловых систем силовых ведомств России в централизованную под одним руководством службу позволит экономить ежегодно до 6 млрд. рублей. Естественно, это бьет по чьим-то личным интересам и амбициям. Так как же принималось решение о создании МУСТО и кто ныне выступает против?
В КОЛЬЦЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ
После всестороннего экспертного анализа план создания МУСТО был утвержден в феврале 2002 года специальным распоряжением правительства РФ # 212. Далее началась черновая и кропотливая работа. Прежде всего развернулась инвентаризация материальной базы всех тыловых структур — складов, госпиталей, военных учебных заведений, баз хранения техники, прачечных, столовых и еще многого другого. Параллельно с этим учетом всего движимого и недвижимого имущества для тыловиков готовились новые нормативно-правовые документы — различные приказы, указы, федеральные законы и другие важные бумаги. Штабные работники разрабатывали стратегические и оперативные планы снабжения войск всех силовых ведомств, схемы оперативной доставки огромных масс грузов, нормативы их хранения.
На территориальный принцип работы переводилось все огромное военно-медицинское обеспечение служивого люда в нашем государстве. Но прежде всего такая отдельная структура, как Главное военно-медицинское управление Минобороны, перешло в ведение Тыла ВС и стало непосредственно подчиняться генералу армии Владимиру Исакову. ГВМУ были, так сказать, приданы расширенные функции по медобслуживанию представителей всех силовиков. Любому государственному человеку, у которого на плечах погоны, давалось право поправлять здоровье по месту службы в госпиталях МО, МВД, МЧС. Налицо — явный прогресс. Не нужно теперь ехать больному военнослужащему, допустим, МО (или недомогающим членам его семьи) за сотни километров до «своего» медучреждения, когда по соседству располагается такое же — только другой силовой системы.
Постепенно формирование МУСТО набирало обороты. Так, в 2003 году ликвидировались представительства от МВД, МЧС на предприятиях, выпускающих обмундирование, обувь, некоторые виды техники. Все это хозяйство, а следовательно, и полное влияние на промышленность перешло в руки Минобороны.
Впервые за всю многолетнюю историю русской, советской, российской армии с 2003 года генералу армии Владимиру Исакову удалось начать формировать единую систему закупки различных видов однотиповой продукции военного назначения — продуктов питания, снаряжения, обмундирования, оборудования для столовых, прачечных, госпиталей. На специальных конкурсах отбиралась наиболее качественная продукция, на нее устанавливались единые для всех силовых ведомств цены. Ведь прежде нередко одни и те же армейские ботинки или сухие пайки продавались с 15−20-процентной разницей. Предприимчивые тыловые руководители получали огромный «навар» от подобной ценовой неразберихи.
Разумеется, такая организаторская деятельность Минобороны не могла устраивать другие силовые ведомства и заинтересованных руководителей. В дело пошли подковерные интриги, бюрократические проволочки, направленные на то, чтобы сохранить в какой-то мере — хотя бы и существенно урезанные — ведомственные локальные тыловые системы.
Уже в 2004 году стало ясно, что к намеченному сроку в 2005 году сформировать МУСТО не удастся. У министра обороны, несмотря на активную поддержку со стороны могущественных Минэкономразвития РФ и Минфина, явно не хватало административного ресурса и полномочий для завершения всей объединительной работы. А осенью 2004 года Сергею Иванову предстояло отчитаться в Совбезе о МУСТО, доложить, что сделано. Только воз, так сказать, катился слишком медленно. И тогда для упреждения событий министр обороны выносит проблему МУСТО на обсуждение коллегии военного ведомства. На том представительном совещании высшего руководства МО РФ, где обсуждаются в узком кругу самые важные вопросы, впервые Сергей Иванов, как рассказал высокопоставленный генерал, присутствующий на коллегии, посетовал: «Несмотря на то, что работа по переходу к МУСТО регламентирована планом, ее выполнению препятствуют ведомственные разногласия».
А ХУЖЕ НЕ СТАНЕТ?
В этих условиях генерал армии Владимир Исаков, очевидно, понимая, что в данной ситуации необходимо прояснить позиции всех заинтересованных структур, проводит в феврале научно-практическую конференцию по выполнению плана МУСТО и связанным с этим проблемам. На ней, как стало известно от очевидцев, присутствовали представители Госдумы и Совета Федерации, Совета безопасности, Минэкономразвития и Минфина, командующие военными округами и флотами, их заместители по тылу. В докладе Владимир Исаков откровенно отметил, что некоторые руководители силовых ведомств не хотят единого финансирования межведомственного тыла, объединения транспортной, складской, медицинской и другой инфраструктур, организации единой контрольно-ревизионной службы.
К этому демаршу начальника тыла ВС РФ, очевидно, другие силовики были готовы. В ответ раздались возражения, что уже проведенная работа по МУСТО вместо положительных результатов принесла одни минусы. Якобы на совместных конкурсных торгах Минобороны оказывается в лучшем положении, ухудшилось качество подготовки офицеров после объединения тыловых военных вузов. Мол, создание единой контрольно-ревизионной службы только усложнит работу будущей МУСТО. Резкие замечания практически сводили на нет все, что удалось сделать за три года для формирования межведомственного тыла.
Но на февральской конференции у Владимира Исакова оказались и сторонники — из правительства РФ, Минфина, Минэкономразвития, среди высокопоставленных военных. Однако от этого работа по формированию МУСТО ничуть не продвигалась. Пока на уже упоминавшемся июньском заседании Совбеза Владимир Путин жестко не потребовал усилить контроль за выполнением принятых прежде решений, касающихся унифицированной системы тылового обеспечения.
Таким образом, министр обороны Сергей Иванов и начальник тыла ВС РФ генерал армии Исаков получили дополнительную поддержку на самом высоком уровне. Поэтому во время празднования Дня Тыла Владимир Исаков откровенно заметил, что «в ближайшее время в работе по МУСТО в нашем государстве в ближайшее время будет поставлена окончательная точка».
Хорошо бы. Тревожит, правда, один вопрос: не получится ли межведомственный тыл таким же, как единая система в государстве по заказам вооружения и техники? Один из заместителей главного инженера крупного московского оборонно-промышленного предприятия в доверительной беседе откровенно рассказал, что «в череде мероприятий по развалу ОПК не последнее место занимает реорганизация системы заказов вооружения и техники. Сейчас там потеря управления, неопределенность, борьба за теплые места, криминальные конкурсы…» В общем, дальше некуда.
Остается надеяться, что с будущей МУСТО такого не произойдет. Ведь первые опыты по внедрению межведомственной системы тыла положительно показали себя в Северо-Кавказском военном округе, в сложном деле поставки материальных запасов на Крайний Север. Однако немалому числу корыстных российских чиновников, очевидно, вовсе ни к чему нормальное функционирование МУСТО. Ведь закупается же, как рассказал один из сенаторов, иностранное мясо с хрящами для тушенки российского производства. А первосортные отечественные говядина, свинина почему-то не востребованы.
Тайну сию разгадать просто. От честной сделки военным и гражданским чиновникам можно получить только благодарность в приказе, но никак не шикарную дачку в три этажа в престижном месте. МУСТО — это огромные средства, потому попасть туда мечтают очень много заинтересованных в повышении своего благосостояния лиц.